Президент «Транснефти» Семен Вайншток, чей контракт на этом посту истекает 13 сентября, все-таки покидает нефтяной бизнес. Во вторник на встрече в Ново-Огарево президент России Владимир Путин предложил Вайнштоку возглавить государственную корпорацию по подготовке к Олимпиаде-2014 в Сочи.
«У меня есть предложение. Я хочу попросить Вас возглавить работу по созданию, а затем возглавить и саму госкорпорацию по подготовке к зимним Олимпийским играм 2014 года», – сказал Путин. Вайншток, что характерно, согласился. При этом он сказал, что он «с легкой душой» может покинуть «Транснефть», потому что «она стабильна, хорошо структурирована и хорошо стоит на ногах».
Близкий к Кремлю источник рассказал агентству Reuters, что «у Вайнштока давно была договоренность о том, что он уходит (из Транснефти), а широко говорить об этом он начал две недели назад».
«Для Олимпиады это (уход Вайнштока) точно очень хорошо, поскольку управлять стройкой такого масштаба он, как госкапиталист, сможет, и значит, Игры будут», – сказал источник.
Госкорпорация заработает в январе 2008 года. «Ведомости», которым удалось ознакомиться с текстом законопроекта о ее создании, пишут, что вырастет на базе ФГУП «Дирекция развития города Сочи», которое до сих пор занималось организацией конкурсов. Именно госкорпорация будет главным заказчиком работ по строительству олимпийских объектов, контролировать сроки и качество работы подрядчиков. Сам Вайншток будет отчитываться перед наблюдательным советом госкорпорации, куда войдут руководитель Олимпийского комитета России Леонид Тягачев, губернатор Краснодарского края Александр Ткачев, будущий руководитель оргкомитета мэр Сочи Виктор Колодяжный и семь человек, которых назначит правительство.
Возглавив олимпийскую госкорпорацию, Вайншток обретет политический вес и получит под свой контроль бюджет почти в $12 млрд. – именно столько государство намерено потратить на строительство инфраструктурных объектов в Сочи. Интересно, что примерно столько же Вайншток, будучи во главе «Транснефти», изыскивал на другой гигантский федеральный проект ВТСО. Без учета этой суммы бюджет «Транснефти» в 2008 году составит без малого $2 млрд.
В этой связи наиболее интересным вопросом представляется вопрос о преемнике Вайнштока на посту главы «Транснефти». Сейчас наиболее часто СМИ упоминают в этом качестве некоего выдвиженца «Газпрома». Скорее всего, речь идет о зампреде правления «Газпрома» Валерии Голубеве – человеке, близком к Владимиру Путину и главе «Газпрома» Алексею Миллеру. Уроженец Санкт-Петербурга Валерий Голубев до 1991 года служил в КГБ, затем перешел на должность начальника секретариата мэрии Санкт-Петербурга, где проработал до 1993 года. В 1993–1999 годах возглавлял Василеостровский район Санкт-Петербурга. В 1999 году назначен на должность председателя комитета по туризму и развитию курортов мэрии Санкт-Петербурга. В ноябре прошлого года сменил на посту зампредправления «Газпрома» и главу «Газпром нефти» Александра Рязанова.
Впрочем, эксперт Центра политической конъюнктуры Дмитрий Абзалов считает назначение Голубева маловероятным. По его мнению, после ухода Рязанова и болезни Миллера его стали готовить на пост главы госмонополии либо на пост человека, который будет заниматься операционным контролем. «Учитывая, что в РФ в отношении стратегических постов есть определенный кадровый голод, вряд ли Голубева, который лично лоялен непосредственно президенту России, будут перекидывать с «Газпрома» на «Транснефть», – сказал Абзалов в интервью «Полит.ру».
Среди других возможных преемников назывались гендиректор «Зарубежнефти» Николай Токарев – тоже большой друг Владимира Путина и, по некоторой версии, бывший его шеф по дрезденской резидентуре. Однако в случае с Токаревым тоже есть определенные риски. А именно, значительное усиление «Роснефти», на которое президент может не пойти. Абзалов отмечает, что Токарев близок по позиции к Богданчикову, главе «Роснефти». В свое время они пытались отобрать у «Газпрома» нефтяное направление, пробуя провести проект по объединению «Газпрома», «Роснефти» и «Зарубежнефти» в единого гиганта, который бы занимался разработкой шельфовых месторождений. «С другой стороны, Токарев – человек, который может договориться, его кандидатура более вероятна, чем кандидатура Голубева или Христенко, но мне все же кажется, что он вряд ли будет назначен», – говорит эксперт.
Также упоминался Николай Егоров из питерской юридической компании «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры», которое традиционно выполняет ответственные задания Кремля. Основатель адвокатского бюро, профессор юридического факультета Санкт-Петербургского государственного университета Николай Егоров – однокурсник и давний приятель президента России Владимира Путина.
Не исключены и другие варианты – менее вероятные. Высказывалось мнение, что нефтепроводную компанию может возглавить кто-то из «людей Вайнштока», например, первый вице-президент «Транснефти» Владимир Калинин. В качестве еще одной кандидатуры упоминался даже глава Минпромэнерго Виктор Христенко.
Больше всех в отставке Вайнштока была заинтересована «Роснефть», и основной причиной отставки Вайнштока был конфликт с Роснефтью по вопросу ВСТО.
Началось все в конце 2006 года, когда «Роснефть» стала утверждать экспортные графики на транспортировку нефти в направлении Китая на январь. Тогда «Роснефть», которая купила активы ЮКОСа, занималась тем, что транспортировала нефть в Китай железной дорогой, и они решили перейти на нефтепровод, потому что это ниже по себестоимости. Глава РЖД Владимир Якунин был против, поэтому «Транснефть» не утвердила экспортные графики. Второй конфликт между «Роснефтью» и «Транснефтью» произошел, когда компания Вайнштока взялась за строительство ВСТО, но до весны 2007 года особо этим не занималась – это было невыгодно для самой «Транснефти». Вайнштоку невыгодно было его строить после переноса трубы от Байкала: во-первых, себестоимость проекта увеличилась, во-вторых, проект ВСТО наполняется из нефтяных месторождений Восточной Сибири. Именно они должны были заменить западные месторождения, на которых добыча падала для нефтепроводов, которые идут в страны ЕС, с которыми заключены долгосрочные контракты. В случае строительства ВСТО и направления всей нефти, например, в юго-восточную Азию, Вайншток мог столкнуться с неисполнением обязательств перед партнерами в Евросоюзе, поэтому строительство шло очень медленно. После этого «Роснефть» как раз начала форсировать решение по ускорению строительства, и все стали давить на Вайнштока, чтобы строительство шло быстрее. Вскоре «Роснефть» инициировала решение по слиянию «Транснефти» и «Транснефтепродукта».