9 мая президент Украины Виктор Ющенко заявил, что признание воинов Украинской повстанческой армии, воевавших на стороны Гитлера, ветеранами войны должно стать одним из пунктов политического соглашения о формировании коалиции в стране. Таким образом, украинский президент вместо объявленного примирения провоцирует новое разделение страны, и как раз в момент формирования коалиции и правительства.
Историк Алексей Миллер говорил в интервью «Полит.ру»: «В принципе, есть вполне реальная и несложная платформа, на которой этот вопрос мог бы быть решен более или менее консенсусно. Времена были тяжелые, все стояли перед трудными выборами, все совершали ошибки, все старались поступать как лучше. Люди пожилые, пусть у них будет повышенная пенсия… Но когда из воинов УПА начинают делать героев, которые и есть правильные украинцы (а их именно в этом качестве хотят реабилитировать), то это сразу вызывает непримиримый протест людей с Восточной Украины. А мы-то кто тогда такие? То есть мы – недоделанные украинцы? То есть мы – объект той социальной инженерии, который не имеет голоса, которого отодвинули, из нас сейчас будут делать этих правильных украинцев? Это вопрос не только русского языка, это вопрос памяти, вопрос самоидентификации».
Крайне неудачное политическое заявление украинского президента может осложнить формирование «большой» коалиции с «Партией регионов», которая очень нужна Ющенко для сохранения собственной власти. Если на пост премьер-министра вопреки опыту и здравому смыслу будет выдвинута Юлия Тимошенко и Верховная Рада утвердит эту кандидатуру, то тогда украинскую экономику ждут, как минимум, два шока максимально возможной силы – приватизационный и газовый.
Приватизационный, или, вернее, постприватизационный шок будет вызван желанием повторить успех с изъятием у старых собственников и перепродажей металлургического комбината «Криворожсталь». Дело в том, что на Украине имеется масса промышленных активов, приватизированных, как многие считают, по цене ниже рыночной. Одним из таких активов являлась «Криворожсталь», и ее конфискация и перепродажа прошла успешно. Но вот про другие активы такого сказать нельзя, так как попытки отобрать их у старых собственников, предпринятые еще в период премьерства Тимошенко, успехом не увенчались. И поэтому есть сильно подозрение, что, став премьером второй раз, Тимошенко захочет снова наступить на те же грабли и возобновит атаки на промышленные компании, являющиеся базой украинской индустрии.
То, что при этом всю индустрию ждет шок, долго объяснять не надо. Вместо того чтобы производить продукцию, заводы встанут, так как в условиях постоянных атак государственной власти заниматься хозяйственной деятельностью практически невозможно. Вслед за остановкой заводов на Украине остановится практически все, так как металлургическое производство мало того, что является основным экспортером и, соответственно, поставщиков валюты в страну, но и снабжает своей продукцией массу предприятий других отраслей. При этом надежды властей на то, что они в случае реприватизации найдут заводам новых инвесторов, выглядят чересчур оптимистичными. Если металлургический комбинат не поработает две-три недели, а то и месяц, от него мало что останется, и тогда покупать инвесторам будет нечего.
Так что один шок украинской экономике почти гарантирован, но для полного эффекта припасен шок номер два. По январскому газовому соглашению между российским «Газпромом» и Украиной до середины лета текущего года газ поставляется по цене $95 за тысячу кубометров. Со второй полвины года, в зависимости от обстоятельств – в том числе и от того, кто станет новым премьером украинского правительства, – цена на газ может существенно повыситься.
В случае неподъемных цен ей останется или сократить отбор газа из магистральных трубопроводов, что очень губительно и для промышленности, и для жилищно-коммунального хозяйства, или продолжить практику «несанкционированного отбора», что очень пагубно отразится на репутации страны, изо всех сил пытающейся интегрироваться в европейские структуры.
Однако это будущее, пока покрытое туманом. Настоящее же вполне реально, и о нем можно судить по статистическим данным, которые, увы, не очень утешительные. Весь первый квартал 2006 года украинская экономика топталась на месте – индекс промышленного производства составил 100,2% по отношению к первому кварталу 2005 года. То есть роста вообще никакого не было, и это не удивительно – повышение цен на газ в январе с $50 за тысячу кубометров до $95 за тыс. кубометров, то есть почти в два раза, способно затормозить что угодно и кого угодно. Но, кроме роста газовых цен, имела место масса других неприятностей: мировые цены на черные металлы (основной экспортный продукт Украины) снизились, Россия ввела ограничения на ввоз украинской пищевой продукции, и, кроме того, из Украины стал уходить капитал. В общем, напастей и сейчас хватает, но вот главные трудности будут, скорее всего, впереди.
Россия тоже, к слову сказать, большими успехами пока не блещет. Хотя российская промышленность и «выросла» за первый квартал на 3%, ростом это безобразие назвать язык не поворачивается. Эти три процента – скорее плод статистической ошибки, чем показатель реального роста. Или, что немного ближе к истине, – результат низкой температуры воздуха в январе-феврале. Именно из-за нее показатели промышленного производства оказались чуть выше нуля. Эта мысль хорошо подтверждается официальными статистическими данными.
Так, индекс производства продукции в обрабатывающих отраслях промышленности за первый квартал составил 102,8%, в добывающих отраслях – 101,3%, а вот в группе отраслей, которая называется «производство и распределение электроэнергии, газа и воды», индекс составил сразу 106,5%. То есть, спасаясь от январских морозов, потребители усиленно жгли газ и электричество, а также принимали горячие ванны, в результате чего данные по промышленному производству внешне выглядят более или менее благопристойно. Но вот что будет с показателями промышленного производства в теплые месяцы года, когда холодов уже не будет, – это большой вопрос.
Так что, возвращаясь к любимой тематике, отметим, что не одна Украина показывает темпы экономического роста, близкие к нулю. Россия тоже находится в далеко не блестящем положении. Однако у нее трудности другого плана – вроде полностью загруженного и в тоже время морально и физически изношенного основного капитала, который надо каким-то образом воспроизводить. Но источников для воспроизводства внутри страны маловато, и их надо искать за границей.
Кое-что можно, конечно, перехватить в долг, или можно продать часть акций российских компаний на иностранных фондовых биржах, но все-таки наиболее «естественным» способом получения инвестиционных ресурсов видится простое повышение цен на энергоносители для тех стран, которые пока получают их по субсидированным ценам. То есть для Украины, Белоруссии, Молдавии и так далее. Естественно, что, получая от этих стран инвестиционный ресурс путем повышения цен на монопольные товары, мы тем самым лишаем их этого самого ресурса. Причем вне зависимости от погоды, мировой конъюнктуры, личности премьер-министра и структуры собственности на промышленные активы.