будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
экономика
Июнь 21, 2025
Хозяйство
Сакоян Анна

The Economist объясняет экономику

The Economist объясняет экономику
steinwey3
Фото: bigapplesecrets.com

The Economist на этой неделе занялся просветительством в области экономики. К настоящему моменту опубликованы уже три материала, посвященные этой теме. Всего их планируется шесть.

В первом из них обсуждался вопрос о том, почему существуют фирмы. В свое время Адам Смит говорил о «невидимой руке рынка», то есть о том, что экономика управляется ценовыми сигналами. Позднее появилась критика этой точки зрения. Ее высказал в первой половине XX в. британский экономист Рональд Коуз. Такой принцип не вписывался в то, что происходит внутри компаний. Например, когда работника переводят из одного отдела в другой, это вовсе не означает, что он переводится потому, что в другом отделе выше зарплата. Он делает это, потому что ему так сказали.

 
Рональд Коуз

Коуз объяснил это тем, что стоимость индивидуального участия в рыночной деятельности выше, чем корпоративного. Иными словами, фирмы существуют для того, чтобы снизить издержки на транзакции. Но в таком случае возникает вопрос, зачем нужны транзакции, раз они такие дорогие. Чтобы ответить на этот вопрос, экономисты разработали теорию контрактов, которая проводит границы между разными типами транзакций.

 
Модель рыночной иерархии
commons.wikimedia.org

Самые частые транзакции (покупка и продажа стандартных товаров и услуг на регулярной основе) — самые дешевые. Они, в первую очередь, находятся под влиянием рыночных цен. Но есть и другие типы транзакций, когда их предмет невозможно стандартизировать. На них в большей степени влияют нерыночные обстоятельства. В силу слабой формализации их, опять же, трудно регулировать с помощью судов. В результате повышается их стоимость, но потребность в них, тем не менее, остается. А это, в свою очередь, приводит к появлению на рынке таких игроков, как фирмы.

Затем The Economist переходит к вопросу о том, каким образом в центре внимания экономической науки оказался так называемый «человеческий капитал». Эта тема тесно связана с инвестированием. Наиболее очевидный предмет для инвестиций — это что-нибудь внушительное и материальное (фабрика, инфраструктура, недвижимость). Но существуют также знания и компетенции, которые нематериальны, но также могут представлять собой важное направление инвестирования. Компании вкладываются в повышение квалификации своих работников, и это увеличивает доходы.

В 1950-е гг. американский экономист Гэри Бекер задумался о том, как, собственно, связаны между собой доходы и уровень образования. Тогда было распространено мнение, что число высококвалифицированных кадров будет сокращаться, потому что компании будут очень неохотно вкладываться в дополнительное образование. Но эта точка зрения противоречила действительности, потому что число хороших специалистов неуклонно росло.

 
Профессиональный тренинг
Dirk Tussing
 
 

Чтобы объяснить этот феномен, Бекер выделил две категории человеческого капитала — специальный и общий. Специальный — это когда человек получает знания, необходимые именно для его рыночной деятельности (например, в области разработки ПО). И компании с готовностью вкладываются в такого рода образование, потому что они понимают, что эти знания понадобятся, в первую очередь, им самим. Общий человеческий капитал — это то, что не столько нужно для конкретной работы, сколько повышает уровень культуры в обществе. Поэтому в общее образование вкладываются, прежде всего, правительства, а не компании.

Третий материал посвящен вопросу о том, как предложение может само создавать себе спрос. Во времена великой депрессии в США была безработица, потому что на предлагаемые товары и услуги был недостаточный спрос. Теперь американская экономика производит этих товаров и услуг в 17 раз больше, чем тогда, а уровень безработицы не достигает и 5%. Это значит, что спрос, которого было недостаточно в 1930-е гг., вдруг вырос настолько, что его хватает на гораздо больший объем предложения.

 

Экономисты объясняют такой феномен тем, что любое предложение подразумевает и спрос. Чтобы что-нибудь произвести, по мнению этих экономистов, человеку нужна хорошая мотивация, то есть он должен рассчитывать что-то за это получить. Производство продуктов (оказание услуг), таким образом, само по себе означает, наличие спроса на какие-то другие продукты и услуги. Это небезупречное объяснение, отмечает автор, потому что во многих практических случаях оно не работает: на самом деле спрос на продукцию конкретного производителя далеко не всегда достаточен, чтобы эту продукцию можно было продать. Но оно может пролить свет на парадокс с растущим объемом предложения.

 

 
 
Сакоян Анна
читайте также
Хозяйство
Мировая экономика через призму макроэкономических индикаторов и сбытовой политики
Декабрь 6, 2012
Григорьев Леонид Гавриленков Евгений Берлин Антон
Хозяйство
Экономические итоги года
Декабрь 29, 2006
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).