Сети бензоколонок, согласившиеся на заморозку розничных цен на топливо, стали ухудшать условия для корпоративных клиентов, которые пользуются топливными картами. Об этом в четверг пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на источники в отрасли. Раньше за счет топливных карт можно было заметно сэкономить, но теперь условия быстро меняются.
По данным издания, первой наценки на топливные карты вместо скидок ввела «Газпром нефть», объяснив происходящее нестабильной ситуации на рынке. Формально она называется «сервисным сбором за топливную карту». По факту, как следует из письма гендиректора ООО «ЕКА-Процессинг», бизнес будет платить за дизельное топливо на 5% больше, за бензин — на 1%, чем указано на «стеле».
Впрочем, как утверждают собеседники издания, ценовые условия на АЗС по топливным картам ухудшают все крупнейшие нефтекомпании, это началось после того, как они договорились с правительством заморозить мелкооптовые цены. Розничные цены на заправках нефтекомпаний заморожены еще с июня.
Сокращение или отмену скидок уже заметили грузоперевозчики и ретейлеры. Источник «Коммерсанта» в «крупной компании продуктового ритейла» рассказал, что условия по картам ухудшаются с весны, помимо уменьшения скидок появились затраты на сервис, введены проценты за отсрочку платежа — в итоге компания вынуждена искать альтернативных поставщиков. Сокращение или отмену скидок подтвердил советник по развитию ГК «Деловые линии» Андрей Воленко. Он говорит, что «расходы на ГСМ — одна из ключевых статей в себестоимости перевозки», и отмечает также рост акцизов, числа платных автодорог, повышение тарифов «Платона» с 1 июля 2019 года. «У транспортных компаний встает вопрос либо ухода с рынка из-за низкой маржинальности, либо повышения тарифов, — заявляет Воленко. — Рост стоимости грузоперевозок разгоняет инфляцию, поскольку логистическая составляющая всегда присутствует в цене товара».
Глава Российского топливного союза Евгений Аркуша считает, что подобная практика — это скрытый рост цен и он идет вразрез с решением правительства о заморозке розничных цен. «Повышение цен на нефтепродукты по топливным картам — это фактически скрытое повышение розничных цен на фоне подписания соглашения о стабилизации ситуации на топливном рынке, — подтверждает Михаил Турукалов из "Аналитики товарных рынков". — Раньше цены на товар по картам были на 3–7% ниже цен на стеле АЗС в зависимости от объема выборки клиента».
Отметим, что после подписания соглашения между правительством и нефтяными компаниями оптовые цены на бензин на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже (СПбМТСБ) все-таки пошли вверх. Так, во вторник, 6 ноября, цены выросли возросли в среднем на 1,7–2,2%. При этом цены на заправках за неделю практически не изменились.
А правительство, судя по всему, решило в первую очередь контролировать независимые АЗС, владельцы которых сильнее всего выступали против соглашения, поскольку у них нет пространства для маневра при повышении оптовых цен на топливо. Во вторник стало известно, что налоговой и антимонопольной службам поручено проверять независимые АЗС на предмет повышения цен на бензин. В соответствии с протоколом совещания правительстве, особое внимание должно уделяться тем бензоколонкам, цены на которых превышают установленный уровень более чем на 4%.