будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Монетизация льгот
Июль 12, 2025
Хозяйство
Гриценко Григорий

В чем ошиблись реформаторы

В чем ошиблись реформаторы
98_04

Сюжет о монетизации льгот по-прежнему является актуальным, так как Правительство продолжает предпринимать судорожные усилия по ликвидации последствий своих неудачных действий, а льготные категории граждан не собираются уходить с улиц и прекращать требовать возврата к старым добрым временам. Более того, по мнению большинства наблюдателей, массовые протесты будут продолжаться еще достаточно долго, так как впереди повышение тарифов на услуги ЖКХ и тому подобные прелести, которые распространяются на все без исключения категории льготников, да и на остальных граждан тоже. Естественно, новые условия расчетов за коммунальные услуги никого не оставят равнодушными, поэтому можно спокойно предсказать продолжение уличных шоу.

Тем не менее, сюжет о монетизации требует более широкого анализа, чем просто уровень “хорошо-плохо”, так как органами государственного управления допущена, по всей видимости, серьезная системная ошибка, которая и привела к массовым протестам населения. Если бы речь просто шла о замене одного вида выплат другим, многотысячные толпы не перекрывали бы основные магистрали многих крупных городов. Дело ограничилось бы, как всегда, стонами в райсобесах, письмами в редакции газет или, если уж совсем припрет, телеграммами в Администрацию Президента. Но все пошло по-другому.

В чем же состояла системная ошибка властей, которые задумали провести в общем правильное и нужное мероприятие? Напомним, что так называемым льготным категориям граждан решили заменить натуральные льготы денежными. И здесь сразу же появилась первая ошибка, которая состояла в том, что не все льготы надо было отменять. Например, если повышение платы за телефон, одновременно с выплатой компенсации, никто бы даже и не заметил, то вот отмена льготного и бесплатного лекарственного обеспечения больно ударила по всем нуждающимся, так как льготники, понятное дело, люди пожилые, часто болеют, вот, и лекарств потребляют очень много. И лекарства эти, как правило, очень дорогие.

Во-вторых, в одну кучу свалили сразу почти все льготы, а не разнесли процесс монетизации на несколько лет. Конечно, когда все делается сразу, можно рассчитывать на быстрый эффект. И он действительно имел место, но только не такой, как предполагали власти. Но трудно рассчитывать на невозмутимость людей, когда им одновременно отменят льготы и по лекарствам, и по транспорту, и по коммунальным услугам.

В третьих, наши власти, как всегда, решили сэкономить за счет народа, и установили объем компенсаций на уровне, значительно более низком, чем объем реальных расходов населения на льготируемые услуги. Так называемый “социальный пакет” в 450 рублей – это, конечно, слезы.

В-четвертых, замена льгот денежными компенсациями произошла одновременно с повышением цен на эти самые услуги. То есть цены на регулируемые органами госвласти услуги повышались и раньше, но льготников они, понятное дело, никак не затрагивали. А тут сразу и отмена льгот на услуги, и повышение на них цен. Причем, опять все производиться, как назло, в один день.

В-пятых, отменяя льготы и повышая стоимость услуг, государство как-то проигнорировало тот факт, что за прошлый год стоимость многих товаров, входящих в базовый потребительский набор, существенно повысилась. А, значит, по-хорошему, бюджетникам надо компенсировать не только отмену с нового года льгот, но и все подорожание жизни за год прошедший. Механизм индексаций, например, пенсий, предусматривает их повышение, если за определенный промежуток времени (квартал или полугодие) рост потребительских цен превысит определенную величину. В правительстве, по всей видимости, оперировали средним показателем роста потребительских цен, который за прошедший год составил около 12%, что было частично проиндексировано в 2004 году. Поэтому на 2005 год была предусмотрена совсем незначительная компенсация – в 100 рублей, которая должна была выплачиваться (очередная глупость) с 1 апреля. То есть отмена льгот и повышение тарифов на услуги происходит с 1 января, а вот компенсация – только с 1 апреля.

Но дело даже не только в несовпадении сроков отмены льгот и повышения пенсий. Сама цифра роста потребительских цен в 12% вызывает большие сомнения. В среднем, может, так оно и было, но вот по отдельным товарам скачок цен был впечатляющим. Так, по данным официальной статистики, за прошлый год цены на говядину и свинину выросли на 26%-34%, на яйца – на 29%, на хлеб – на 16%. Стоимость проезда в общественном транспорте подскочила вообще больше чем на 40%, и, кроме того, наши любимые жилищно-коммунальные услуги подорожали на 25%. Поэтому властям, если они не хотели иметь лишних неприятностей, при индексации пенсий надо было ориентироваться на индекс инфляции (и, соответственно, индексации) в 30%, а не в 12%. Но они, как мы уже говорили, решили малость сэкономить, и подкинули пенсионерам (кем и является большинство льготников) только 100 рублей, что составляет 3-5% к среднероссийской пенсии. При этом, как мы прекрасно знаем, деньги в государственном бюджете были, и их вполне можно было потратить на более полную индексацию и компенсацию. Но не захотели …

И, наконец, не последнюю роль в негативной реакции людей на нововведения послужил информационный фон, создаваемый государственными и полугосударственными СМИ. Если из месяца в месяц твердить людям про нескончаемые успехи в экономике, про рост ВВП, про увеличение валютных резервов, и, наконец, про успешную борьбу с олигархами, то у них вполне естественно возникнет вопрос: ну хорошо, успехи успехами, но когда они и до нас дойдут? Когда увеличатся наши доходы? Когда мы почувствуем на себе результаты успешной экономической политики? И вот, почувствовали…Реакция была хорошо предсказуемой, так как подобный обман вряд ли кто способен вынести спокойно.

См. также:

Не давайте деньги бедным

Как была провалена льготная реформа

Ценовая дискриминация третьей степени

Льготный обман населения

Социальный эксперимент вместо общественного диалога

Жадность и льготы

Кто выиграет от льготной реформы

Реформа коснется каждого

Хороший, плохой, бесцельный

Гриценко Григорий
читайте также
Хозяйство
Мировая экономика через призму макроэкономических индикаторов и сбытовой политики
Декабрь 6, 2012
Григорьев Леонид Гавриленков Евгений Берлин Антон
Хозяйство
Экономические итоги года
Декабрь 29, 2006
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).