будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июль 2, 2025
Хозяйство
Гриценко Григорий

Украинская экономика в нефтегазовых клещах

Украинская экономика в нефтегазовых клещах
98_04

Экономическая ситуация на Украине, даже по признанию официальных источников, близка к кризисной. Объем промышленного производства в январе сократился почти на 3% (по сравнению с январем 2005 года), объем перевозок грузов упал на 4%, объем перевозок пассажиров – на 1,6%. Несмотря на то что уже по статистическим данным за прошлый год можно было понять, что тенденция экономического развития Украины существенно поменялась, такое резкое ухудшение ситуации не воспринималось как обязательное. Сейчас же вероятность того, что индустриальный комплекс Украины свалится в глубокую депрессию, достаточно высока.

Изменения в хозяйстве Украины выглядят тем более неожиданными, что еще в 2004 году можно было говорить о некоем «украинском экономическом чуде». При росте ВВП в 2002 году на 4,8% в 2003 году его увеличение составило 9,4%, а в 2004 году – вообще 12%. И, как многим казалось, прошедшая «оранжевая революция» должна была только ускорить темпы экономического преобразования. Но второго чуда не случилось. Оптимизм иностранных инвесторов быстро утих, кампания по переделу собственности привела к массовым конфликтам на предприятиях и перебоям в производстве, а желание нового правительства показать свою заботу о народе привело к серьезным провалам в работе рыночных механизмов. И, как результат, темп роста ВВП в ушедшем году составил только 2,6%.

Понятно, что высокие темпы роста в прошлые годы были связаны как с «эффектом базы», то есть отсчетом показателей от очень низкого уровня, так и с общим увеличением мирового спроса, который распространился и на промышленность Украины, дав ей возможность увеличить предложение. Также понятно, что через некоторое время рост все равно бы застопорился, потому что для его постоянного продолжения нужны новые производственные мощности, а строить их вроде бы никто не собирался. Поэтому после исчерпания имеющегося производственного задела прирост продукции прекратился, но то, что это прекращение произойдет так быстро, никто, кажется, не ожидал - хотя бы потому, что до полной загрузки производственного аппарата еще далеко, а мировой спрос постоянно продолжает генерировать предложение. Но падение темпов роста ВВП в прошлом году, которое можно было бы списать на «политическую перестройку», не закончилось и, судя по всему, будет продолжаться дальше. Хотя многое может зависеть от результатов выборов 26 марта.

На экономическую жизнь Украины теперь будет оказывать влияние очень мощный фактор – резко выросшие цены на российский газ. При этом совершенно не важно, будут они продолжать расти дальше или все ограничится применением текущей схемы - $95 за 1000 куб. м в нормальных условиях и $230 за 1000 куб. м за сверхлимитный отбор. Главное - то, что промышленность и коммунально-бытовой сектор Украины лишились гигантской субсидии, которую им выплачивала российская газовая промышленность.

Конечно, хозяйственными руководителями Украины будут предприняты попытки как-то эту недостачу компенсировать. Наверняка кто-то попытается организовать кампанию по расширению украинского экспорта в Россию, чтобы иметь больше ресурсов для оплаты газа, или, наоборот, захочет заместить топливный газ углем, или даже попытается переложить газовую проблему на иностранных инвесторов, продав им по дешевке энергоемкие промышленные объекты. Вариантов экономической политики здесь может быть много, но ситуацию они принципиально не изменят – Украина лишилась российской «газовой субсидии», и поэтому ее национальное производство и доход сократятся на ту же величину или даже больше.

При этом «газовыми страданиями» факторы ухудшения экономической ситуации не ограничиваются. Украина зависит еще и от российской нефти. И если начнутся ограничения ее поставок, то тогда кризисные явления проявятся еще ярче. Собственно говоря, динамика производства на украинских нефтеперерабатывающих заводах уже сейчас не внушает оптимизма. Если в 2004 году они выработали 5 млн тонн автомобильного бензина, 6,3 млн тонн дизельного топлива и 7,8 млн тонн топочного мазута, то в 2005 году показатели выработки ухудшились: бензина произвели 4,6 млн тонн, дизельного топлива – 5,3 млн тонн и мазута – 5,8 млн тонн. Понятно, что такое сокращение производства напрямую связано с сокращением поставок нефтяного сырья из России. Правда, тут можно гадать, чем было вызвано это сокращение, но наиболее вероятным кажется все-таки вариант переключения поставок на более выгодные европейские рынки. Да и торможение производства нефти в России тоже является не последним фактором в уменьшении ее поставок на украинские НПЗ, как в настоящем, так и в будущем. Понятно, что российские нефтяные компании в первую очередь будут загружать сырьем заводы, находящиеся на территории России, а уже потом – на территории Украины. Кроме того, украинское руководство (как прежнее, так и нынешнее) постоянно чинит препятствия реэкспорту нефтепродуктов, что наверняка является еще одним фактором, ограничивающим поставки российской нефти.

Таким образом, кризисные явления в украинской экономике во многом связаны с нефтегазовыми клещами, в которые она оказалась зажатой. А значит, дальнейшее ее развитие будет во многом зависеть от умения ее политических руководителей, перевыборы которых пройдут 26 марта, достичь нужный договоренностей с российскими поставщиками. Если в результате выборов у власти окажутся договороспособные управленцы, то клещи могут быть разжаты. А если не договороспособные - можно прогнозировать переход кризиса в стадию коллапса.

См. также:

  • Гриценко. Экономика Украины: из ниоткуда в никуда
  • Гриценко. Отставка Тимошенко: еще один повод прекратить воевать
  • Куликов: "Нам не нужна лояльность Украины"
  • Гондурас в переносном смысле
  • Лейбин. Россия и Украина объединились . В общем кризисе
Гриценко Григорий
читайте также
Хозяйство
Мировая экономика через призму макроэкономических индикаторов и сбытовой политики
Декабрь 6, 2012
Григорьев Леонид Гавриленков Евгений Берлин Антон
Хозяйство
Экономические итоги года
Декабрь 29, 2006
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).