По информации «Коммерсанта», идут переговоры о продаже некоторых изданий ИД «Секрет фирмы» Издательскому дому Родионова. Об этом газете заявил президент Издательского дома Родионова Алексей Волин. В состав ИД "Секрет фирмы" входят пять изданий: газета "Бизнес", журналы "Секрет фирмы", "Имеешь право" и "Все ясно", а также интернет-проект "Газета.Ru". "Переговоры пока еще не вступили в завершающую стадию, мы решаем, какие издания были бы нам интересны",– заявил Алексей Волин. Глава и один из владельцев ИД "Секрет фирмы" Юрий Кацман отрицает информацию о том, что ИД продается.
Издательский дом Родионова основан президентом обанкротившегося банка «Империал» Сергеем Родионовым в 1996 году. Сейчас издает деловые еженедельники «Профиль», «Карьера», «Компания» и русскую версию американского BusinessWeek, глянцевые журналы для женщин «Домовой», «Крестьянка», «Она», мужские MoulinRouge/Max, L’Optimum и XXL, а также газету «Квадратный метр». По собственным данным, оборот в 2005 году составил около $20 млн.
Слухи о финансовых проблемах ИД «Секрет фирмы» появились на рынке давно. Видимо, именно этим обусловлено желание владельцев ИД избавиться от части изданий. Ранее ряд журналистов изданий «Секрета фирмы» перешел в холдинг «РБК». Впрочем, некоторая часть изданий ИД Родионова может быть совершенно неинтересной. Журнал «Секрет фирмы» почти полностью дублирует по формату журнал «Профиль», входящий в ИДР. «Имеешь право» «заточен» более под общественно-политический формат, а в рамках ИДР подобный формат, как показывает практика, живет недолго. В 2002-2003 году ИДР издавал журнал «Политбюро», посвященный преимущественно общественно-политической проблематике. Однако вскоре после прихода в издательский дом Алексея Волина проект был закрыт по причине убыточности. Правда, в ИДР нет ни одной более bkb менее приличной газеты, а после продажи «Коммерсанта» главе «Газпроминвестхолдинга» Алишеру Усманову, «свободных» федеральных газет делового и общественно-политического спектра почти не осталось. Так что газета «Бизнес» вполне может быть интересна ИДР с точки зрения развития бизнеса.
Издательский дом Родионова приобрел славу одного из самых активных игроков медиа-рынка, реализующего спорные проекты и ведущего активную скупку изданий с известным брендом, но находящихся не в лучшем состоянии. За последние годы в ИД уже вошли известный с советских времен журнал «Крестьянка», газета о недвижимости «Квадратный метр», журналы «Она» и XXL, некоторое время назад активно обсуждалась грядущая покупка газеты «Версия» (впрочем, слухи так и не подтвердились).
Следует заметить, что относительно самого ИДР на рынке ходило множество слухов. Издательский дом не раз относили к сфере влияния различных политических групп (это якобы подтверждал приход бывшего пиарщика кремлевской администрации и замглавы аппарата правительства России Алексея Волина). Слухи о желании крупных бизнес-структур приобрести ИДР также регулярно появляются на рынке. Впрочем, не только слухи. Осенью 2004 года 50%-ную долю ИД купили совладельцы «Кузбассразрезугля» Андрей Бокарев и Искандер Махмудов (один из крупных российских бизнесменов, входит в сотню журнала «Форбс»). «Роман» Махмудова-Родионова длился недолго – уже в 2005 году на рынке появились слухи о выкупе Сергеем Родионовым доли в ИД. Удалось ли Сергею Родионову «отбить» средства (по некоторым данным, возврат 50% акций обошелся владельцу ИД вдвое дороже), сказать сложно. Некоторые аналитики связывали обратный выкуп пакета акций с недовольством американских партнеров издательского дома, с которыми ИДР договорился о реализации проекта «Русский BusinessWeek». Американских партнеров The McGrow Hill не удовлетворяло наличие акционеров-бизнесменов.
Оценочная стоимость ИД на сегодня – порядка $50-70. Если сообщение о покупке нескольких изданий ИД «Секрет фирмы» подтвердится, то стоимость ИД может возрасти. Новый медиа-холдинг, безусловно, будет холдингом «второго порядка» (по сравнению с ИД «Коммерсант», медиа-холдингом «Газпрома» или государственными телеканалами).
Усиливает собственный медиа-холдинг и РЖД. Пока, правда, усиление происходит по преимуществу кадровое. На днях бывший замгендиректора ИД "Коммерсантъ" Эдуард Месхидзе назначен гендиректором ООО "Издательский дом 'РЖД-Партнер'", которое станет управляющей компанией всех медийных "дочек" ОАО "Российские железные дороги" (РЖД). В ИД "Коммерсантъ" Месхидзе курировал вопросы, связанные с распространением изданий. Вчера он отказался обсуждать задачи, поставленные перед ним руководством РЖД. По данным Ъ, он будет курировать все медийные направления деятельности РЖД, которые сейчас активно развиваются. Помимо газеты "Гудок" весной этого года был налажен выпуск глянцевого журнала "Саквояж". В мае РЖД выбрали единого оператора для реализации своих возможностей в наружной рекламе, им стало ООО "Лайса". Некоторые аналитики связали переход Месхидзе с желанием РЖД купить ИД «Коммерсант». Разговоры о том, что на «Коммерсант» претендуют РЖД, «Газпром» и «Альфа-групп», неоднократно появлялись в последние «предпродажные» для «Коммерсанта» месяцы. Как считают наблюдатели, РЖД начала скупать сотрудников «Коммерсанта», компенсируя неудачу в переговорах по приобретению ИД.
В этой ситуации интерес к покупке (или сотрудничеству) издательского дома Родионова повышается. Тем более, что речь идет об издательском доме с полным «портфелем» изданий – от глянцевого «мужского» журнала («Мулен Руж») до многопрофильного Интернет-ресурса (если будет достигнута договоренность о покупке Gazeta.ru) и деловых изданий (тот же «Профиль» и потенциально газета «Бизнес»). В каких целях – электоральных или бизнес-интересах – и кем (РЖД, «Альфа-групп» или, быть может, структурами, близкими силовой группировке администрации) может быть (и будет ли) куплен ИДР, сейчас невозможно говорить, но однозначно понятно, что переформатирование рынка федеральных печатных изданий будет продолжаться.