Партнер «друга Путина» Геннадия Тимченко рассказал агентству Reuters об одной из самых закрытых, но при этом важных для российской экономики и истеблишмента компании. Слабо известный российской общественности нефтетрейдер Gunvor занимает первую позицию по экспорту российской нефти – треть всей «нашей» нефти продается именно этой компанией. Правда, про трейдеров говорить вслух как-то не принято – могут не понять и «на самом верху», и «в народе». Да и c репутацией у них проблемы.
«Кошелек президента»
Предприниматель Геннадий Тимченко может войти в число самых крупных миллиардеров мирового масштаба с состоянием от $9,5 млрд до 14,4 млрд, написала сегодня РБК-daily. А это означает, что Тимченко может стать одним из самых богатых бизнесменов России. На вопрос «кто это?» чаще всего приходится слышать – с Путиным служил. Это, вроде бы многое объясняет.
Gunvor основан в 1997 году и занимается торговлей нефтью и рафинатом. По данным "брошюры для внутреннего пользования", которую цитировала французская Le Monde, группа Gunvor – в которую входят также компания в Эстонии, судоходная компания и простое представительство в Москве – единолично продает треть российской нефти, идущей на экспорт, то есть 60 млн тонн в год. "Большинство трейдеров должны постоянно бороться за получение контрактов, но эту компанию, похоже, связывает с Москвой кран, который она открывает по собственному желанию", - цитировала газета анонимные источники.
Успех компании традиционно связывается с близким знакомством и даже дружбой Геннадия Тимченко – учредителя Gunvor (данные эти никогда официально не подтверждались, но говорили об этом много) – с Владимиром Путиным. По слухам, Тимченко также как и Путин является выходцем из КГБ и служил вместе с нынешним президентом в Германии.
Впрочем, классическим "олигархом" Тимченко окрестить нельзя - непонятно, принадлежит ли ему Gunvor. «Тимченко скорее не владелец, а кассир транснациональной нефтегазовой корпорации. Он подставное лицо, но подставное лицо очень доверенное - ненадежному человеку такого не доверят», - считает известный политолог, владелец интернет-библиотеки «Антикомпромат» Владимир Прибыловский.
По словам Владимира Прибыловского, «эти капиталы даже нельзя в полной мере назвать «кассой»: «черная касса» обычно для каких-то расходов, а эта играет роль «швейцарских счетов» нынешней административно-политической олигархии. Условно говоря, это собственность «питерских чекистов».
Известен Геннадий Тимченко и своей страстью к президентскому виду спорта - дзюдо. Тимченко, как отмечал ряд российских СМИ, в 1998 году стал соучредителем дзюдоистского клуба «Явара-Нева», почетным председателем которого числится Владимир Путин. Кроме того, он считается совладельцем банка "Россия" (банк "друзей президента" - настоящая питерская кузница кадров для многих федеральных органов) - который не так давно исследователи называли одним из центров российской политики и бизнеса. Правда, это никогда не афишируется. «У г-на Тимченко отличные контракты, потому что он русский и является частью отрасли, — заявил в интервью Reuters один из основателей компании шведский нефтетрейдер Торбьерн Торнквист. — Но включение в диалог г-на Путина или его окружения — спекуляция».
Все нефтяные компании «большой пятерки» (ЛУКОЙЛ, «Роснефть», «Газпром нефть», Сургутнефтегаз, ТНК-ВР) так или иначе пользуются услугами Gunvor, полагают многие аналитики. Причем, неофициально участники рынка признают, что трейдеров им де-факто назначают. Торбьерн Торнквист заявил, что Gunvor контролирует около 30% российского экспорта нефти по морю, сама же компания была основана 50 на 50 между ним и Тимченко.
Шведский основатель ожидает увеличения объемов продаж трейдера с 60 млн т в 2006 году до 83 млн т в текущем, что позволит Gunvor стать трейдером № 3 в мире после Glencore и Vitol. Выручка ожидается на уровне $43 млрд против 30 млрд в 2006 году.
В феврале "Газпром" сообщил о переводе экспортных потоков "Газпром нефти" под контроль "Газпром экспорта". Это контракты более чем на $10 млрд, которые, по сообщению российских СМИ, мог в итоге получить партнер "Газпром экспорта" - тот же трейдер Gunvor. Косвенно это подтверждают российским СМИ и в «Газпроме». Пресс-секретарь «Газпром нефти» Наталья Вялкина заявила РБК daily, что напрямую компания не работает с Gunvor. «Вся нефть идет через нашего трейдера — «Газпром нефть — Трейдинг», бывшую «Сибнефть Ойл Трейд», — пояснила она. То есть – мы не будем отвечать, но отрицать не будем тоже.
Коммуникация плохих и хороших парней
В интервью Торнквист также рассказал, что ждет увеличения объемов продаж трейдера с 60 млн т в 2006 году до 83 млн т в текущем, что позволит Gunvor стать трейдером № 3 в мире после Glencore и Vitol. Бизнес трейдеров - очень востребованная, но непубличная деятельность. Значительная часть ресурсов сосредоточена, как известно, в странах, с маргинальными и (или) крайне закрытыми режимами. Это особенно относится к нефтяным странам – Ирану, Ираку, Ливии, Венесуэле, Нигерии. Закрыты для «широкой общественности» и арабские страны, и Россия.
Риск говорить про бизнес трейдеров мало кто берет на себя – с журналом Forbes отказались говорить 8 из 10 менеджеров Glencore, пресс-секретари нефтяных компаний вчера дружно «посылали» журналистов из деловых СМИ. Частные компании и не обязаны говорить о своих финансовых показателях, однако есть ощущение, что здесь срабатывает специфика трейдерского бизнеса
Оценки бизнеса трейдеров крайне противоречивы – по ощущениям они едва ли не с потолка берутся. Однако те цифры, которые приводятся укладываются в логику «очень много». Трейдеры сродни классическим торговцам оружием – потребности есть, рынок функционирует, но говорить о том, как ведется торговля с тем или иным аятоллой неудобно. Тем более – кричать на каждом углу, что, скажем, американские самолеты делают из «титана Путина», а летают они на «топливе Уго Чавеса».
Для России, соответственно, трейдинг нефти – крайне важное занятие, ведь по сути (что бы там не говорили об изменении структуры экспорта в пользу переработки и росте инвестиций в несырьевой сектор) российские доходы до сих пор преимущественно остаются нефтегазовыми. Ну и металлическими.
Рожденный быть первым
«Не доставшаяся» Тимченко с партнерами нефть экспортируется зарегистрированным как и Gunvor в Швейцарии трейдером Glencore. "Во времена Ельцина основным трейдером был не Gunvor, а «Гленкор» - тоже якобы швейцарская фирма, тоже неизвестно кому принадлежащая. Выдвигались разные предположения: будто бы она принадлежит то Касьянову, то семье Ельцина, то Гуцериеву - все это не подтверждено", - говорит Владимир Прибыловский.
Как писал в этом году «Русский Forbes», Glencore - крупнейшая непубличная компания планеты: ее оборот в 2006 году составил 116,5 млрд . долларов. Штаб-квартира Glencore (аббревиатура от Global Energy Commodities and Resources) расположена в Бааре, городке в крошечном швейцарском кантоне Цуг (весь кантон по площади вчетверо меньше Москвы), в прошлом одном из самых бедных в конфедерации. Именно в Цуге в апреле 1974 года 39-летний коммерсант Марк Рич вместе с партнером Пинкусом Грином создал компанию Marc Rich + Co AG. Бывшие сотрудники американского трейдингового гиганта Philipp Brothers решили уйти на вольные хлеба.
Ее бизнес укладывается в одну простую схему: она покупает сырье у добывающих предприятий и продает его перерабатывающим. Компания торговала иранской нефтью в обход американского эмбарго, закупала никель и золото на кастровской Кубе, торговала с опальной Ливией и с ЮАР, когда та оказалась под международными санкциями из-за апартеида. Во время нефтяного кризиса 1973 года партнеры заработали миллионы, прогоняя нефть через десятки созданных ими офшорных фирм. В 1983 году федеральный прокурор Рудольф Джулиани (будущий мэр Нью-Йорка) санкционировал арест Рича и Грина, причем обвинение насчитывало 65 пунктов, в том числе неуплату налогов на 48 млн. долларов. Партнеры бежали из США, Рич принял испанское гражданство, Грин — боливийское.
В 2003 году Glencore выделяет владельцу нефтяной компании “Русснефть” Михаилу Гуцериеву, по оценкам, не менее 300 млн. долларов на покупку новых месторождений, получая взамен от 40% до 49% в трех добывающих “дочках” нефтяной компании: “Варьеганнефти”, “Ульяновскнефти” и “Нафта-Ульяновске”. “Русснефть” в последние годы экспортирует около 66% добытой нефти на сумму около 2,5 млрд. долларов в год. Помимо “Русснефти”, Glencore торгует нефтью “Татнефти”, “Башнефти”, ТНК-ВР, а также ряда небольших компаний.
В этом году Glencore еще и вошла в капитал создаваемой объединенной алюминиевой компании UC Rusal (наряду со структурами Олега Дерипаски и Виктора Вексельберга). Компания продает значительную часть российского алюминия, а теперь претендует едва ли не на весь «крылатый металл». За небольшую комиссию – приблизительно в 15 процентов.