будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Россия экономический кризис
Май 14, 2025
Хозяйство
Гриценко Григорий

Умеренный оптимизм платежного баланса

Умеренный оптимизм платежного баланса
eco-tvc-ru600-450
Здание Центробанка России. Источник: ТВЦ

Хотя внешняя ситуация, в которой находится экономика России, на первый взгляд выглядит достаточно сурово – одно постоянное падение цен на нефть чего стоит, – однако после подведения итогов очередного года оказывается, что на самом деле все не так страшно, как кажется. Основные показатели платежного баланса страны – текущий счет и финансовый счет – выглядят на удивление приличными и, что самое интересное, оказываются лучше показателей 2014 года.

Так, в 2014 году активное сальдо текущего счета составляло $58 млрд., а в истекшем 2015 году – около $66 млрд. Соответственно, финансовый счет в 2014 году равнялся $130 млрд., а в 2015 году – только $61 млрд.

Что означают эти цифры для российской экономики? Если взять текущий счет, то его возросшее активное сальдо говорит о том, что реакцией российских хозяйственных агентов на падение цен экспорта и, соответственно экспортной валютной выручки, было еще более значительное сокращение закупок товаров иностранного производства и снижение импорта услуг.

При падении экспорта товаров с $498 млрд. до $340 млрд. (на $158 млрд.), импорт товаров сократился с $308 млрд. до $194 млрд. (на $114 млрд.), а импорт услуг (в нашем случае, это, в основном, поездки за границу) – со $121 млрд. до $87 млрд. (на $34 млрд.).

Но кроме прямой реакции хозяйственных агентов на дефицит валюты, была еще и косвенная – значительно сократились платежи по обслуживанию внешних обязательств. Если в 2014 году российские компании и банки выплатили иностранным инвесторам и кредиторам разного рода доходов на $100 млрд., то в истекшем году – только $66 млрд.

 
Обмен валюты в банке. Фото: gazeta-alekseevsky.ru

Подобного рода сокращение платежей в пользу нерезидентов вызвано значительным уменьшением валютного корпоративного долга. Поскольку из-за санкций стран Запада большинство крупных российских компаний и банков не могли делать заимствования на рынках капиталов и, соответственно, не могли рефинансировать уже имеющиеся долги, то им ничего другого не оставалось, как эти долги гасить.

Так, с июля 2014 года (с момента введения санкций) и до начала 2015 года российские заемщики выплатили $133 млрд., за 2015 год – еще $85 млрд. Таким образом, общий корпоративный долг сократился с $732 млрд. до $515 млрд. Разумеется, пропорционально сокращению долга уменьшились и процентные платежи по нему.

Поскольку полностью обслуживать долги за счет собственной валютной прибыли или за счет валютных кредитов от Центрального банка России корпорации и банки не могли, то им пришлось распродавать свои внешние активы. Так, если в 2014 году они еще увеличивались (на $81 млрд.), то в истекшем году активы сократились – на $8 млрд. Правда, большая часть сокращения внешних активов пришлась на банки и на домохозяйства, которые продавали наличную валюту. Корпорации, в свою очередь, хотя и распродавали отдельные активы, в целом за год их увеличили.

Хотя сейчас выравнивание платежного баланса происходит за счет сокращения импорта товаров и услуг, а также за счет уменьшения платежей иностранным инвесторам и кредиторам, но вполне вероятно, что уже в недалеком будущем к этим способам добавится еще один – снижение цен импортируемых товаров.

Разумеется, до сих пор о каком-либо серьезном снижении цен импорта говорить было достаточно трудно. Если это снижение и было, то только в Европе, в качестве шоковой реакции на российские контр-санкции, причем в самой незначительной степени. Но совсем другое дело, когда под влиянием длительного и глубокого, до трех раз, снижения цен на углеводороды может поменяться вся стоимостная структура мирового хозяйства.

Начнем с того, что снижение цен на нефть, природный газ и уголь приводит к снижению себестоимости в производстве электро- и теплоэнергии и себестоимости транспортных услуг. Это снижение издержек, если оно вызовет снижение тарифов, благотворно подействует на издержки всей экономики. Но, кроме того, снижение цен углеводородов приведет к снижению издержек в отдельных отраслях промышленности, где углеводороды являются профилирующим сырьем - нефтепереработке, нефтехимии, газохимии, производстве минеральных удобрений и металлургии. Кроме того, под влиянием снижения цен на топливо и на удобрения должна сократиться себестоимость производства сельскохозяйственной продукции.

 
Промышленный нефтепровод открытого типа. Фото: matthieuthery.com

Таким образом, снижение цен на углеводороды, особенно троекратное, создает все предпосылки для снижения себестоимости и цен на конечные продукты, в производстве которых эти углеводороды участвуют. Не в три раза, конечно, но хотя бы в пределах нескольких десятков процентов — в зависимости от доли углеводородов в себестоимости той или иной продукции.

Правда, само по себе снижение цен сырья и себестоимости конечной продукции не является достаточным условием снижения цен на конечную продукцию. Для того, что бы снизились эти цены, необходимо, чтобы сильно снизился спрос. Без снижения спроса у производителей нет никакого стимула снижать цены; наоборот, они с удовольствием оставили бы их без изменений, чтобы получать дополнительную прибыль.

Однако в нашем случае снижение спроса имеет место, причем в масштабах всего мирового хозяйства, так как спрос на мировом рынке сократила не только Российская Федерация, но и все страны – экспортеры нефти. Естественно, чтобы хоть как-то повлиять на мировые цены, одного сокращения импорта со стороны России было бы недостаточно. Но вот когда свой импорт (вслед за сокращением экспорта нефти) вынуждены сокращать все страны ОПЕК, и не входящие в эту организацию нефтедобывающие страны, то тогда понятно, что у производителей конечной продукции особого выбора нет. Или они снижают цены на достаточно значимую величину, или они уходят с рынка.

При этом надо отметить, что сначала в промышленно развитых странах была уверенность, что снижение цен на углеводороды пойдет им только на пользу. Цены на энергию и топливо снизятся, после чего у конечных потребителей высвободятся дополнительные средства, которые они направят на покупку других товаров и услуг. И вот этот дополнительный внутренний спрос компенсирует падение спроса стран-экспортеров нефти.

Однако вышло все по-другому. Падение цен оказалось таким длительным и глубоким, что дополнительная покупательная способность, появившаяся у потребителей индустриальных стран, уже никак не могла компенсировать сокращение внешнего спроса. Более того, падение внешнего спроса уже начало приводить к закрытию предприятий и увольнению персонала, что вместо увеличения внутреннего спроса, наоборот, приводит к его снижению.

Поэтому, повторимся, с большой долей уверенности можно предположить, что в скором времени цены на импортируемые нами товары и услуги поползут вниз, и вместо сокращения импорта может начаться рост его физического объема. А вслед за этим, если импортироваться в большей степени будут материалы и комплектующие, могут восстановиться объем промышленного производства и инвестиции в создание основных средств, и экономика России сможет выйти из кризисной ситуации.

Гриценко Григорий
читайте также
Хозяйство
Мировая экономика через призму макроэкономических индикаторов и сбытовой политики
Декабрь 6, 2012
Григорьев Леонид Гавриленков Евгений Берлин Антон
Хозяйство
Экономические итоги года
Декабрь 29, 2006
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).