будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Россия экономика экономический кризис
Май 14, 2025
Хозяйство
Гриценко Григорий

Ценовая перестройка российской экономики

Ценовая перестройка российской экономики
01
Заседание Правительства РФ

С начала 2000-х годов основным импульсом повышения доходов российских граждан и компаний был рост стоимости экспорта. Получая значительные доходы от поставки товаров (в основном углеводородов) за границу, российские компании выплачивали эти доходы в виде заработной платы персоналу и в виде дивидендов акционерам. Одна часть этих доходов, разумеется, тратилась за границей, но другая часть расходовалась на товары и услуги российского производства, что вызывало мультипликацию этих доходов и приводило к росту внутреннего спроса и производства. Естественно, что при снижении экспортных доходов (как это было, например, в конце 2008 – 2009 гг.) внутренние доходы, спрос и производство тоже снижались.

Текущая ситуация, в принципе, мало чем отличается от ситуации 2008 года, даже при наличии разного рода санкций и контрсанкций; поэтому и выход из кризиса должен быть приблизительно таким же, как и пять лет назад.

Как и тогда, рост производства будет вызван девальвацией, которая делает невыгодным импорт и, тем самым, создает стимулы для увеличения выпуска продукции российскими компаниями. Причем стимул этот двойной – с одной стороны, за счет роста емкости внутреннего рынка, а с другой стороны, – за счет увеличения экспорта. Причем не столько углеводородов, сколько всех остальных товаров российского производства, в том числе и тех , которые раньше за границу практически не вывозились, например, готовой пищевой продукции.

Увеличение российского несырьевого экспорта наверняка сгенерирует рост внутренних доходов и спроса, пусть и не в таких масштабах, как экспорт углеводородов. А они, тем самым, будут поддерживать выпуск у производителей, ориентированных на внутренний рынок. Правда, эффект от роста внутреннего спроса будет тормозиться рядом обстоятельств, вызванных, в том числе, и девальвацией рубля.

Хотя девальвация национальной валюты очищает внутренний рынок от товаров иностранного производства, но она, в тоже время, резко повышает себестоимость изделий российской сборки, использующих импортные материалы, комплектующие и оборудование. И чем больше доля импортной составляющей в себестоимости, тем выше будет цена готового изделия. Но чем выше цена, тем ниже будет спрос на эту продукцию.

Кроме того, из-за девальвации начинают дорожать не только импортные товары, но и материалы внутреннего производства, которые становится выгоднее отправлять на внешние рынки, чем реализовывать на внутреннем. Это тоже приводит к повышению себестоимости и цен на продукцию российского производства.

Поэтому, строго говоря, в объем спроса, сгенерированного экспортом, смогут вписаться только те внутренние производители, себестоимость и цены продукции которых возрастут не сильнее, чем доходы, получаемые производителями экспортной продукции. Для всех остальных производителей, увы, возможность нарастить производство так возможностью и останется.

Наряду с удорожанием импортных комплектующих, на производственный сектор угнетающе действуют и высокие процентные ставки. Разумеется, какую-то роль сыграет недавнее снижение базисной ставки и мы рассчитываем, что Центральный банк России продолжит ее снижать до приемлемого для большинства заемщиков уровня. Однако, как можно предположить, на предложение кредитов со стороны коммерческих банков будет влиять не только возможность рефинансироваться в Центробанке по более низкой ставке, но и резкое увеличение поступлений денежных средств на расчетные счета предприятий, особенно из числа экспортных производств.

Поскольку после девальвации выручка этих предприятий в рублевом выражении, как минимум, удвоилась, то понятно, что удвоятся и поступления на их расчетные счета, открытые в российских коммерческих банках. Поэтому банки в скором времени наверняка столкнутся с большим избытком рублевой ликвидности, который им надо будет куда-то пристраивать. Пристроить они ее смогут, выдавая новые кредиты другим заемщикам,.

Кредитную активность банков может подтолкнуть еще одно обстоятельство. Поскольку большинство (если не все) предприятий-экспортеров имеет задолженность перед банками, то они, используя выручку от экспорта, смогут быстро ее погасить, особенно если эта задолженность рублевая. Более того, если эта выручка достаточно большая, то за ее счет наверняка можно будет не только погасить старые кредиты, но и профинансировать оборотные средства, не прибегая к новым заимствованиям.

Если такое поведение заемщиков из экспортного сектора будет массовым, то банки лишатся широкого круга клиентов, на которых они хорошо зарабатывали. Тогда им волей неволей, чтобы совсем не потерять доходы от кредитования, придется открывать ссуды менее доходным клиентам, естественно, под менее высокую ставку.

При этом не имеет значения, какая задолженность была у экспортеров перед банками - валютная или рублевая. Даже в первом случае после ее погашения у банков скопится избыточная валютная ликвидность, и, чтобы ее разместить, им придется конвертировать ее в рубли (то есть удвоить в рублевом выражении), и уже из нее выдавать кредиты заемщикам из числа предприятий, поставляющих свою продукцию в основном на внутренний рынок.

Снижения процентных ставок недостаточно для значительного увеличения производства. Расширение выпуска, как мы показали выше, будет сдерживать рост стоимости импортных комплектующих. Поэтому если предприятия хотят удержать выпуск продукции в прежних размерах (не говоря уже о его увеличении), им придется компенсировать рост стоимости импорта путем снижения других статей затрат на производство или переложить выросшую себестоимость в цены на готовую продукцию. Это в любом случае придется делать, так как сейчас говорить о замене импортных комплектующих более дешевыми российскими аналогами не приходится.

Соответственно, если рост цен впишется в рост доходов экспортного сектора, удержание производства на прежнем уровне (или даже его расширение) вполне возможно. Но если рост цен будет выше уровня роста номинальных доходов, то тогда ни о каком росте производства говорить не придется, и компаниям-производителям, поставляющим свою продукцию в основном на внутренний рынок, придется сократить производство и ждать значительной ревальвации рубля, чтобы удешевить свою продукцию и сделать ее приемлемой для российского рынка.

Гриценко Григорий
читайте также
Хозяйство
Мировая экономика через призму макроэкономических индикаторов и сбытовой политики
Декабрь 6, 2012
Григорьев Леонид Гавриленков Евгений Берлин Антон
Хозяйство
Экономические итоги года
Декабрь 29, 2006
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).