будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Май 14, 2025
Хозяйство

Учет и контроль

Учет и контроль
garem

Структура правительства окончательно неясна, но ясно то, что в ближайшие дни на административном рынке будет твориться передел полномочий и финансовых потоков. Росфинмониторинг Виктор Зубков не решился оставлять в ведомстве Алексея Кудрина, из ведения МЭРТ может уйти Инвестиционный фонд, создается новый госкомитет по рыболовству. Новая конструкция сильно зависит от лоббистского и аппаратного потенциала новых и старых людей в правительстве.

Наследство Грефа

В новой структуре российского правительства, утвержденной в понедельник, Минэкономразвития  потеряет ряд полномочий, а функции Минрегиона, получившего сегодня влиятельного начальника в лице бывшего замглавы президентской администрации Дмитрия Козака, расширятся, сообщили агентству Reuters неназванные, но осведомленные источники. "Завтра-послезавтра будет самое интересное - перераспределение полномочий между министерствами. (Эльвира) Набиуллина возглавит совсем не то министерство, что было у Грефа", - сказал агентству источник, близкий к администрации президента.

Ранее агентство "Интерфакс" со ссылкой на источник в правительстве сообщило, что от Минэкономразвития к министерству регионального развития будут переданы распоряжение средствами многомиллиардного инвестиционного фонда, а также контроль за федеральными целевыми программами, давно вызывавшими недовольство отправленного в отставку министра экономического развития Германа Грефа. Сам МЭРТ, судя по всему, будет подотчетен министру финансов, вице-премьеру Алексею Кудрину.

Как уже отмечал "Полит.ру" Минэкономразвития, лишившись Грефа, вполне может превратиться из сильного лоббистского центра в исключительно экспертное ведомство, мимо которого будут идти едва ли не все финансовые потоки. В дальнейшем  - нескоро - речь может пойти даже об упразднении ведомства.

Все свое беру с собой

Второй пример – переключение Росфинмониторинга на Виктора Зубкова. Владимир Путин вывел финансовую разведку из ведения Минфина.  Теперь Росфинмониторинг будет подчиняться непосредственно правительству - читай, премьеру Виктору Зубкову. Возглавит службу зам Зубкова Марков. По одной из версий, Зубков выдвинут на пост премьера в качестве аникоррупционного рычага. Он имел на прежнем посту максимально полную информацию о финансовых операциях, банковских счетах и проводках по ним крупного бизнеса и чиновников. То есть - может контролировать элиты в переходный выборный период и после них.

Нынешний премьер Зубков возглавлял финансовую разведку на протяжении нескольких лет. Зубков в 2001 году стал первым заместителем министра финансов, и.о. председателя Комитета по финансовому мониторингу (финансовой разведки), а с марта 2004-го Зубков – руководитель Федеральной службы по финансовому мониторингу.

Замдиректора Центра изучения современной политики Сергей Рыженков  отмечал недавно, что в условиях относительной нестабильности (в России и мире) и даже возможного кризиса, новое правительство должно действовать мобилизационным способом. "Для этого нужна новая финансовая политика, пусть временная, но надежная. Ее параметры довольно просты и ясны. Ужесточить контроль со стороны государства над деятельностью коммерческих банков. Найти новые способы «доить» частный бизнес и извлекать в доход государства прибыль от деятельности государственных сегментов «нефтянки» и иже с ней. Сократить коррупционную составляющую финансового оборота. Перераспределить потоки госрасходов в направлении избирателей без наступления немедленных - закономерных и тяжелых - последствий для экономики.

Новая финансовая политика требует и новых структур, способных ее осуществить. По крайней мере, первые три задачи - это то, чем прямо занималось ведомство Виктора Зубкова все последние годы.... Росфинмониторинг просто на какое-то время вберет в себя и правительство, и Центробанк, став суперфинансовым спецведомством".  Так или нет, но пока Росфинмониторинг Зубков никому не отдает.

Надои без уловов

Третья история – с созданием нового Госкомитета по рыболовству. Возглавить новый комитет должен нынешний глава Росрыболовства Андрей Крайний. Напомним, что именно он уже неоднократно говорил о необходимости создания отдельного ведомства, которое бы курировало деятельность отрасли. В конце августа первый вице-премьер России Сергей Иванов также сообщил, что, по его мнению, «уже настало время принимать серьезные организационные решения и делать одного ответственного, давать ему поручения и с него спрашивать, потому что когда 16 ведомств согласовывают друг с другом десятилетиями, то ничего у нас не будет».

На рубеже 2005-2006 годов, когда российских чиновников очень увлекала модная забава – изобретение нацпроектов, Михаил Фрадков предлагал ввести нацпроект по рыболовству. Что автоматически переводило бы рыболовство на уровень высшего подчинения с постепенным изъятием его из ведения Минсельхоза. Кто будет контролировать новый комитет? Вряд ли Крайний – «крайняя фигура». А общую координацию деятельности ведомства может взять на себя, например, первый вице Сергей Иванов. Или тот же Фрадков.

Глава ведомства Алексей Гордеев уже понадеялся, что рыба останется в его ведении. Есть небольшая вероятность, что так и случится – Гордеев считается сильным аппаратчиком. Однако за переназначение нужно чем-то заплатить. Министра долго и упорно провожали в губернаторы Рязанской области или Ставропольского края – регионы сельскохозяйственные и, как водится, небогатые.

Только рынок черной икры в России (запрет на ее продажу введен, да кто соблюдает запреты) оценивался приблизительно в $200-300 млн. Таким образом, многомиллиардная отрасль может уйти из Министерства сельского хозяйства – федеральное агентство по рыболовству входит в структуру Минсельхоза. На пресс-конференции – проведенной, кстати, в межправительственную неделю - Андрей Крайний раскритиковал закон о рыболовстве и посетовал на контроль со стороны местных силовиков за браконьерским уловом. Показалось, что Крайний решил «оторваться», выступив с резкой критикой, оказалось – смотрел в корень.

Формула успеха

Есть нечто большее, нежели простая аппаратная интрига в последних правительственных пертурбациях. Все они, по сути, отвечают на тот же вопрос – как устроена система власти, как работает российская власть.

Греф в качестве контроллера Инвестфонда администрацию, похоже, устраивал, а Набиуллина – не совсем. Все лучшие качества, необходимые путинскому чиновнику высокого ранга, у Германа Оскаровича были налицо. Личная лояльность президенту, давнее знакомство с Путиным, изворотливость аппаратчика, умение избегать совсем уж крупных конфликтов. То же относится и к Дмитрию Козаку. Был ли Греф реформатором или нет, является ли профессионалом его сменщица – это вопросы не первого порядка. Главное – кто будет дальше контролировать Инвестфонд. Если «охранной грамоты» Грефа Набиуллиной хватит – Инвестфонд в ведении МЭРТ останется, нет – уйдет на сторону.

Немного другая история с рыболовством (выдернуть его из-под Гордеева) или финмониторингом (вставить его под Зубкова), но смысловая нагрузка та же. «Своим людям» – в компетентности которых не приходится сомневаться, а лояльность налицо – достаются наиболее важные сферы влияния и рычаги того же влияния. Главное – не создать в результате излишней концентрации власти и ресурса, и система сдержек и противовесов будет функционировать.

читайте также
Хозяйство
Мировая экономика через призму макроэкономических индикаторов и сбытовой политики
Декабрь 6, 2012
Григорьев Леонид Гавриленков Евгений Берлин Антон
Хозяйство
Экономические итоги года
Декабрь 29, 2006
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).