будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Максим Топилин Ольга Голодец пенсионная реформа
Июнь 14, 2025
Хозяйство
Карпюк Илья

Цена пенсионного вопроса

Министр труда и социальной защиты Максим Топилин во вторник, 8 июля, заявил о том, что в правительстве обсуждается вариант продления моратория на перевод денег в негосударственные пенсионные фонды на 2015 год.

По совам Топилина, в будущем году государство могло бы выгадать от заморозки пенсионных накоплений граждан 280 млрд рублей, что, естественно, очень неплохо в условиях дефицитного бюджета. При этом министр отказался высказывать свое мнение или позицию своего ведомства по тому вопросу.

О том, что на заседании правительства обсуждается продление моратория на перечисление средств в НПФ, 7 июля написал РБК. По сведениям источника информационного агентства в правительстве, единственным сторонником этого варианта оказалась вице-премьер по социальным вопросам Ольга Голодец.

 
Игорь Шувалов

«Был удивительный момент, когда Ольга Голодец заявила, что "давайте не будем пока ничего решать" по заморозке пенсионных накоплений на 2015 год, так как решения президента по этому вопросу еще нет. На это Игорь Шувалов тут же ей сказал, что решение президента есть. Им даже была произнесена такая фраза: "Мы же с вами вместе были. И у Владимира Владимировича, и у Дмитрия Анатольевича это все обсуждалось. Все понимают, что заморозить деньги за 2015 год — это значит полностью потерять доверие"», — пересказал дискуссию один из участников совещания.

Тогда представители всех участников дискуссии отказались от комментариев, однако теперь, после заявления Максима Топилина, оказалось, что у идеи продления моратория фактически нет сторонников.

Вечером во вторник пресс-служба Министерства экономического развития распространила заявление, в котором министр труда фактически обвинен в подрыве доверия к пенсионной системе. В Минэкономразвития уверены, что отказ от перерода накопительной части пенсии в НПФ испортит и без того не идеальный инвестиционный климат и оттолкнет россиян от желания добровольно формировать свои пенсии.

«Указанная мера может оказать влияние на ухудшение инвестиционного климата в стране, а также на снижение доверия, стимулов и заинтересованности граждан по добровольному формированию пенсионных накоплений», — уверены в Министерстве экономического развития.

Через некоторое время со специальным заявлением выступил министр финансов Антон Силуанов. «Я вижу, что оснований говорить о возврате к этой теме нет», — заявил министр и напомнил, что проект бюджета на 2015-2017 годы уже верстается с учетом того, что мораторий на перевод средств в НПФ будет отменен.

Напомним, очередная пенсионная реформа была запущена в конце 2013 года. Начата она была под предлогом того, что полномочия регулирования отрасли перешли к Центральному банку — в связи с этим все негосударственные пенсионные фонды, которые до того существовали в странной форме некоммерческих организаций с запутанной структурой собственности, обязали пройти процедуру акционирования.

Таким образом по итогам реформы каждый НПФ должен стать юридическим лицом с понятными собственниками и прозрачной системой руководства. В обмен ЦБ включит НПФ в систему страхования вкладов, что должно повысить к ним доверие граждан.

Однако на время проведения реформы, чтоб чего не вышло, было решено деньги граждан, которые доверили накопительную часть пенсии негосударственным фондам и управляющим компаниям, оставить в Пенсионном фонде России. Изначально предполагалось, что после акционирования и включения в систему страхования вкладов деньги в НПФ вернутся, однако затем, по предложению вице-премьера Ольги Голодец, концепция изменилась.

Накопления за второе полугодие 2013 года все еще должны поступить в НПФ после того, как те будут реформированы. Однако средства за 2014 год в НПФ уже не пойдут никогда — они были потрачены на оплату пенсий ныне живущим пенсионерам. Благодаря этому федеральный бюджет сэкономил несколько сот миллиардов рублей.

Деньги будущих пенсионеров, впрочем, не были просто конфискованы в пользу пенсионеров настоящих. Закон гарантировал, что граждане, чьи средства были заморожены, получат адекватное возмещение в будущем за счет увеличения страховой части пенсии. Иными словами, государство, затыкая дыру в бюджете деньгами граждан и обещая их вернуть попозже, взяло в долг у будущего.

За счет чего этот долг будет возвращаться, пока никто не думает — Пенсионный фонд и сейчас дефицитный (иначе вся это история вообще не имела бы смысла), дефицит этот со временем будет только нарастать, ведь от старения населения никуда не деться. Это значит, что в будущем финансировать пенсионные обязательства придется из текущих доходов бюджета, то есть вливать деньги нужно будет не в оборону, не инфраструктуру, а в старшее поколение. Другой вариант — обмануть это старшее поколение, благо опыт есть, российское государство на протяжение последних нескольких веков регулярно устраивало конфискационные денежные реформы.

В принципе накопительная пенсионная система создавалась специально для того, чтобы государство не волновалось по поводу обеспечения пожилых людей. Когда-то выплачивать пенсии за счет налогов на работающих граждан было легко и приятно. В Советском Союзе пенсионный возраст в 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин был установлен в 1932 году, когда ожидаемая продолжительность жизни у мужчин составляла 30,5 лет, а у женщин — 35,7 лет. Учитывая, что пенсии платили далеко не всем слоям населения, на одного пенсионера приходилось множество работников, которые даже не замечали, что за счет них содержатся старики.

Постепенно пенсии стали получать все группы населения, со второй половины 1960-х годов — даже сельские жители. В то же время рождаемость неуклонно снижалась: 40 лет назад в СССР на одного пенсионера приходилось пятеро работающих, сегодня в России на одного пенсионера приходится всего 2,5 рабочих, а к 2040 году, согласно прогнозу демографов, число людей работоспособного возраста и пенсионеров и вовсе сравняется.

Именно накопительная модель пенсионной системы должна решить все проблемы. Суть ее в том, что люди (иногда добровольно, иногда под строгим контролем государства) сами откладывают часть своих доходов в пенсионный фонд, который, в свою очередь, вкладывает эти деньги в доходные инструменты, и через много лет выплачивает пенсию. Таким образом, гражданин сам копит на пенсию, и он не будет нуждаться в том, чтобы кто-то из работающих давал ему деньги за счет налогов.

По сути в накопительной модели пенсионные фонды выступают в роли банков, только они распоряжаются депозитом не в течение нескольких месяцев или лет, а на протяжении десятилетий. В некоторых странах активы пенсионных фондов превышают ВВП — таким образом будущие пенсионеры являются главными инвесторами, которые, более того, заинтересованы не в сиюминутной выгоде, а в долгосрочной прибыли — что очень выгодно для развития экономики.

 
Фото: pensiarf.ru

Однако такие пенсионные системы строятся, в том числе, на доверии. Зачем человек будет стремиться получать белую зарплату и, соответственно, делать отчисления с нее в пенсионный фонд, если он не верит в то, что через несколько десятилетий эти деньги к нему вернутся? Если гражданин не будет уверен в стабильности пенсионной системы, он либо будет откладывать деньги самостоятельно, либо станет рассчитывать на своих детей, либо, ближе к окончанию своей трудовой деятельности, начнет давить на правительство при помощи выборов, митингов и других доступных способов с требованием перераспределить деньги в свою пользу — иными словами, отнять их у молодых.

Даже первый вариант развития событий, который, в принципе, и является прототипом накопительной модели пенсионной системы, не дает всех ее плюсов — отложенные деньги будут храниться либо «под подушкой», либо в банках на срочных депозитах, в любом случае финансовые институты не смогут делать вложений с расчетом на прибыль через десятилетия, то есть не будут гарантами стабильного развития экономики. Впрочем, данные соцопросов и статистика финансовых ведомств показывают, что мало кто из россиян увлекается тем, что откладывает себе на старость 5 или 10 копеек с каждого заработанного рубля — намного чаще имеются некоторые накопления на черный день, которые сложно будет растянуть на десятилетие или два.

Второй и третий вариант развития событий очень похожи — в любом случае, бремя по содержание старшего поколения ложится на молодых, которых со временем становится все меньше и меньше. Многочисленное и недовольное старшее поколение будет не давать стране стабильно развиваться в социальном и политическом плане, что тоже не сулит ничего хорошего.

Так что именно вопрос доверия — ключевой в деле реформирования пенсионной системы. И с ним в России возникают большие сложности. Во-первых, граждане чисто исторически не слишком доверяют государству. Во-вторых, все новые и новые поправку в закон о пенсионной системе сделали его слишком запутанным и непонятным даже для опытных юристов, хотя от него зависит жизнь всех граждан без исключения. В-третьих, государство еще и изъяло накопления граждан за целый год — и теперь обсуждается вопрос продления этой практики.

Учитывая все это, россиянам, в идеале, и правда стоит научиться сберегать себе на пенсию самостоятельно. В конце концов, откладывать по 10% от дохода не так уж и сложно.

Карпюк Илья
читайте также
Хозяйство
Мировая экономика через призму макроэкономических индикаторов и сбытовой политики
Декабрь 6, 2012
Григорьев Леонид Гавриленков Евгений Берлин Антон
Хозяйство
Экономические итоги года
Декабрь 29, 2006
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).