Премьер-министр Украины Арсений Яценюк выдвинул России ультиматум. Если Москва 29 октября не согласится на реструктуризацию долга, то для получения денег ей придется обращаться в суд. Одновременно в украинском правительстве подсчитали «стоимость» Крыма — размер ущерба, который был получен из-за присоединения полуострова к России.
Министерство финансов еще утром сообщило, что 14 октября все владельцы государственных и гарантированных государством еврооблигаций, за исключением еврооблигаций объемом 3 млрд долларов с погашением в декабре 2015 года, приняли Чрезвычайную резолюцию, которая утверждает условия реструктуризации.
Долг размером 3 млрд долларов со сроком погашения в декабре 2015 года — это как раз еврооблигации, выкупленные в 2013 году Россией еще у правительства Николая Азарова незадолго до крушения режима Януковича и победы Евромайдана. Еще весной Верховная рада приняла закон, который позволяет правительству Украины объявить мораторий на погашение долга, в том числе и по конкретным еврооблигациям, но пока кабинет Яценюка этим правом не воспользовался.
В заявлении министерства финансов Украины подчеркивается, что с реструктуризацией и частичным списанием согласились собственники всех выпусков еврооблигаций, хотя правила предусматривают, что достаточно 75% голосов участников собрания при явке не менее двух третей. Единственный выпуск, по которому не было кворума — как раз тот, который был выкуплен Москвой, то есть представители российского Минфина на заседания просто не явились.
Повторное собрание для встречи представителей министерств финансов России и Украины состоится в Лондоне 29 октября. «На повторном собрании владельцы этих еврооблигаций — на данный момент единственные, кто воздержался от голосования, — будут иметь последнюю возможность присоединиться ко всем остальным владельцам еврооблигаций, которые уже поддержали соглашение о реструктуризации украинского долга», — говорится в заявлении украинского Минфина.
Вслед за министерством финансов выступил и премьер Арсений Яценюк. Он заявил, что если Россия хочет, чтобы Украина вернула ей хотя бы часть долга в $3 млрд, она должна принять условия по реструктуризации и частичном списании этого долга. В противном случае, пригрозил премьер, начнется «юридическая война». «Если Россия не примет эти условия, то мы готовы к судебному рассмотрению дела», — заявил Яценюк
При этом Яценюк подчеркнул, что России будут предложены те же условия, что и другим инвесторам. Он призвал Россию «становиться в строй нормальных стран, которые приняли решение о реструктуризации».
Характерно, что в 2013 году Министерство финансов выступало против кредитования Украины — деньги были взяты из Фонда национального благосостояния, правила которого до того запрещали покупать облигации стран с низким кредитным рейтингом, то есть Украины в том числе. Мало кто скрывал, что кредит был политически мотивированным — он был дан для стабилизации финансовой ситуации на Украине, но не помог устоять Виктору Януковичу, который уже через несколько месяцев после получения денег был вынужден бежать из страны. Изначально планировалось купить облигация на 15 млрд долларов, но Россия вовремя остановилась.
Теперь же Минфин России готовит план действий на случай невыплаты долга Украиной. «По сути дела если Украина не заплатит, то это будет характеризоваться как дефолт, как неплатеж государства перед другим государством, несмотря на действие программы Международного валютного фонда», — сказал министр финансов Антон Силуанов на совещании с Путиным.
Кредит, впрочем, как был политическим в декабре 2013 года, так и остался им сейчас. В России понимают, что у правительства Украины нет денег на выплату долгов, и «играют на нервах» у Киева — заставить Москву реструктуризовать кредит никто не может. Размещение купленных Россией украинских еврооблигаций прошло на Ирландской фондовой бирже по английскому праву с оговорками: Россия может рассчитывать на приоритет в погашении долга при реструктуризации, также закреплено право не участвовать в ней. Держатели облигаций могут требовать досрочного погашения, если госдолг Украины превысит 60% ВВП, а сейчас он приближается к 100%. так что Москва может требовать погасить долг хоть сегодня, но не делает этого, по словам президента Владимира Путина, «чтобы не ставить наших украинских партнеров еще в более трудное положение».
Другое дело, что и деньги Россия вряд ли увидит. Даже после того, как какой-нибудь арбитражный суд вынесет решение о взыскании долга с Украины, истцу, то есть России, придется искать не защищенные иммунитетом зарубежные активы Украины, на которые можно было бы наложить арест и обратить взыскание. Таких активов у Украины не так много — это небогатая и молодая страна, а все огромное зарубежное имущество советского правительство досталось «по наследству» России. Так как деньги на судебные разбирательства и последующую работу уйдут немалые, то выгоду такой путь вряд ли представляет.
С учетом всего этого, а также того, что Киев признает наличие долга, логично было бы действительно пойти на соглашение, во всяком случае сложившаяся международная практика подталкивает кредитора, то есть Россию, именно к этому. Так, сама Россия в схожих условиях в 1990-е годы добилась реструктуризации долгов перед Парижским и Лондонским клубами, а также перед Международным валютным фондом.
Но российский кредит является политическим, а значит и решать его проблему приходится политическими методами. Так, Арсений Яценюк уже заявил, что Украина потребует от России «возмещение убытков» за присоединение Крыма, а также «вмешательство в Донецкую и Луганскую области». Пока премьер оценивает ущерб в триллион гривен (около $45 млрд). Яценюк также пригрозил, что украинские компании и банки будут «судиться с Россией во всех судах».
Откуда взялась такая сумма, пока непонятно, но некоторые перспективы у Украины действительно есть. Если прямое участие России в войне на востоке Украины так официально и не признано, то имущество правительства Украины в Крыму было местными властями национализировано, и сейчас оно отчасти принадлежит Российской Федерации, отчасти — республике Крым и городу федерального значения Севастополь. При желании этот факт можно расценивать как незаконное присвоение чужого имущества и, соответственно, требовать компенсацию. С региональных властей Крыма и Севастополя Украина вряд ли будет что-то требовать, потому что не признает их легитимности, а вот судиться с Россией можно довольно легко.
Впрочем, в российско-украинских отношениях «не все так однозначно». Российские банки, в первую очередь ВТБ и Сбербанк, чьи «дочки» являются крупными игроками местного рынка, по требованию Нацбанка Украины регулярно проводят их докпитализацию. По оценке министра Силуанова, в общей сложности объем докапитализации уже составил миллиард долларов, в ближайшее время планируется увеличить капитал украинских «дочек» еще на такую же сумму.
Таким образом правительство России через принадлежащие ему банки продолжает вкладывать деньги в украинскую экономику — что, мягко говоря, нехарактерно для воюющих стран, как это пытаются представить в Киеве. Так что не исключено, что вопрос украинского долга также будет решен каким-то более цивилизованным способом, нежели суды и последующие поиски свободного от иммунитета имущества по всей планете.