будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июль 2, 2025
Хозяйство
Гриценко Григорий

Тонкая настройка трудового баланса

Тонкая настройка трудового баланса
gric_big

В России снова занялись выработкойгосударственной политики в сфере занятости населения. Этому было посвященоцелое совещание, которое Президент России некоторое время назад провел в Элисте.Возвращение к этой проблематике вызывает сомнения двух видов. Первое по поводуконкретных способов повышения уровня занятости населения, которые собираютсяприменять органы государственного управления. Второе – о том, нужны ли эти способывообще, так как ситуация с безработицей у нас в стране является не такой уж напряженной.

Способы, которые Правительствособирается использовать (или уже использует) для преодоления высокойбезработицы, большой новизной не отличаются. Федеральное и региональные правительстваприняли (или готовиться принять) разного рода программы помощи, которыевключают в себя и пособия по безработице, и программы самозанятости населения,и субсидии на открытие малого бизнеса, и обучение новым, более востребованнымпрофессиям. Кое-какой эффект эти меры, безусловно, принесли и еще принесут,однако надо понимать, что они носят краткосрочный характер и вызваны, в первуюочередь, текущими кризисными явлениями. Но если кризис закончится, тонеобходимость в этих мерах отпадет сама по себе.

К слову, некоторые другие меры попреодолению кризисных явлений, которые принимались Правительством, дали, на нашвзгляд, гораздо больший эффект. Например, программа утилизации старыхавтомобилей помогла достаточно быстро восстановить производство на крупныхавтозаводах, и позволила удержать занятость на приемлемом уровне. Причем занятостьподдерживалась и на автосборочных предприятиях, и на предприятиях-смежниках и,что самое главное, - на предприятиях, которые производят товарыпотребительского назначения, которые приобретаются рабочими автопредприятий.

Поэтому ответ на вопрос, нужны линам специальные приемы для борьбы с безработицей, несмотря на свою видимуюпростоту, на самом деле не так однозначен. C одной стороны, в хозяйстве, котороепережило большую встряску и резкий рост безработицы, все силы должны бытьнаправлены на преодоление ее последствий. Но с другой, после того, каккризисные явления преодолены, и проблема избыточного предложения на рынке трудауже не так актуальна, можно спокойно посмотреть на более отдаленнуюперспективу, не сильно отвлекаясь на текущие трудности. И вот, если мы посмотримна перспективу развития российского рынка труда, то увидим, что никакойпроблемы с безработицей у нас как раз и не возникнет.

Проблемы с безработицей не будетне потому, что органы госвласти примут какие-то правильные решения, а потому,что складывающаяся демографическая ситуация не оставит для безработицы нималейшего шанса.

Дело в том, что за обсуждениямипроблемы безработицы во время кризиса все как-то подзабыли, что Россия ужедавно вошла в зону отрицательного демографического роста, когда смертностьпревышает рождаемость и поэтому никакого естественного прироста населения непроисходит. Более того, поскольку эта тенденция является устойчивой и длитсяуже второе десятилетие, то наступил момент, когда предложение новых рабочихрук, впервые поступающих на рынок труда, стало сокращаться в абсолютных цифрах.Дети, родившиеся в 1990, 1991, 1992 и далее годах, выросли, и стали взрослыми,однако их оказалось гораздо меньше, чем тех, кто родился в 1989, 1988 и болееранних годах. И эта разница в поступлении новых рабочих рук на российский рыноктруда с каждым новым годом будет все увеличиваться и увеличиваться.

Так, если сравнить численностьнаселения России, входящего в возрастные когорты в возрасте 20-24 лет и 25-29лет, с численностью населения, входящего в когорту 15-19 лет, то разрыв междуними виден невооруженным взглядом. В настоящее время в когорту 20-24 годавходит 12.3 млн. человек, и в когорту 25-29 лет тоже 12.3 млн. человек. А вот вкогорту 15-19 лет, которая находится на подходе к рынку труда, входит всего 8,5млн. человек. В следующей за ней когорте 10-14 лет дела обстоят еще хуже – внее входит 6,5 млн. человек, что, как нетрудно заметить, почти в два разаменьше, чем в когортах 20-24 и 25-29 лет.

Однако абсолютные цифры новогопредложения рабочих рук еще не дают полного представления о ситуации на рынкетруда. Все-таки эти новые рабочие руки или только замещают, или только дополняютуже существующий кадровый потенциал экономики, но не формируют его полностью.Поэтому для полноты картины надо сравнить поступление новых рабочих рук нарынок труда с оттоком рабочих рук с этого рынка, то есть с количеством лиц,которые из категории занятых в самое ближайшее время будут переходить вкатегорию пенсионеров.

Для мужчин эта когорта включаетвозраста с 55 по 59 лет, и ее численность равна 4,2 млн. чел. Для женщин этакогорта включает возраста с 50 по 54 года, и ее численность составляет 6,1 млн.чел. То есть в ближайшие 5 лет на пенсию выйдет 10,3 млн. чел., а им на заменупридет только 8,5 млн. чел. Поэтому полного замещения выбывающих кадров новыми унас не будет, а возникнет дефицит, пока относительно небольшой, новогопредложения рабочих рук.

Но в дальнейшем этот дефицитбудет только расширяться. Если сравнить между собой численность следующихкогорт занятых и приходящих им на замену граждан, то ситуация на рынке трудабудет выглядеть так. Через пять лет к пенсионному рубежу подойдет когорта, вкоторую сейчас входят мужчины в возрасте 50-54 года и женщины в возрасте 45-49лет. Численность мужской когорты – 5,1 млн. чел., численность женской когорты –5,9 млн. чел. Итого, через пять лет поступающие на рынок труда молодые кадрыдолжны будут заместить выбытие 11 млн. человек. Но вот этого точно не произойдет,потому что численность замещающей когорты (население в возрасте 10-14 лет)составляет, как мы указывали выше, только 6.5 млн. человек. И дефицит кадровсоставит уже 4,5 млн. чел.

Таким образом, за следующие 10лет накопленная нехватка рабочих рук составит 6 млн. человек; а эта цифрапрактически полностью совпадает с численностью безработных в российскойэкономике.

Пока производственный секторсокращения предложения на рынке труда еще не чувствует, так как, во-первых, в немдоминируют люди, родившиеся в более благоприятный демографический период; аво-вторых, во время кризиса рабочие руки и не особо нужны. Но зато сокращениерождаемости уже очень хорошо на себе чувствует сектор образования. Причемсреднее образование это чувствует уже несколько лет подряд, что выражается нетолько в сокращении количества учащихся, но и в ликвидации школ, которые немогут набрать необходимого контингента. Аналогичные процессы в скором времениначнутся и в среднем специальном, и в высшем образовании.

Поэтому после того, как экономикаРоссии восстановится до докризисного уровня (судя по положению дел впромышленности, ждать этого осталось недолго), вопрос о кадровом потенциале сновавстанет на повестке дня. Поэтому, не сильно греша против истины, можно сказать,что нас должна волновать не столько проблема безработицы, сколько проблеманехватки новых рабочих рук.

Вероятно, уже через пять летколичество рабочих рук будет соответствовать количеству рабочих мест, а потомколичество рабочих рук будет уже меньше количества рабочих мест. Соответственно,проблема безработицы как таковая исчезнет сама по себе, без всякого внешнеговоздействия, и поэтому разного рода программы занятости, в том числе и те,которые обсуждались на совещании в Элисте, потеряют свою значимость, и их можнобудет сократить или вовсе закрыть.

Правда, несмотря на то, чтобаланс на рынке труда будет достигнут автоматически, все равно останутся, какминимум, две традиционные структурные проблемы, решать которые придется в«ручном» режиме: несоответствие квалификации рабочей силы имеющимся и будущимрабочим местам; и неравномерное размещение рабочих мест и рабочей силы потерритории страны.

Хотя, конечно, эти проблемы болееили менее спокойно решаются и сейчас, особенно проблема квалификации кадров,однако к моменту достижения равновесия одного автоматизма будет уже не хватать.Придется применить серьезные административные воздействия, по сравнению скоторыми нынешние мероприятия по борьбе с безработицей будут казаться оченьслабыми.

Поэтому если уж Правительстворешило всерьез озаботиться проблемами занятности, то ему, как представляется,имеет смысл заняться поиском ответа на следующий вопрос: что будет дешевле –переносить рабочие места к местам проживания рабочей силы или, наоборот,переносить места проживания к рабочим местам? Именно этот вопрос, какпредставляется, будет наиболее актуальным в свете предстоящих кардинальныхизменений на российском рынке труда.

Пока Правительство собираетсятолько составлять баланс трудовых ресурсов. Это, безусловно, правильно, так какситуация с трудовыми ресурсами у нас скоро будет очень напряженной. Ведь мысделали расчеты будущих значений экономически активного населения страны впредположении, что количество рабочих мест останется неизменным. Но еслироссийская экономика будет на подъеме и спрос на труд будет расти, то ситуацияс трудовым обеспечением существенно ухудшится. И тогда балансовые выкладки статистическихорганов будут очень кстати.

Гриценко Григорий
читайте также
Хозяйство
Мировая экономика через призму макроэкономических индикаторов и сбытовой политики
Декабрь 6, 2012
Григорьев Леонид Гавриленков Евгений Берлин Антон
Хозяйство
Экономические итоги года
Декабрь 29, 2006
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).