Российская компания "ЛУКойл" планирует инвестировать в ближайшие годы в свои активы в Украине около $300 млн. Об этом сообщил президент ЛУКойла Вагит Алекперов после встречи с премьер-министром Украины Юлией Тимошенко. По его словам, крупнейшая компания, намерена продолжить модернизацию нефтехимического производства на предприятии «Лукор», а также Одесского нефтеперерабатывающего завода. Кроме того, ЛУКойл планирует в 2005 году начать строительство под Киевом завода по производству технических масел стоимостью примерно $20 млн. Вагит Алекперов подчеркнул, что активам ЛУКойла реприватизация не грозит.
Между тем, правительство Украины на этой неделе предложило нефтяным компаниям, которые ввозят нефть на украинскую территорию платить ввозной НДС и пообещало взять на "постоянный мониторинг" соответствующее возвращение НДС за текущий экспорт. Об этом заявила премьер-министр Украины Юлия Тимошенко на встрече с представителями украинских нефтяных компаний.
Юлия Тимошенко призвала представителей нефтяных компаний отказаться "от любых непрозрачных схем функционирования нефтяного рынка в Украине". Аналитик "Брокеркредитсервис" Максим Шеин расценил данное заявление, как "популистское", поскольку крупные нефтяные компании уже давно не пользуются такими схемами.
Однако, обращает внимание, что основными игроками на украинском рынке нефтепродуктов являются дочерние структуры российских компаний "ТНК-Украина", которой принадлежит Лисичанской НПЗ, "Лукойл-Украина" (Одесский НПЗ) и совместное ЗАО "Укртатнафта" (Кременчугский НПЗ). И по мнению аналитика "СТМ-Инвест" Михаила Пака введение НДС на импорт нефти "может сказаться на процесс ценообразования основных участников-импортеров украинского рынка нефтепродуктов – дочерних структур ТНК и ЛУКойла. Ведь теперь, по сути, подразумевается отмена вексельной отсрочки налогового платежа, которая до этого имела широкое применение среди импортеров. После изменения порядка взимания НДС компания-импортер будет вынуждена гасить налог, высвобождая дополнительные оборотные средства, что, вероятно, скажется и на себестоимости продукции".
Кроме того непонятно, насколько далеко зайдет стремление украинского правительства навести порядок на нефтяном рынке. Например не распространится ли оно на изъятие заводов - к Кременчугскому НПЗ, принадлежавшему "Транснефти" такой активный интерес был проявлен. И, наконец, отмечают, эксперты, все предыдущие попытки украинского правительства регулировать нефтяной рынок приводили к уменьшению транзита российской нефти через украинскую территорию. "Запрет украинского правительства на реэкспорт, скорее всего, уменьшит транзит российской нефти,– заявил вице-президент "Транснефти" Сергей Григорьев.– Его объемы и так сокращаются: слишком высокие на Украине тарифы".