В России снова занялись выработкойгосударственной политики в сфере занятости населения. Этому было посвященоцелое совещание, которое Президент России некоторое время назад провел в Элисте.Возвращение к этой проблематике вызывает сомнения двух видов. Первое по поводуконкретных способов повышения уровня занятости населения, которые собираютсяприменять органы государственного управления. Второе – о том, нужны ли эти способывообще, так как ситуация с безработицей у нас в стране является не такой уж напряженной.
Способы, которые Правительствособирается использовать (или уже использует) для преодоления высокойбезработицы, большой новизной не отличаются. Федеральное и региональные правительстваприняли (или готовиться принять) разного рода программы помощи, которыевключают в себя и пособия по безработице, и программы самозанятости населения,и субсидии на открытие малого бизнеса, и обучение новым, более востребованнымпрофессиям. Кое-какой эффект эти меры, безусловно, принесли и еще принесут,однако надо понимать, что они носят краткосрочный характер и вызваны, в первуюочередь, текущими кризисными явлениями. Но если кризис закончится, тонеобходимость в этих мерах отпадет сама по себе.
К слову, некоторые другие меры попреодолению кризисных явлений, которые принимались Правительством, дали, на нашвзгляд, гораздо больший эффект. Например, программа утилизации старыхавтомобилей помогла достаточно быстро восстановить производство на крупныхавтозаводах, и позволила удержать занятость на приемлемом уровне. Причем занятостьподдерживалась и на автосборочных предприятиях, и на предприятиях-смежниках и,что самое главное, - на предприятиях, которые производят товарыпотребительского назначения, которые приобретаются рабочими автопредприятий.
Поэтому ответ на вопрос, нужны линам специальные приемы для борьбы с безработицей, несмотря на свою видимуюпростоту, на самом деле не так однозначен. C одной стороны, в хозяйстве, котороепережило большую встряску и резкий рост безработицы, все силы должны бытьнаправлены на преодоление ее последствий. Но с другой, после того, каккризисные явления преодолены, и проблема избыточного предложения на рынке трудауже не так актуальна, можно спокойно посмотреть на более отдаленнуюперспективу, не сильно отвлекаясь на текущие трудности. И вот, если мы посмотримна перспективу развития российского рынка труда, то увидим, что никакойпроблемы с безработицей у нас как раз и не возникнет.
Проблемы с безработицей не будетне потому, что органы госвласти примут какие-то правильные решения, а потому,что складывающаяся демографическая ситуация не оставит для безработицы нималейшего шанса.
Дело в том, что за обсуждениямипроблемы безработицы во время кризиса все как-то подзабыли, что Россия ужедавно вошла в зону отрицательного демографического роста, когда смертностьпревышает рождаемость и поэтому никакого естественного прироста населения непроисходит. Более того, поскольку эта тенденция является устойчивой и длитсяуже второе десятилетие, то наступил момент, когда предложение новых рабочихрук, впервые поступающих на рынок труда, стало сокращаться в абсолютных цифрах.Дети, родившиеся в 1990, 1991, 1992 и далее годах, выросли, и стали взрослыми,однако их оказалось гораздо меньше, чем тех, кто родился в 1989, 1988 и болееранних годах. И эта разница в поступлении новых рабочих рук на российский рыноктруда с каждым новым годом будет все увеличиваться и увеличиваться.
Так, если сравнить численностьнаселения России, входящего в возрастные когорты в возрасте 20-24 лет и 25-29лет, с численностью населения, входящего в когорту 15-19 лет, то разрыв междуними виден невооруженным взглядом. В настоящее время в когорту 20-24 годавходит 12.3 млн. человек, и в когорту 25-29 лет тоже 12.3 млн. человек. А вот вкогорту 15-19 лет, которая находится на подходе к рынку труда, входит всего 8,5млн. человек. В следующей за ней когорте 10-14 лет дела обстоят еще хуже – внее входит 6,5 млн. человек, что, как нетрудно заметить, почти в два разаменьше, чем в когортах 20-24 и 25-29 лет.
Однако абсолютные цифры новогопредложения рабочих рук еще не дают полного представления о ситуации на рынкетруда. Все-таки эти новые рабочие руки или только замещают, или только дополняютуже существующий кадровый потенциал экономики, но не формируют его полностью.Поэтому для полноты картины надо сравнить поступление новых рабочих рук нарынок труда с оттоком рабочих рук с этого рынка, то есть с количеством лиц,которые из категории занятых в самое ближайшее время будут переходить вкатегорию пенсионеров.
Для мужчин эта когорта включаетвозраста с 55 по 59 лет, и ее численность равна 4,2 млн. чел. Для женщин этакогорта включает возраста с 50 по 54 года, и ее численность составляет 6,1 млн.чел. То есть в ближайшие 5 лет на пенсию выйдет 10,3 млн. чел., а им на заменупридет только 8,5 млн. чел. Поэтому полного замещения выбывающих кадров новыми унас не будет, а возникнет дефицит, пока относительно небольшой, новогопредложения рабочих рук.
Но в дальнейшем этот дефицитбудет только расширяться. Если сравнить между собой численность следующихкогорт занятых и приходящих им на замену граждан, то ситуация на рынке трудабудет выглядеть так. Через пять лет к пенсионному рубежу подойдет когорта, вкоторую сейчас входят мужчины в возрасте 50-54 года и женщины в возрасте 45-49лет. Численность мужской когорты – 5,1 млн. чел., численность женской когорты –5,9 млн. чел. Итого, через пять лет поступающие на рынок труда молодые кадрыдолжны будут заместить выбытие 11 млн. человек. Но вот этого точно не произойдет,потому что численность замещающей когорты (население в возрасте 10-14 лет)составляет, как мы указывали выше, только 6.5 млн. человек. И дефицит кадровсоставит уже 4,5 млн. чел.
Таким образом, за следующие 10лет накопленная нехватка рабочих рук составит 6 млн. человек; а эта цифрапрактически полностью совпадает с численностью безработных в российскойэкономике.
Пока производственный секторсокращения предложения на рынке труда еще не чувствует, так как, во-первых, в немдоминируют люди, родившиеся в более благоприятный демографический период; аво-вторых, во время кризиса рабочие руки и не особо нужны. Но зато сокращениерождаемости уже очень хорошо на себе чувствует сектор образования. Причемсреднее образование это чувствует уже несколько лет подряд, что выражается нетолько в сокращении количества учащихся, но и в ликвидации школ, которые немогут набрать необходимого контингента. Аналогичные процессы в скором времениначнутся и в среднем специальном, и в высшем образовании.
Поэтому после того, как экономикаРоссии восстановится до докризисного уровня (судя по положению дел впромышленности, ждать этого осталось недолго), вопрос о кадровом потенциале сновавстанет на повестке дня. Поэтому, не сильно греша против истины, можно сказать,что нас должна волновать не столько проблема безработицы, сколько проблеманехватки новых рабочих рук.
Вероятно, уже через пять летколичество рабочих рук будет соответствовать количеству рабочих мест, а потомколичество рабочих рук будет уже меньше количества рабочих мест. Соответственно,проблема безработицы как таковая исчезнет сама по себе, без всякого внешнеговоздействия, и поэтому разного рода программы занятости, в том числе и те,которые обсуждались на совещании в Элисте, потеряют свою значимость, и их можнобудет сократить или вовсе закрыть.
Правда, несмотря на то, чтобаланс на рынке труда будет достигнут автоматически, все равно останутся, какминимум, две традиционные структурные проблемы, решать которые придется в«ручном» режиме: несоответствие квалификации рабочей силы имеющимся и будущимрабочим местам; и неравномерное размещение рабочих мест и рабочей силы потерритории страны.
Хотя, конечно, эти проблемы болееили менее спокойно решаются и сейчас, особенно проблема квалификации кадров,однако к моменту достижения равновесия одного автоматизма будет уже не хватать.Придется применить серьезные административные воздействия, по сравнению скоторыми нынешние мероприятия по борьбе с безработицей будут казаться оченьслабыми.
Поэтому если уж Правительстворешило всерьез озаботиться проблемами занятности, то ему, как представляется,имеет смысл заняться поиском ответа на следующий вопрос: что будет дешевле –переносить рабочие места к местам проживания рабочей силы или, наоборот,переносить места проживания к рабочим местам? Именно этот вопрос, какпредставляется, будет наиболее актуальным в свете предстоящих кардинальныхизменений на российском рынке труда.
Пока Правительство собираетсятолько составлять баланс трудовых ресурсов. Это, безусловно, правильно, так какситуация с трудовыми ресурсами у нас скоро будет очень напряженной. Ведь мысделали расчеты будущих значений экономически активного населения страны впредположении, что количество рабочих мест останется неизменным. Но еслироссийская экономика будет на подъеме и спрос на труд будет расти, то ситуацияс трудовым обеспечением существенно ухудшится. И тогда балансовые выкладки статистическихорганов будут очень кстати.