будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Май 20, 2025
Хозяйство
Гриценко Григорий

Трудная задача для легкой промышленности

Трудная задача для легкой промышленности
gric_big

Одним из направлений экономической реформы начала 1990-х годов было открытие внутреннего рынка для иностранных товаров. В те времена эта мера считалась более чем оправданной, так как почти пустой потребительский рынок страны надо было хоть чем-то заполнить и заодно создать конкурентные условия для отечественного производителя. Отечественный производитель с насыщением рынка не справлялся, а качество его продукции оставляло желать лучшего, поэтому ставка на импорт, как тогда казалось, была оправданной. Однако через несколько лет, когда рынок был уже более или менее насыщен, а отечественный производитель сдал все свои позиции иностранным конкурентам, выяснилось, что все не так просто, как казалось. Российский потребитель узнал, что импортная продукция бывает восточного и западного происхождения («желтая» и «белая» сборка) и что цена этой продукции вполне соответствует ее качеству. Дешевые изделия Китая и Турции быстро выходили из строя, а дорогие изделия Европы и США оказывались не по карману большинству потребителей. Поэтому вполне закономерно возник спрос на товары, которые могли занимать промежуточную позицию между этими двумя полюсами индустриального мира, и понятно, что эти товары могли быть российского (или белорусского) происхождения.

Спрос на отечественные товары, слабо проявлявшийся в условиях завышенного курса рубля в эпоху «валютного коридора», резко вырос после обвальной девальвации национальной валюты в 1998-1999 годах. Производства, влачившие жалкое существование, внезапно стали набирать обороты, и ряд отраслей российской промышленности, работавших на внутренний потребительский спрос, такие, как легкая или мебельная, вырвались в лидеры российской экономики.

Лидерство это, по правде говоря, длилось не очень долго, так как после начала мирового роста цен на нефть нефтяная и газовая промышленность снова заняли подобающее им 1-2 место в отечественном индустриальном рейтинге. А последовавший за ростом цен на нефть рост ее экспорта и валютной выручки опять привел к росту импорта, оттеснившему российскую продукцию на периферию торговых сетей.

Сейчас, насколько мы понимаем ситуацию, у российского потребительского комплекса возник еще один шанс на спасение - и опять благодаря экономическому кризису. Валюты снова стало не хватать, доходы потребителей сократились, поэтому платежеспособный спрос, пусть и вынужденно, переориентируется на товары российского производства.

Это обстоятельство было учтено в проекте Стратегии развития легкой промышленности, которая недавно рассматривалась Правительством России. В материалах к этому проекту указывается, что если в 1991 году вклад легкой промышленности в общий объем промышленного производства составлял почти 12%, то теперь, увы, он сократился до 1%. Это вполне закономерный результат открытия рынков, так как конкурировать со сверхдешевой китайской продукцией мало кто может, а тем более – слабые российские текстильная, швейная и обувная отрасли. Соответственно, антикризисные мероприятия, которые должны быть разработаны для спасения и, может быть, развития легкой промышленности, сведутся, скорее всего, к разного рода защитно-запретительным мерам. Наверняка будут повышены пошлины на аналогичную импортную продукцию, снизят стоимость товаров, которые могут беспошлинно ввезти физические лица, сформулируют новые стандарты или технические условия, которым иностранная продукция не соответствует, и поэтому не может продаваться на российской территории, ну и проведут ряд других мероприятий.

Однако этих мер будет совершенно недостаточно, так как легкая промышленность России находится в упадке не только из-за сильной конкуренции импорта, но и по ряду других, не менее важных причин. Первая – это достаточно старый производственный аппарат, с низкой производительностью и высокой энергоемкостью, на котором создавать конкурентоспособную продукцию, к сожалению, невозможно. В советские времена обновлению производственного аппарата легкой промышленности уделялось мало внимания, а в постсоветские на это не было средств. Хотя, конечно, отдельные предприятия могли менять оборудование, получая его в качестве вклада в уставный капитал совместного предприятия, созданного с участием иностранного партнера, или получать его в виде товарного кредита или по лизингу, но в целом такие предприятия погоды в отрасли не делали. Поэтому первая и основная задача по развитию отрасли – это оснащение ее новейшим оборудованием.

Другая причина слабости российской легкой промышленности – это нехватка сырья. Как известно, большинство предприятий текстильной промышленности в советские времена работали на хлопке из республик Средней Азии. Потом, после распада СССР и перехода на рыночные отношения, поставки хлопка резко снизились. Руководство независимых республик быстро выяснило, что хлопок – такой же биржевой и валютный товар, как нефть, пшеница или алюминий, и что на торговле хлопком можно зарабатывать очень большие средства, несопоставимые с теми, которые его производители получали от российских текстильных фабрик. Кроме того, столкнувшись с нехваткой продовольствия (в советские времена зерновые культуры эти республики получали в централизованном порядке и сами их практически не выращивали), местное хозяйственное руководство сделало структурный маневр и сократило посевные площади под хлопком, увеличив их под пшеницу. В результате этих мероприятий хлопок стал относительно дефицитным товаром, поэтому среднеазиатские поставщики могли предъявить российским покупателям «белого золота» своего рода ультиматум: или вы платите мировую цену и в твердой валюте, или вы не получаете ничего.

Естественно, что и так находящимся в тяжелом финансовом состоянии предприятиям выполнить эти условия было практически невозможно, поэтому поставки хлопка резко сократились, что нанесло еще один удар по легкой промышленности. А предпринимавшиеся после этого судорожные попытки заместить хлопок отечественным льном большого эффекта не дали. И от того, как будет решен вопрос с сырьем, зависит, восстановит ли легкая промышленность свои прежние позиции на российском рынке - или нет.

Наряду с иностранной конкуренцией, изношенным оборудованием и исчезающей сырьевой базой, на тяжелое положение в легкой промышленности повлияли, как это ни странно, государственная политика в области экспорта вооружений и процесс гуманизации образования. В тяжелые 90-е, чтобы хоть как-то поддержать страдающий от нехватки заказов оборонно-промышленный комплекс, государство было вынуждено форсировать экспорт военной продукции, причем очень часто на совершенно невыгодных условиях. Под «невыгодными условиями» понимается, в частности, бартер, когда поставляемая в тот же Китай ракетная установка менялась на обычные китайские товары – те же текстиль или обувь. Которые потом с большой скидкой продавались на российском рынке, подрывая финансовое положение российских производителей аналогичной продукции.

Что же касается гуманизации образования, которая состояла, в частности, в отмене обязательного использования школьной формы, то не надо долго объяснять, как эта педагогическая новация отразилась на легкой промышленности. С учетом того, что только в Российской Федерации численность школьников составляла 20 млн. человек и что форму им надо было менять как минимум раз в два года, потери легкой промышленности от ликвидации этого рынка сбыта (причем гарантированного!) были гигантскими. И как теперь эти потери восполнить, совершенно не ясно.

Таким образом, Стратегия развития легкой промышленности должна учитывать как минимум три обстоятельства, влияющих на это развитие: защиту внутреннего рынка от демпингующей иностранной конкуренции (но без разрушения стимула для собственного развития), обновление капитала и снабжение сырьем. Кроме того, существует еще один вопрос, одинаково болезненный для всей российской экономики, – процентные ставки и сроки кредитования. И вот если эти вопросы будут разрешены, то российская мануфактура сможет быстро восстановить свою былую славу.

Гриценко Григорий
читайте также
Хозяйство
Мировая экономика через призму макроэкономических индикаторов и сбытовой политики
Декабрь 6, 2012
Григорьев Леонид Гавриленков Евгений Берлин Антон
Хозяйство
Экономические итоги года
Декабрь 29, 2006
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).