Прохождение техосмотра смягчат уже к будущему году, а место гаишников займут частники. Правда, пока неясно, улучшится ли ситуация с очередями на пунктах ТО. Очевидно то, что таким образом государство пытается купить лояльность разных сред (в данном случае автолюбителей) накануне выборов.
После претензий Дмитрия Медведева по поводу техосмотра (см. подробнее Неосмотрительный дефицит) правительство существенно интерсифицировало прохождение через Думу нового закона по этому поводу.
«Президент поручил правительству самым серьезным образом заняться тем, чтобы это (техосмотр) было значительно облегчено, вплоть до отмены самой процедуры техосмотра», - заявил в среду первый вице-премьер правительства Игорь Шувалов. Он пояснил, что до 13 мая правительство определится по варианту законопроекта который будет принят в Госдуме.
«Во втором чтении законопроект в Госдуме предстоит рассмотреть и одобрить 13 мая, и мы рассчитываем, что к 13 мая правительством все будет тщательно подготовлено и предложены окончательные варианты. Мы также планируем доложить президенту о работе над законопроектом», - отметил первый вице-премьер. По словам главы комитета Госдумы по транспорту Сергея Шишкарева, если не случится неожиданностей, третье чтение может состояться неделей позже, а к середине июня станет законом. Заработает он, таким образом, с начала 2012 года.
Законопроект вообще-то довольно старый — в первом чтении депутаты приняли его еще в июле 2010 года. Однако дальше он завис в правительстве. Ведомственное лобби (прежде всего — руководства ГИБДД), по всей видимости, тормозило передачу тех осмотра из ведения дорожной милиции частникам. После терактов в Домодедово глава ГИБДД Виктор Кирьянов был назначен на новый участок работы — руководить транспортной безопасностью в МВД, но и это не сдвинуло дело. Более того: по новому закону о полиции за МВД не предусматривается контроль за техническим состоянием автотранспортных средств, но гаишники все равно сопротивлялись, указывая, что игроками частного рынка могут стать автосервисы и коррупционная составляющая только возрастет.
Теперь ясно — частным пунктам ТО быть. И техосмотру — тоже (как мы и предполагали). В сохранении рынка услуг по техническому осмотру транспорта государство заинтересовано — цивилизация рынка может вывести часть черных средств (взяток, по сути) вывести в белую зону. Как рассказал накануне глава думского комитета по транспорту Сергей Шишкарев, в ходе последних проверок как в столице, так и в регионах зафиксированы многочисленные случаи неготовности органов внутренних дел к проведению процедуры техосмотра. По данным комитета,
Автолюбителям обещают серьезные послабления. Сокращается количество необходимых документов на ТО — теперь обязательным будет только наличие паспорта. Существенно снижается частотат техосмотра: новые авто могут не проходить его три года (ранее был год), машины до 7 лет будут проходить ТО раз в два года (ранее раз в год), старше семи лет — раз в год (ранее — раз в шесть месяцев).
Далее, однако, начинаются вопросы. На первом этапе отменять государственный техосмотр не планируется, переходный период займет два года. Пока частники не смогут удовлетворить спрос, пункты ГТО будут сохранены. Будут ли потребности удовлетворены, а цены — щадящими остается большим вопросом. Предусмотрено, что максимальная стоимость услуги будет устанавливаться Федеральной службой по тарифам. Если она будет маленькой, бизнес просто не будет входить на рынок. Возможно гражданам будет даже хуже (по крайней мере тем 40 процентам, которые не покупают талон техосмотра).
Контроль за частниками будет вести уполномоченный правительством госорган, каковым с довольно большой вероятностью и станет госавтоинспекция.
Законопроект по смягчению условий прохождения техосмотра является не только хозяйственным актом, но и несомненным предвыборным шагом. В каковом качестве его и имеет смысл рассматривать. По данным опроса портала Superjob, против техосмотра выстпает две трети россиян, за — менее пятой части. Государство, в лице партии парламентского большинства и президента — стремится задобрить отдельные среды:
Все эти среды не только электорально значимы, но и проявляют гражданскую активность. Прошлогодние акции «синих ведерок» и протесты рыбаков этой весной доказали это в полной мере.