Увеличение добычи нефти, на которое намерены пойти страны-члены ОПЕК, а также не состоящие в организации, не приведет к понижению нефтяных цен. Такого мнения придерживаются многие аналитики.
О том, что рост добычи нефти в соответствии с соглашением стран ОПЕК и других нефтедобывающих стран не приведет к преобладанию предложения над спросом на мировом рынке, пишет газета «Ведомости». В то же время она отмечает, что уже в 2018 году Россия может установить добычу на уровне в среднем 11,15 миллиона баррелей в сутки, а в 2019 году довести до 11,17 миллиона баррелей в сутки. Такие параметры предусматривает ОПЕК.
Газета указывает также, что уже сейчас существенно выросла добыча в Саудовской Аравии, на которую приходится треть производства нефти в ОПЕК. Увеличили производство Ирак, Кувейт и Арабские Эмираты, Ливия и Венесуэла его снизили.
Тем не менее, опрошенные газетой эксперты высказали мнение, что для нефтяных стран сложилась благоприятная ситуация, так как баланс спроса и предложения сейчас установился, и есть основания ожидать, что добыча нефти в Иране вскоре сильно сократится. Кроме того, по оценкам опрошенных газеты аналитиков, на рынок нефти может повлиять в некоторой степени и торговая война США и Китая.
Торговые войны могут снизить спрос на нефть, пишет и газета «Коммерсантъ». По ее данным, ожидается, что основной прирост поставок нефти в мире дадут США, Бразилия, Канада, Австралия и Казахстан.
О том, какие тенденции преобладают в мировой нефтедобыче, и о том, станут ли снижаться цены при увеличении объема добычи нефти в ближайшие годы, поговорил с «Полит.ру» Юрий Кафиев, независимый эксперт по топливно-энергетическому комплексу.
«Сейчас ситуация на мировом рынке нефти очень неопределенна. Помимо того, что было объявлено об увеличении добычи, есть и более важные для нее факторы. Например, происходящее с Ираном грозит глобальными потрясениями. Если помните, Иран говорил, что может даже перекрыть Ормузский пролив, и последствия такого шага предсказать трудно.
Это может быть и война, и временный стопор в поставках. Причем даже если ничего подобного не случится, а просто страховые компании в связи с такой угрозой откажутся страховать танкеры, то это уже нанесет серьезный удар по нефтяному, а тем более — по газовому рынку.
В принципе, как показывает статистика, сейчас баланс спроса и предложения выглядит достаточно устойчивым. И объявленное увеличение добычи странами ОПЕК и Россией, думаю, вполне покроет рост спроса, который происходит постоянно. И если с Ираном не будет происходить ничего сверхъестественного, то, по-видимому, цены на нефть будут колебаться в тех уровнях, в которых они существуют последние месяцы. Большого повода для роста цен при этом я не вижу.
Но дело в том, что с Ираном обязательно что-то будет, поскольку Соединенные Штаты не собираются отступать. Какие-то санкции на Иран они начнут налагать. Уже сейчас компании отказываются с ним сотрудничать. Непонятно, как долго Иран в этой ситуации будет соблюдать спокойствие — вполне возможно, что к осени, когда санкции начнут вступать в силу и Иран начнет ощущать затруднения с экспортом своей нефти, произойдет какое-то обострение. Вот тогда цены на нефть могут сильно подскочить.
Но повторю: такой прогноз тесно связан с иранским фактором. Если бы его не было, как не было бы и время от времени возникающих политических обстоятельств, таких, как падение экспорта из Ливии и Венесуэлы, то цены на нефть остановились бы примерно в районе между 70 и 80 долларами за баррель. Словом, прогнозируя эти показатели, сейчас все смотрят в первую очередь на политические новости, особенно на Иран.
Что же касается рисков, которые несет в себе торговая война США и Китая, то они для нефтяного рынка тоже существуют, тоже могут на нем сказаться. Но сказаться эта война может опосредованно — поскольку это не настоящая война, а экономическое соперничество, и достаточно старомодное, я бы сказал. Но если состояние экономики из-за этой "войны" ухудшится, то, естественно, и потребление нефти будет снижаться. И тут непонятно пока, как далеко стороны зайдут в этой экономической борьбе.
Мне кажется, что ситуация с Ираном является более острой и грозит более серьезными потрясениями: борьба США с Китаем явно более долгосрочна, и вполне возможно, что через какое-то время стороны поймут, что им лучше договариваться. Словом, скорее всего, она не приведет к большим потрясениям.
Да, некоторое снижение потребления нефти может привести и к небольшому снижению цены, но все это — факторы, которые и трудно предсказать, и сами они не столь важны по сравнению с Ираном и политическими новостями.
А если говорить о скачке цен на нефть, о котором пишут СМИ, то те, кто следит за процессом, знают: на деле она фактически не меняется, все эти падения на 4-6% происходят не за один день, как когда то. В последние недели и даже месяцы цена находится в промежутке от 75 до 80 долларов за баррель. Вот в этом пределе на 5-6% она и меняется.
С точки зрения долгосрочного тренда цена на самом деле получается очень стабильной: локальные колебания так незначительны, что на них можно не обращать внимания. Вот если цена упадет ниже 70 или уйдет выше 85 долларов за баррель, тогда уже можно будет говорить о ее существенных колебаниях. А сейчас она практически стоит на месте», — сказал Юрий Кафиев.