Попытки запретить слабоэкологичное топливо для автомобилей реализуются в России с большим трудом. Однако, бензину АИ–92, похоже, осталось 2 года. Есть ли альтернативы небольшому улучшению качества и чем они грозят?
Европейские стандарты экологичности топлива регламентируют содержание вредных веществ в выхлопах автомобилей. В настоящее время страны Западной Европы пользуются топливом стандарта Евро–4. Самый ходовой бензин в России АИ–92— его используют порядка 60% автомобилистов — соответствует по октановому числу и показателям экологичности стандарту Евро–2. С 2008 года в СМИ периодически появляются сообщения о скором запрете бензина АИ–92 в России, но это запрет сих пор не был введен. Боле того, можно купить бензин «ниже» и дешевле 92–го. Похоже, выпуск бензина АИ–92 все же прекратится в конце 2013 года.
Следующим шагом борьбе с вредными выбросами, производимыми автомобилями, скорее всего, станет постепенное внедрение биотоплива. Главная тенденция последних лет в области экотоплива — использование в качестве топлива смеси бензина с биоэтанолом и смеси дизельного топлива с этиловыми и метиловыми эфирами.
На вопросы «Полит.ру» о грядущих изменениях на рынке топлива ответил заведующий сектором Института Энергетики и Финансов Сергей Агибалов.
Как, по вашему мнению, повлияет на рынок автомобильного топлива отказ от бензина АИ–92? Сделает ли это более популярными другие виды топлива (природный газ, дизель).
Машины с дизельными двигателями постепенно набирают популярность, за последние пять лет их доля в продажах новых автомобилей почти удвоилась. Но цены на качественное дизельное топливо уже на уровне 95–го бензина. При этом автомобили с дизельными двигателя заметно дороже бензиновых. Поэтому спрос на них преимущественно в сегменте внедорожников. Рост спроса в целом по рынку будет ограниченным.
Распространению природного газа как топлива препятствует множество факторов — слаборазвитая инфраструктура, ухудшение потребительских качеств автомобиля и пр.
Может ли переход на новый стандарт стать причиной роста цен на топливо или, наоборот, причиной их снижения?
Определенное повышательное давление на рынок может быть оказано, поскольку традиционно российские компании рассчитывают на быстрый возврат инвестиций. Но с учетом того, что положение по разным компаниям и региона существенно отличается, можно скорее ожидать локального роста цен в отдельных регионах с низким уровнем конкуренции на топливном рынке.
Как вы оцениваете готовность нефтеперерабатывающих предприятий России к выпуску топлива нового стандарта?
Все компании находятся в разных позициях, из крупнейших компаний аутсайдером скорее является государственная «Роснефть».
Выгоден ли нефтеперерабатывающей отрасли переход на топливо стандарта Евро–3?
Все зависит от условий, в которых работают компании. Например, до недавнего времени очень выгодным бизнесом была простая перегонка и экспорт мазута и низкокачественного дизельного топлива. И это происходило благодаря действовавшему таможенно–тарифному регулированию. Ключевым параметром будет дальнейшее изменение налогового режима и, в частности, усиления дифференциации акцизов на топливо.
Считаете ли вы, что в ближайшие 10 лет в России будет использоваться топливо, содержащее биоэтанол?
У биоэтанола очень неопределенные перспективы в России. Мне кажется, что существенного прогресса не будет. Более того, я полагаю, что это вовсе не должно быть приоритетом госполитики. Для снижения выбросов парниковых газов в России существует масса других секторов экономики, эффективность вложения средств в которые кратно выше.
В некоторых европейских странах, например, в Финляндии и Швеции, сейчас идет кампания по переходу на биотопливо. Это не самая простая задача, так как при использовании топлива с более высокими показателями экологичности уменьшается мощность двигателя. Чтобы этого не происходило, в конструкцию двигателя необходимо вносить изменения.
Использование топлива с более высоким октановым числом в старых автомобилях, как считает департамент переработки нефти и газа Минэнерго, не уменьшает содержания в выхлопах вредных веществ. Поэтому для того, чтобы снизить количество вредных выбросов в атмосферу, нужно не только изменить топливные стандарты, но и обновить автопарк. Автомобили, приспособленные для работы как на биотопливе, так и на бензине, называются Flexifuel. Такие авто довольно быстро набирают популярность.
Биотопливо делается по тому же принципу, что и запрещенный сейчас в России этилированный бензин, только увеличение октанового числа происходит за счет добавления в традиционный бензин или дизель менее опасного, чем тетраэтилсвинец вещества — биоэтанола. В маркировке биотоплива буква E обозначает Etanol, а числовой индекс — процент содержания биоэтанола. В топливе E–10 его 10%, в E–85 — 85%. Встречается и 100% биотопливо, в составе которого вообще нет нефтепродуктов. Биоэтанол производится из растительного сырья пшеницы, кукурузы, сахарной свеклы или сахарного тростника. Биодизель представляет собой этиловый или метиловый эфир и производится из растительных и животных жиров, например рапсового или соевого масла.
Биотопливо может добываться из пищевых культур — так называемое биотопоиво 1–го поколения, из непищевых культур и растительных отходов (например шелухи или коры) — биотопливо 2–го поколения и из водорослей — боитопливо 3–го поколения.
Мировые лидеры по производству биоэтанола — США и Бразилия. Как пишет ведущий специалист Института энергетики и финансов Николай Иванов в своей статье «Поедем или поедим», использование биотоплива помогает сократить выбросы углекислого газа в атмосферу, однако расширение производства биотоплива приводит к подорожанию продуктов питания, так как сейчас производится преимущественно биотопливо первого поколения. Кроме того, увеличение посевных площадей создает угрозу для тропических лесов.
Переход на биотопливо воспринимается странами Европы и США как одна из ключевых задач ближайших 10 лет. «К 2020 году намерена полностью отказаться от нефти в пользу биоэнергетики Швеция, где уже сейчас каждая заправка, продающая более 4 млн литров бензина в год, обязана иметь колонку топлива Е85 (85% биоэтанола и 15% бензина)», — пишет Иванов. В США замена бензина и дизеля биотопливом также является одной из приоритетных задач.
Однако задачи, которые ставят пред собой правительства, не всегда приходятся по вкусу населению. Так, кампания по переходу на экологическое топливо стандарта E–10 с оглушительным треском провалилась в Германии и в ряде европейских стран из–за нежелания водителей заправлять новым топливом машины, двигатели которых рассчитаны на обычный бензин.
Примечательно, что в качестве топлива используется этиловый спирт — тот самый С2H5OH, из которого делают алкогольные напитки. Разумеется, в баки машин предполагается заливать непитьевой спирт, однако…. Тормозная жидкость тоже не питьевая, но это не мешает энтузиастам. Как биотопливо повлияет на здоровье населения — отдельный вопрос из области социологии и медицины.
Экологически чистое топливо для автомобилей, которое широко используется уже сегодня — газ (метан или пропан–бутан), а также водород. Последний, правда, по причине своей дороговизны и взрывоопасности почти не распространен. Эти виды топлива могут составить значительную конкуренцию биотопливу.