С 1 ноября в рамках сокращения численности сотрудников МВД будет значительно уменьшено количество стационарных постов главного управления вневедомственной охраны (ГУВО). По мнению ряда российских ведомств, подобная мера может привести к настоящим бедствиям, а также к возникновению рисков для национальной и экономической безопасности страны.
С 1 ноября будут работать лишь 262 поста главного управления вневедомственной охраны из 3,5 тысяч. Всего же в рамках указа президента количество сотрудников органов внутренних дел будет уменьшено до миллиона (на 10%). На подразделения вневедомственной охраны приходится большинство сокращаемых ставок. Ожидается, что вместо постов ГУВО охраной будут заниматься ЧОПы, ведомственные подразделения и ФГУП «Охрана».
Негативные прогнозы в связи с сокращением постов охраны были изложены в обращениях целого ряда федеральных структур, которые были направлены в МВД. По данным «Коммерсанта», сокращением постов главного управления вневедомственной охраны не довольны в Центробанке России. Объекты регулятора, включая вычислительные и расчетно-кассовые центры, на договорной основе охраняют около 9 тысяч сотрудников полиции. Стоит отметить, что вычислительные центры обеспечивают функционирование платежных систем, а в расчетно-кассовых хранятся резервные фонды, золотовалютные резервы Банка России и запас драгметаллов. Регулятор считает часть объектов системно значимыми, так как от их работы зависит вся его деятельность.
Сотрудники ГУВО необходимы ЦБ по нескольким причинам. Регулятор не считает, что сигнализации и «тревожные кнопки» являются полностью эффективными. Кроме того, стоимость услуг подведомственного ЦБ «Росинкаса» или ФГУП «Охрана» в несколько раз дороже, чем стоимость постов ГУВО. Регулятор считает, что ни одна из охранных организаций не может обеспечить полноценную безопасность его объектов, отсутствие которой создает риски для национальной и экономической безопасности страны.
Центробанк обратился к МВД с просьбой оставить посты с полицейскими хотя бы на 30 самых важных объектах. По словам одного из источников, некоторые структуры регулятора может охранять только полиция. Он отмечает, что у ЧОПов нет нужных полномочий — они лишь могут вызвать тех же сотрудников полиции. «Поскольку речь идет о жизненно важных для страны объектах, мы будем и дальше думать над тем, как выйти из ситуации, в конце концов, ЦБ предоставлено право использовать боевое оружие законом "Об оружии"», — отметил источник.
Уход ГУВО тревожит и Росводресурс — в ведомстве попросили МВД оставить охрану для предотвращения диверсий на гидротехнических сооружениях. Беспокойство, прежде всего, вызывают объекты в Южном федеральном округе. В качестве причин называются сложная криминогенная обстановка и близость к району проведения боевых действий в Донбассе.
В Росводресурсе даже привели конкретны цифры в случае чрезвычайных ситуаций на объектах. Так, при аварии на плотине Краснодарского водохранилища на Нижней Кубани могут быть затоплены более 100 населенных пунктов, в которых проживают почти 700 тысяч человек, 350 тысяч гектаров сельхозугодий, нефте- и газопроводы, а также промышленные предприятия. Не менее ужасными могут быть последствия аварий на Шершневском гидроузле в Челябинской области и на Сурском гидроузле Пензенского водохранилища. По расчетам ведомства, в зоне затопления могут оказаться более 74 и 46 тысяч человек. Во втором случае, по прогнозам Росводресурса, будет затоплена часть самой Пензы и области.
Обеспокоены ситуацией с ГУВО и в Минкульте. В письме его главы Владимира Мединского отмечается, что в музеях находятся более 20 млн бесценных экспонатов, которые являются национальным достоянием. Треть учреждений Минкульта невозможно защитить техническими средствами, так как они представляют собой удаленные музеи-заповедники. В министерстве полагают, что при привлечении ЧОПов произойдет неконтролируемое расширение «круга лиц и организаций, детально осведомленных о системе безопасности музеев».
«На самом деле речь идет о нескольких сотнях сотрудников МВД, при том оплачиваемых министерством культуры. Надо обязательно решить этот вопрос, надеемся, что Владимир Александрович Колокольцев найдет выход. Государство не имеет право отказываться от охраны своего наследия», — ранее заявлял Мединский. По его словам, опасаться следует и за федеральные библиотеки, в которых хранятся экземпляры с аукционной стоимостью, которая сопоставима с ВВП крупного государства.
Ранее сообщалось, что согласования по охране объектов Минкульта все еще продолжаются, однако говорить о каких-то договоренностях пока рано. При этом в качестве альтернативного варианта для министерства может рассматриваться и ФГУП «Охрана». Структура является коммерческой, однако курируется МВД. Представитель предприятия Валерий Грибакин сообщал, что во все учреждения культуры уже были разосланы письма с предложением перейти с 1 ноября на услуги ФГУП.
«Мы государственное учреждение и представлены по всей России, у нас 80 филиалов по стране, в том числе в Крыму. На рынке мы более 10 лет. Поэтому, если руководитель того или иного музея обратится к нам, мы будем рады обеспечить его учреждение профессиональной охраной», — отмечал представитель предприятия.
Советник президента РФ по культуре Владимир Толстой также считает, что подобное решение было бы лучшим по сравнению с переходом на услуги ЧОПов. Однако, по его мнению, некоторые объекты должна продолжать охранять полиция.
«Надо не завершать на этом переговоры и пытаться добиться чего-то большего, по крайней мере для особо ценных объектов культурного наследия, может быть, для отдельных золотых кладовых, существующих в некоторых региональных музеях. Нужно выявить объекты, которые будут охранять силы полиции», — отмечал он.
По данным «Коммерсанта», реакция на обращения уже последовала. Так, зампред комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Александр Хинштейн направил запрос на имя главы МВД, предложив ввести мораторий на снятие охраны с жизненно важных и особо охраняемых объектов хотя бы до выработки единой позиции и алгоритма предупреждения возможных угроз. По словам Хинштейна, он рассчитывает провести совместное обсуждение проблемы с руководством МВД и депутатами.