Резкое падение курса доллара, произошедшее на мировых валютных рынках в прошедшую пятницу, было вызвано, вроде бы, чисто техническими причинами. Большинство дилеров, торгующих валютой по поручению клиентов, имело от них так называемые приказы о закрытии убытков (stop-loss), если курс базисной валюты перейдет указанные в приказах границы. В таком случае дилер должен сразу же эту базисную валюту продавать, а контрвалюту – покупать.
По сделкам евро/доллар для дилеров приказы стояли на уровне $1,298 за евро – причем очень давно, так как на протяжении уже нескольких месяцев курс по этим валютам колебался в коридоре $1,297-$1,298 за евро. Но вот в прошлую пятницу случилась “техническая коррекция”. Кто-то, с умыслом или нет, дал приказ дилерам покупать доллар по курсу $1,2988, то есть по курсу более низкому, чем был указан в stop-loss. Тогда эти приказы на продажу стали автоматически срабатывать – то есть евро стал тут же покупаться, а доллар – продаваться. В результате этой спонтанной операции, в которой могло участвовать несколько сотен игроков с контрактами на несколько десятков миллиардов долларов (евро), курс евро за один час торгов подлетел до $1,30, а потом еще за час дошел до $1,31. Ну а доллара, соответственно, – снизился до 76 евроцентов.
С утра в понедельник евро поднялся еще выше, до $1,318, но сейчас на рынке намечается его снижение, которое, правда, неясно, где и когда закончится. Так, за счет исключительно технических факторов, про которые знают только люди, работающие на рынках валюты и ценных бумаг, может произойти существенное изменение валютных курсов, серьезно влияющее на экономику всего мира.
Естественно, реакция монетарных властей заинтересованных стран последовала незамедлительно. Представитель европейского Центрального банка поспешил заявить, что рост курса евро не повредит европейской экономике, и высказал мнение, что повышать процентную ставку европейскому Центробанку теперь не понадобится. Министр финансов Франции “призвал к бдительности по отношению к слабому доллару”. Это высказывание выглядит достаточно невнятно, но можно догадаться, что кое-какие меры против чрезмерного удорожания евро будут приняты. Вероятно, в понедельник-вторник будет еще масса выступлений должностных лиц на эту тему, пока окончательно не станет ясно, слабый доллар – это надолго или все-таки имело место действие технических факторов, которое рынок преодолеет автоматически.
Во втором случае, когда курс доллара выправится сам по себе, об этом происшествии скоро забудут. Но если доллар укрепится на завоеванных рубежах, последствия для мировой экономики будут очень интересными. По идее, у США должен будет укрепиться торговый баланс, то есть вырасти экспорт и снизиться импорт, а это, в свою очередь, повысит загрузку капитала американской промышленности. С другой стороны, уменьшение пассивного сальдо платежного баланса по текущим операциям снизит потребность во внешнем финансировании, в результате чего приток долларов и американских правительственных облигаций на мировые валютные и фондовые рынки существенно замедлится. Это фактор, правда, сыграет уже в обратную сторону, так как долларов станет меньше, курс американской валюты начнет укрепляться, но несколько месяцев передышки экономика США все-таки получит.
Однако эта передышка будет получена не только за счет более интенсивного использования собственных ресурсов, но и за счет экономик других стран, в первую очередь стран еврозоны, а во вторую очередь – за счет таких стран, как Россия. Значительная часть российской промышленности ориентирована на экспорт, поэтому падение курса доллара, которое произошло и по отношению к рублю, для нее является достаточно печальным фактом: рублевая выручка экспортеров снизится, что приведет к уменьшению их прибыли. При этом, к сожалению, российская экономика так устроена, что компенсировать падение продаж на внешних рынках увеличением продаж на внутреннем практически невозможно, поэтому российским корпорациям придется продолжать поставки на экспорт даже при снижающемся курсе доллара. А значит, мириться с падением прибыли.
В этой связи немного забавным выглядит одно из поручений президента, которое он дал пару месяцев тому назад председателю Центрального Банка РФ Сергею Игнатьеву. Ссылаясь на жалобы российских экспортеров, особенно из цветной металлургии, Владимир Путин вежливо попросил главного российского банкира удерживать курс рубля по отношению к доллару на одном уровне, который тогда составлял $26,5 руб., не допуская его дальнейшего укрепления. После этого поручения курс рубля действительно застыл на этом уровне, и стало складываться впечатление, что слова президента обладают магической силой. Однако прошло немного времени, и магия рассеялась. В очередной раз выяснилось, что пожелания российских государственных лиц, даже самого высокого ранга, для мирового рынка не значат ровным счетом ничего, и если доллар начал девальвироваться, то всем остальным мировым валютам придется ревальвироваться.