Журнал «Финанс» назвал самых богатых бизнесменов России. Список возглавил Олег Дерипаска, за год он вырос почти вдвое и почти в два раза обогнал Романа Абрамовича. Число долларовых миллиардеров тоже увеличилось вдвое за два года, а выстроивших бизнес с нуля миллиардеров стало уже 35. Впрочем, необходимо помнить, что рейтинги – вещь в значительной степени условная, тем более если речь идет о российском бизнесе. Ведь состояние многих владельцев непубличных компаний оценить сложно, к тому же в списки не попадают ни богатые чиновники, ни теневые (со)владельцы бизнесов.
Лидеры и аутсайдеры
Самым богатым бизнесменом России стал владелец «Базового элемента» Олег Дерипаска. Состояние Дерипаски «Финанс» оценил в $40 млрд, а второго в рейтинге губернатора Чукотки, совладельца «Евраза» и хозяина клуба «Челси» Романа Абрамовича — в $23 млрд.
Год назад 3–4-е места занимали бывшие партнеры по »Интерросу» Михаил Прохоров и Владимир Потанин. В нынешнем рейтинге (журнал «Финанс» по прежнему оценил их одинаково – в $21,5 млрд) они пропустили вперед сталелитейного магната Владимира Лисина (22,2 млрд , 3-я позиция), основного акционера «Альфа Групп» Михаила Фридмана (22,2 4 место) и основного владельца «Северстали» Алексея Морадшова (22,1 млрд).
В совокупности первая десятка за год подросла на 52 процента – с $145 млрд до $221 млрд. Количество долларовых миллиардеров выросло с 61 (год назад, 50 – два года назад) до 101 человека. Причем 35 из них создали (по версии журнала) бизнес с нуля и самостоятельно. В прошлом году таких было 10, два года назад 3. Они представляют, как и прежде, в основном финансовый, строительный и потребительский сектор. «Селф-мейд» бизнесмены, правда, обнаруживаются лишь в третьей десятке (с результатом 6,55 млрд 28 и 29 места соответственно заняли девелоперы - совладельцы группы компаний ПИК Юрий Жуков и Кирилл Писарев). Еще три позиции потерял совладелец АФК «Система» Владимир Евтушенков (16 позиция, $10,6 млрд против 13 и 8 млрд год назад).
Темпы роста оценки состояний крупнейших бизнесменов в этом году росли быстрее биржевых индексов. В 2005 году индекс РТС вырос на 83,3%, а в 2006 году – на 70,7%, а вот 2007 год на фоне ипотечного кризиса в США и прочих потрясений мирового рынка – лишь на 19,3%. Правда, были довольно успешные размещения на бирже – та же группа ПИК была оценена инвесторами более чем в $11 млрд (ранее бизнес группы оценивался в разы дешевле), чем и обусловлен стремительный рост по рейтинговой лестнице совладельцев группы.
Вошли в рейтинг и «бывшие олигархи». В $1,3 млрд оценил журнал Бориса Березовского (80 место), не уточнив, однако, какими активами владеет бизнесмен на сегодня. А вот экс-совладелец ЮКОСа Леонид Невзлин существенно «полегчал», потеряв 117 позиций в рейтинге, и «стоит» всего $200 млн , по версии «Финанса», богаче него даже Владимир Гусинский ($300 млн) – экс-собственник НТВ и прочих мейдиных активов. Впрочем, в нижней части рейтинга больше условностей – создается впечатление, что некоторым собственникам (владельцу группы АСТ Тельману Исмаилову, например) $150 млн были записаны по умолчанию.
Скромность – не порок
Результаты рейтингов вызывает различные нарекания. При подготовке рейтинга используются данные компаний, ЦБ, ФСФР, аналитические отчеты ведущих инвестиционных компаний и банков, анонимные экспертные оценки миллиардеров и наблюдателей, заявляет «Финанс». Приоритетом для анализа являются оценки, озвученные публично. В случаях, когда точная доля человека в собственности официально неизвестна, журнал прибегал к оценке этой доли по косвенным признакам. Если достоверно (в том числе по косвенным признакам) неизвестно распределение акций среди менеджеров, то ценные бумаги записывались на первое лицо компании.
После прошлогодней публикации рейтинга «Финанса» Олег Дерипаска дал газете Guardian интервью, в котором было сказано: эти данные сильно преувеличены, размер состояния примерно в два раза меньше. «Если вы хотите быть точными, я знаю с десяток людей, которые должны быть выше меня (в списке богатейших людей России)», - заявил Дерипаска. Поименно, впрочем, этих людей он назвать постеснялся.
Официально Олег Дерипаска и Роман Абрамович и вовсе не входят в элиту отечественного бизнеса. По версии «Коммерсанта» (рейтинг самых официально богатых бизнесменов) Абрамович, как совладелец «Фармстандарта» занимает лишь 52 строчку, оценка – всего 5,6 млрд рублей. Дерипаски в рейтинге нет вообще, ведь кроме заявлений о том, что он является 100-процентным бенефициаром «Базового элемента», никаких официальных и публичных данных на этот счет нет. Вторая по размеру страховая компания «Ингосстрах» контролируется тремя компаниями, за которыми видится «Базовый элемент», который заявляет, что управляет активами Олега Дерипаски – это далеко не самая сложная схема управления собственностью. «Так что и оценка в $40 млрд – в значительной степени абстрактна. Экс-партнер Дерипаски по алюминиевому бизнесу Михаил Черной вообще полагал, что Дерипаску контролируют теневые партнеры.
Оценка UC Rusal – $45 млрд. Доля Олега Дерипаски – которую заявляли при слиянии компаний «Русский алюминий», СУАЛа (компания Виктора Вексельберга и его партнеров) и зарегистрированного в Швейцарии трейдера Glencore – 66 процентов. Оценка ее, в таком случае – 30 млрд долларов США. UC Rusal - это непубличная компания (сроки IPO ее постоянно откладываются) и необязана раскрывать о себе информацию «граду и миру», но лишь надзорным и фискальным органам. Только полтора года назад компания рассказала, что ее основным акционером является Олег Дерипаска.
О размерах состояния чиновников вообще сложно судить. Периодически возникают слухи об интересах крупных чиновников в сфере их непосредственной деятельности. Экс-министра Михаила Зурабова (это лишь один пример из десятков) упрекали в близости к страховому и фармбизнесу. Соответственно, чиновники в списки самых быгатых россиян не попадают, оценить размер состояния невозможно, но какие-то из них в этих рейтингах заняли бы не последние места.
Символы веры
Рейтинги рождают самые разные интерпретации. Так, наиболее известный рейтинг - «Золотая сотня» журнала Forbes - стал точкой отсчета для того, кому можно быть депутатом Госдумы. Вроде бы, Владимир Путин даже озвучил своего рода планку – 50 первых мест в списке Forbes не должны войти в список ЕР."Нужно ли им лично быть в партийных списках, быть парламентариями, занимаясь крупным бизнесом, одновременно пользоваться депутатской неприкосновенностью? Смогут ли они, развивая собственный крупный бизнес, который требует и сил, и времени, в то же время оставаться объективными, принимая решения, затрагивающие интересы всей экономики?" - на этот риторический вопрос президента партийцы дали вполне конкретный ответ.
В результате тогда списки покинули глава «Роснефти» и списка сахалинских «единороссов» Сергей Богданчиков, владелец ОАО «ГНК» Сулейман Керимов (по версии Forbes 7-8 место в списках богатейших людей России, состояние оценивается более чем в $12 млрд), владелец лесопромышленной группы «Титан», Владимир Крупчак (депутат от Архангельска). Не попал в список гендиректор УГМК – второго по объему производителя меди - Андрей Козицын (у него 46-я позиция рейтинга «Форбс», состояние $1,5 млрд).
Есть и другие последствия – крупные состояния самым нехорошим образом возбуждают фантазии у контрольных органов, силовиков, налоговой, благотворительных учреждений, разнообразных фондов. А «политическая оппозиция» (как слева, так и справа) клеймит «олигархов», которые ограбили народ и наворовали N миллиардов. Не так давно из уст многих народных избранников, по преимуществу из лево-патриотического лагеря можно было регулярно слышать странные с точки зрения здравого смысла заявления вроде «75 процентов национального богатства принадлежит десяти олигархам». Косвенно признается, что собственность не является легитимной. В этом смысле рейтинги – вещь иногда и опасная для крупного бизнеса. Впрочем, бизнес пока демонстрировал крайнюю удовлетворенность программой «либерала» Дмитрия Медведева. Может и пронесет.