Серия недавних сообщений о геройских действиях наших таможенных органов, арестовавших подряд несколько крупных партий мобильных телефонов, имела все шансы потонуть бесследно в новостном потоке, если бы не некоторое исключительное качество, присущее именно данным случаям применения госсилы и отличающее их от многих предыдущих подобных, когда тоже арестовывались крупные партии электроники, мебели, сигарет и т.д. Действительно, на этот раз размеры грузов, а также локализация их во времени и пространстве оказались таковы, что кардинальным образом изменили ситуацию на всем рынке мобильников. То есть события коснулись не отдельных, оказавшихся с краю фирм и лиц, а всего рынка и, учитывая высокую степень проникновения мобильной связи, едва ли не всего населения России.
Позволим себе сделать несколько субъективных предположений по данному поводу, но прежде повторим в тезисной форме ряд, в общем-то, известных фактов для тех, кто имел счастье никогда не касаться будней и прозы экспортно-импортных операций.
Итак, в настоящее время по-серому растаможивается в России почти вся бытовая (в широком смысле) электроника – то есть не только телевизоры, но и, скажем, офисные кондиционеры или датчики охранных сигнализаций. Фирмы, от лица которых техника продается внутри страны оптом (а часто и в розницу), ведущие реальную работу по выстраиванию и поддержанию отношений с производителями-поставщиками, с точки зрения формальной бухгалтерии, покупают все исключительно на внутреннем рынке у неких компаний с малоприметными именами, чьей рекламы мы с вами никогда не видели и не увидим. Именно они и занимаются импортом, т.е. от их лица заполняются таможенные декларации, платятся пошлины и все такое. Разумеется, заполняются не всегда и не по-простому, да и платится далеко не всё.
Эти спецфирмы имеют особые контакты с теми или иными должностными лицами таможни – но наших крупных фирм это уже не касается: они-то приобрели товар, прошедший таможенную очистку и "выпущенный для свободного обращения на внутреннем рынке". К ним никаких претензий – все претензии к спецфирмам, которым, впрочем, их предъявить не так уж просто, ибо не имеют эти фирмы ничего: ни денег, ни репутации, ни имущества, ни даже реальных сотрудников и учредителей – одни утерянные паспорта да липовые подписи.
Иногда эти спецфирмы являются на самом деле структурными единицам настоящих импортеров, выполняющими свои функции под их управлением. Иногда, напротив, - это независимые компании, оказывающие услуги разным клиентам. Разница не принципиальна. Для нас важно другое: таким образом работают все импортеры. Все занижают пошлины, экономят на НДС и т.д. Иначе говоря, если кто-то из импортеров попробовал бы растаможивать товар "по-белому", то его товар тут же стал бы слишком дорогим по сравнению с аналогами у конкурентов. И никто бы его не купил. Выходит, что в подобной ситуации импортеры вынуждены пользоваться услугами серой или черной растаможки.
Следует понимать, что сами предприниматели от этой серой практики отнюдь не в восторге. Дополнительных денег она, на самом деле, не дает: если вообразить, что, допустим, завтра вдруг все начали жить исключительно "по-белому", на технику цены несколько вырастут, мы с вами заплатим некоторые дополнительные суммы, но импортеры получат почти ту же самую прибыль – допзатраты на легальную растаможку будут переложены на покупателей. Таможенные издержки возрастут у всех импортеров в равной степени. Зато заметно уменьшится уязвимость компаний-продавцов в части рисков неожиданной конфискации груза и т.д. И вообще понизится уровень рабочего стресса, что, несомненно, является голубой мечтой российского бизнесмена.
Нынешняя практика сложилась не в одночасье. На заре девяностых все начинали работать с таможней легально. Внутренний рынок в те годы, если кто помнит, был узким, но нечувствительным к цене. Как говорил один бизнесмен, специализировавшийся на продаже охранных сигнализаций: "Я продавал тогда в месяц двадцать инфракрасных датчиков по тридцать долларов каждый. Я мог бы продавать их по пятнадцать долларов, а мог бы по пятьдесят – в обоих случаях я все равно продал бы двадцать штук". Прибыль первоначально была высокой, но затем начала нарастать конкуренция, и импортеры принялись снижать издержки, как только возможно. Тут-то и возникли "неформальные предложения" от разного рода таможенных чиновников. Кто-то перед ними не устоял и в результате получил ценовое преимущество перед конкурентами. Тем самым вынудив конкурентов пойти тем же путем или покинуть бизнес. Прошло немного времени – и оказалось, что серыми схемами пользуются все. Или, по крайней мере, все выжившие в конкурентной борьбе. Иначе и быть не могло. Резюме же сказанного состоит в том, что не жадный бизнес развратил чиновников, а категорически наоборот – алчные чиновники заставили бизнес заняться контрабандой без какой-либо ощутимой выгоды для этого бизнеса.
Из сказанного ясно, что субъекты рынка импортной техники самостоятельно не могут покончить с серым импортом, пусть даже все они этого и хотят - по большому счету. Таким образом, эта задача адресуется государству, власти. Попробуем представить, как бы она должна была действовать с целью "обелить" рынок растаможки. Традиционная мера контроля российских властей (избирательный налогово-полицейский террор) в данном случае не решит проблему: даже очень крупные неприятности довольно крупных игроков, каковые время от времени и случаются, лишь создадут дополнительную возможность сбыта их конкурентам. Те лишь покачают головой: да, мол, Иван Иванычу не повезло, все под Богом ходим!..
Стало быть, надо создать для целой отрасли, хотя бы и узкой, ситуацию невозможности использования серых схем. Боюсь зарекаться, но, кажется, именно это и произошло с мобильниками. Характерно, что силовые меры свелись, в первую очередь, к аресту товарных партий, а не к аресту людей или блокированию крупных компаний. Так для рынка чувствительнее, а для его игроков – гуманнее. Игроков на этом рынке не очень много, отследить "схемотехников" оказалось вполне посильной для силовиков задачей. Наверное, и это было непросто, но сконцентрированная государственная воля дала плоды – по крайней мере, на какое-то время серые каналы оказались перекрыты. Да и нравы стали гораздо мягче – не в меру любопытных налоговиков уже не так легко отстреливают, как десять лет назад. Естественно, держать таможню под таким контролем постоянно государство не в силах – через какое-то время импортеры, уже начавшие самостоятельный белый импорт, в принципе, смогут вернуться к старым схемам – но весь расчет состоит в том, что уже не захотят. Ибо сейчас, уловив сигнал, перешли на новые рельсы все. А честно жить, как мы уже сказали, легко и приятно.