Центральный банк уж сейчас рассматривает «ряда факторов», которые могут привести к повышению ключевой ставки впервые с 2014 года. Об этом, как передает ТАСС, глава ЦБ Эльвира Набиуллина в Сочи на пресс-конференции в рамках Глобального форума Альянса за финансовую доступность. Также, по словам Набиуллиной, сейчас не так много факторов, которые бы говорили в поддержку снижения ключевой ставки.
«Есть значительное число факторов, которые говорят за сохранение ставки, и появились некоторые факторы, которые позволяют "положить на стол" вопрос возможного повышения ставки», — сказала она. Один из таких факторов — повышенная волатильность на финансовых рынках России и мира, пояснила она. «Безусловно, мы будем ее учитывать при принятии решения», — сказала Набиуллина.
Причем волатильность, по словам главы Центробанка, так же связана с влиянием «внешних факторов», как и рост инфляции. «Инфляция возвращается к нашей цели чуть быстрее, чем мы прогнозировали раньше, в том числе и прежде всего из-за внешних факторов», — указала она, отметив, что пока инфляционные ожидания выросли «совсем незначительно».
Набиуллина, впрочем, успокоила тем, что «основные риски носят временный характер», и «если они не транслируются в рост инфляционных ожиданий», то ЦБ просто будет проводить смягчение кредитно-денежной политики более медленными темпами, чем планировалось ранее.
Напомним, Центральный банк сейчас проводит политику «таргетирования инфляции», то есть он любыми силами воздействует на рынок таким образом, чтобы рост цен не превышал заранее заданного уровня, в случае России — это 4% в год. В 2017 году удалось добиться даже еще более низких значений, сейчас, по данным Росстата, за календарный год цены выросли на 2,5%.
Один из главных инструментов в распоряжении ЦБ — ключевая ставка, это минимальная процентная ставка, по которой ЦБ предоставляет кредиты коммерческим банкам на срок в 1 неделю, и одновременно это максимальная ставка, по которой ЦБ готов принимать от банков на депозиты денежные средства. Так как именно через предоставление займов коммерческим банки ЦБ «эмитирует» рубли, в том числе и от ключевой ставки зависит, с какой скоростью в экономике растет предложение денег. Если ключевая ставка низкая, то брать кредиты у ЦБ выгодно, денег становится все больше и это приводит к инфляции, если ключевая ставка высокая, то брать в долг, соответственно, невыгодно и это приводит к недостатку денег и, в конечном счете, тормозит экономический рост.
Однако дешевый или дорогой кредит — это не только «отвлеченные» показатели, такие как рост ВВП, скорость оборота денег, денежный агрегат М2 и т. д. Средневзвешенная ставка по ипотечным жилищным кредитам в России сейчас около 9,5% — это исторический минимум, благодаря этому многие семьи в состоянии приобрести себе в собственность квартиру — что заметно по постоянно растущему объемы выданных ипотечных кредитов. Такая ставка была бы невозможной в условиях высокой инфляции.
В конце 2014 года, после обвала курса рубля, Центробанк повысил ключевую ставку до 17% годовых, а с начала 2015 года начал ее постепенно снижать — одновременно на спад пошла инфляция. В последний раз ключевая ставка снижалась 26 марта 2018 года, всего на 0,25 п.п., до 7,25%, до того совет директоров ЦБ на пяти заседаниях подряд ставку снижал. Заявлялось, что переход к «нейтральной денежно-кредитной политике» должен был заключаться в том, что ставка останется в диапазоне 6–7%.
Но уже в июне по итогам заседания совета директоров Набиуллина заявила, что решение поднять ставку НДС с 18 до 20% мало того, что «подстегивает инфляционные ожидания россиян», но еще и стимулирует «опережающую подстройку цен», так что ЦБ решил отказаться от дальнейшего снижения ключевой ставки.
Согласно прогнозу регулятора, в 2018 году инфляция составит 3,5–4% (по сравнению с прошлым прогнозом ЦБ повысил нижнюю границу с 3 до 3,5%), а в 2019-м может даже превысить целевой показатель, достигнув 4–4,5%.