Вчера глава Башкирии Муртаза Рахимов отменил указ двухлетней давности на продажу Башкирской топливной компанией (БТК) акций предприятий ТЭКа компании "Башкирский капитал", контролируемой его сыном Уралом Рахимовым. В соответствии с новым указом, правительство республики должно обеспечить возврат акций ОАО "Башнефть" и "Башкирэнерго" в БТК.
По некоторым данным, если формальной причиной этого решения могли стать претензии Счетной палаты по изменению статуса башкирского ТЭКа полуторагодичной давности, то реальной причиной скорее всего стали претензии кремлевского пула нефтегазовых компаний ( а в него входят "Газпром" и "Роснефть") на башкирский ТЭК. Как сообщалось президент Башкирии Муртаза Рахимов в обмен на отказ Кремля от поддержки независимого кандидата на выборах в Башкирии пообещал передать под его контроль башкирский ТЭК, однако затем нарушил свои обещания.
СМИ не исключают, что в ближайшее время клан Рахимовых может лишится контроля над самой важнйо структурой башкирского ТЭКа - БТК, все 100% акций которой находятся в собственности правительства Башкирии.
На прошлой неделе президент Башкирии Муртаза Рахимов сообщил о том, что группа депутатов Башкирского собрания. "Эта группа депутатов, представляющая топливно-энергетический комплекс республики, - сообщил он занимается интригами и кулуарной возней с тем, чтобы поставить своего человека на должность главы парламента, предварительно сместив с этого поста действующего спикера Константина Толкачева".
Незадолго до выборов президента Рахимова вся башкирская нефтянка пропала из госсобственности. А совсем недавно и г-н Рахимов-младший покинул свои посты в нефтянке, и в Башкирии заговорили о том, что президент Рахимов готовит операцию «преемник». Мол, в этот четверг Рахимова-младшего изберут главой парламента, а нефтянка у башкирской Семьи уже есть и так.
Судя по всему, в Кремле услышали об этих планах и поговорили с президентом республики. Крепко поговорили. Результатом чего и явилось удивительное сообщение о заговоре представителей башкирского ТЭКа в парлменте. Надо полагать, то были те самые заговорщики, которые и украли ТЭК из госсобственности. Обозреватель "Эха Москвы" Юлия Латынина отметила тогда, что Кремлю надо было заниматься не ЮКОСом, а «Башнефтью» -не потому, что покража «Башнефти» и «Башнефтехима» есть случай даже более вопиющий, чем залоговые аукционы. А потому, что деятельность Ходорковского не угрожала целостности России. А деятельность правящего башкирского клана, который объясняет Кремлю, что только он в силах контролировать религиозный экстремизм в республике и сам же этот экстремизм исподволь поощряет, — угрожает. Была бы «Башнефть» в собственности «Экссона», ЮКОСа или, черт с ним, хотя бы господина Сечина — угрозы сепаратизма просто не было бы. Не было б для нее экономической основы.