Ожидавшееся объявление короткого списка (short-list'а) претендентов на освоение Штокмановского месторождения - одного из крупнейших в мире (3,2 трлн куб.м), - расположенного на шельфе Баренцева моря, означает новый этап в развитии "Газпрома".
Самый наукоемкий проект "Газпрома" (проект по сжижению газа в таких масштабах требует очень высокой технологической насыщенности, до сих пор недоступной для газовой монополии) и самый важный по объему инвестиций ( их сумма достигает $30 млрд) должен был показать вектор "Газпрома", его намерение двигаться дальше на новые рынки сбыта.
Такая ясность, кажется, внесена - первоочередной целью определен американский рынок. Для поставок на него "Газпром" намерен создать инфраструктуру крупного завода СПГ. Рассматривается два варианта: один - подводное обустройство месторождения с управлением морскими сооружениями с берега, второй - морская платформа (на самом деле - каскад платформ). Для самого завода СПГ рассматривается несколько возможных площадок, используя элементы инфраструктуры ВМФ, или строительство плавучего завода СПГ.
СПГ является очень модной темой мирового газового рынка, его mainstream'ом. В 2004 году на мировом рынке было продано количество СПГ, эквивалентное 180 млрд куб.м газа, что сопоставимо с объемами российского газового экспорта.
Для того чтобы доставлять газ на американский рынок, понадобятся специальные суда ледокольного класса (их еще предстоит построить, и финские судостроители уже обхаживают коридоры "Газпрома" на предмет контрактов).
Однако не обязательно, что в США пойдет сразу газ именно со Штокмана. Практика газового рынка такова, что по схеме, похожей на схему замещения нефти, можно поставлять газ с других месторождений, замещая его в поставками в другой точке пространства. Именно по такой схеме "Газпром" отправил первый танкер в США, с завода СПГ British Gas, и продал Shell для последующей реализации на американском рынке.
Подводя итоги объявленного short-list'а по Штокмановскому проекту, можно сказать, что в случае завершения строительства СПГ в сочетании с завершением строительства Северо-европейского газопровода "Газпром" сможет решить все свои проблемы с газовым транзитом по территории Украины и Белоруссии.
55 млрд куб.м сможет быть отправлено по подводному газопроводу через Балтику, еще 22,5 млрд куб.м планируется перерабатывать на заводе СПГ (после завершения эта цифра составит 68 млрд куб.м), а это сопоставимо с объемом украинского транзита.
Если поставки "Газпрома" пойдут по схеме замещения в США норвежского газа (а скорее всего, две норвежские компании войдут в консорциум обязательно), то российский газ в Европе смогут заменить норвежцы, избавив "Газпром" от необходимости нести неэкономические издержки по транзиту газа по украинской территории.