Федеральная антимонопольная служба решила заняться бизнесом московских аэропортов. В понедельник тарифное правление ФАС приняло решение о дерегулировании тарифов на услуги в аэропортах Московского авиационного узла (МАУ). Об этом сообщает «Интерфакс».
Ранее начальник управления регулирования транспорта ФАС Дмитрий Рутенберг обращал внимание на то, что федеральный закон запрещает сдерживать переход естественных монополий к рыночной конкуренции. «Анализ, проведенный ФАС России, показал, что аэропорты, входящие в МАУ, ведут свою деятельность в условиях конкуренции. Поэтому мы считаем возможным отказаться от государственного регулирования тарифов на их услуги, избежав при этом резкого роста цен», — пояснил чиновник отраслевому изданию «АвиаПорт».
Уже сейчас государство не регулирует тарифы на услуги по метеообеспечению, обработке коммерческих грузов и почты, обеспечению приемки-выпуска воздушного судна, заправке водой, внутренней уборке самолета, а также по предоставлению трапов, пассажирского наземного транспорта и так далее. Теперь ФАС отказывается от регулирования цен на услуги за взлет-посадку, на обеспечение авиационной безопасности и оплаты пользования аэровокзалом и обслуживания пассажиров.
Идея отказа от регулирования аэропортовых сборов активно обсуждается в отрасли с 2013 года, но самый главный вопрос для россиян звучит просто: «Подорожают ли билеты?» Кажется, даже авиаперевозчики встали на сторону своих клиентов — они выступали против дерегуляции, опасаясь роста тарифов у аэропортов. Это, соответственно, отразится на стоимости билетов.
Между тем никто из экспертов, опрошенных изданием «АвиаПорт», пока не берется предсказать последствия дерегуляции. До недавнего времени ожидалось, что МАУ получит финансирование за счет средств Фонда национального благосостояния, но в последний момент правительство решило деньги не выделять. Так что возрастающие затраты руководство аэропортов вполне может решить покрыть за счет роста сборов, тем более, что другая часть бизнеса аэропортов — торговля и сдача в аренду помещений под нее — также может не принести ожидаемой выручки из-за сокращения доходов россиян.
Начальник Управления ГЧП и инвестиционных проектов АНО «Дирекция Московского транспортного узла» Евгений Глумов рассказал «АвиаПорту», что руководители аэропортов в случае непредставления средств ФНБ на тех условиях, которые предлагались в прошлом году, угрожали поднять тарифы в десятки раз. «Официальными расчетами эта позиция не подтверждена, — подчеркнул он. — Аэропорты также сообщают, что авиакомпании в силу макроэкономических причин находятся на пределе своих возможностей, и, несмотря на то, что аэропортовые сборы составляют всего 4-5% от их расходов, даже минимальное повышение тарифов повлечет к снижению пассажиропотока и авиационной мобильности пассажиров».
Впрочем, сами аэропорты предпочитают не говорить открыто о повышении цен. В «Домодедово» обратили внимание на то, что МАУ является высококонкурентным рынком, а значит резкого роста цен не будет. В «Шереметьево» предложили обращаться к независимым аналитикам рынка, которые могут прогнозировать развитие ситуации.
Впрочем, совсем убирать руку с пульса в ФАС не готовы. Рутенберг уточнил «Интерфаксу», что одним из требований, предъявляемых к аэропортам, будет представление в ФАС отчетности о применяемых тарифах. «Не надо забывать, что методы антимонопольного контроля всегда будут сохраняться. Так что за "беспредел" с тарифами может последовать соответствующая ответственность», — подчеркнул представитель ФАС.