Российская туристическая отрасль, согласно последним статистическим данным, переживает настоящий кризис. За первое полугодие выездной поток туристов сократился почти на 34%. Спад оказался самым большим за последние 20 лет.
Согласно данным Ростуризм, общий выезд за границу сократился на 24%, а с туристической целью — на 33,8%. В Российском союзе туриндустрии (РСТ) отмечали, что наблюдаемая статистика соответствует 1995 году. По словом пресс-секретаря РСТ Ирины Тюриной, подобного спада не было ни в кризис 1998 года (тогда выезд сократился на 24,4%), ни в 2009 году (шесть лет назад был зафиксирован спад на 22,6%).
«Туроператоры оценивают падение своих объемов из-за кризиса и ослабления рубля в 30—50%. В общем выездном потоке учитываются поездки и деловые, и частные, и на лечение, которые не всегда можно отменить даже в самой сложной экономической ситуации, поэтому общее снижение относительно небольшое», — отмечала Тюрина. По ее словам, снижение выездного турпотока вполне соответствует сложившейся на рынке ситуации.
По данным Ростуризма, в первом полугодии наши туристы предпочитали выезжать в Египет, Турцию и Германию. В пятерку популярных направлений также вошли Таиланд и Италия.
Стоит отметить, что на некоторых из этих направлений не все так гладко. В конце июля сообщалось, что только в июне в Турции побывали на 19% россиян меньше. Прошлогодняя статистика за этот месяц составляла свыше 800 тысяч человек. При этом, согласно статистике министерства культуры и туризма Турции, Россия заняла первое место по объему турпотока в страну (16% посещений было за россиянами). Всего же за первые шесть месяцев этого года количество турпоездок в Турцию из РФ сократилось на 24,3%.
Снижение интереса к туризма у россиян зафиксировал и «Яндекс». В компании пришли к подобному выводу после анализа 70 млн запросов. «С лета 2014 года доля туристических запросов упала в полтора раза: вероятно, люди экономят и меньше ездят отдыхать. Снижение интереса к туризму больше всего затронуло Санкт-Петербург, Самару и Москву, а меньше всего — Екатеринбург, Новосибирск и Ростов-на-Дону», — поясняли в пресс-службе поисковика.
Оказалось, что россияне стали на 12% реже искать в интернете турфирмы, а на 11% — задавать поисковый запрос «путевка». На 21% снизилось количество запросов «горящие туры». При этом пользователи стали чаще самостоятельно планировать путешествия. Кроме того, россияне начали предпочитать хостелы и проживание в частном секторе — число подобных запросов возросло на 38 и 22%. Параллельно выросла доля внутрироссийских турзапросов. В компании отметили рост интереса к Крыму, курортам Краснодара (в основном за счет Сочи) и Ставрополья.
Согласно статистике системы поиска туров RuSPO, в конце августа спрос на турпоездки упал по сравнению с июлем на 18%. В РСТ отмечали, что после обвала рубля, а также с учетом сезонного снижения продаж, от отдыха отказался каждый пятый россиянин.
Отголоски кризиса в отрасли не пугают некоторых российских бизнесменов. Как сообщают «Известия», долю в международной туристической компании Tui AG намерен купить российский владелец горно-металлургической компании «Северстали» Алексей Мордашов. Заявка от действующей в его интересах кипрской Unifirm Ltd, которую зарегистрировала немецкая антимонопольная служба, датируется 17 августом.
В настоящее время доля предпринимателя в Tui составляет 13%. По некоторым данным, он намерен увеличит ее до более чем 25% акций для получения права вето при принятии ключевых решений.
«Я думаю, что не буду переходить порог в 30%, после которого нужно будет делать предложение акционерам. Мой желательный пакет — 20—25% в зависимости от ситуации», — заявлял в июле Мордашов. Тогда он отмечал, что Tui является лидером рынка, однако при этом теряет долю. По словом бизнесмена, в его компаниях есть, в том числе, практики снижения издержек, и они были бы полезны Tui. Мордашев также заявлял, что все это постараются реализовать на российских активах.
«Мы постараемся через совет директоров задавать вопросы, влиять, подсказывать. И мы делаем это в интересах всех акционеров. Моя задача в том, чтобы Tui процветала, а вместе с ней и я со своим пакетом», — пояснял он.
Бизнесмен начал покупать акции туркомпании небольшими пакетами с 2007 года. Его приветствовали в числе акционеров, так как немецкий менеджмент позитивно оценивал российский туррынок. Кроме того, у Мордашова была хорошая репутация в Германии из-за его сотрудничества с Siemens.
Стоимость приобретаемого бизнесменом пакета может составить более миллиарда долларов. Некоторые эксперты считают, что у Мордашова достаточно собственных средств для инвестиции. Аналитик RMG Андрея Третельникова поясняет, что предприниматель получи за этот год рекордные дивиденды в размере около миллиарда долларов от «Северстали» и компании Nordgold.
Как отмечает источник «Известий» в туристической отрасли, российская «дочка» Tui AG, «ТТ-Трэвел», в настоящее время несет убытки. Так, прошлой осенью закрылись представительства Tui в семи российских городах, включая Казань, Самару, Челябинск и Екатеринбург.
Выручка северного дивизиона Tui AG, в который входит российское представительство, с октября 2014 по июнь 2015 года выросла почти на 11% до 4 млрд евро. Однако убыток при этом составил 21,8 млн евро. При этом данные по России Tui AG не раскрывает.
Источники считают, что бизнесмен выбрал удачное время для покупки доли. После создания единой компании капитализация Tui AG увеличилась лишь на 2%. Не исключается, что после кризиса произойдет рост акционерной стоимости из-за интереса к Европе туристов из развивающихся стран.