будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Май 16, 2025
Хозяйство
Гриценко Григорий

Валютное улучшение

Валютное улучшение
gricenko1
Григорий Гриценко. Источник: Полит.ру

Платежный баланс Российской Федерации за первую половину 2011 года, как и следовало ожидать, демонстрирует все признаки улучшения валютной ситуации в экономике. Сальдо счета текущих операций составило $57,6 млрд. и сложилось как разница между общей стоимостью товарного экспорта в $250 млрд. и товарным импортом на $148 млрд., отрицательным сальдо услуг на $15 млрд., чистыми процентными платежами по инвестициям нерезидентов в $24 млрд. и переводами нерезидентов за границу на $4 млрд.

Предсказать активный платежный баланс при текущей мировой ситуации большого труда, конечно, не представляло. Затянувшиеся военные действия в Ливии и общая напряженная ситуация в других странах Ближнего Востока поддерживают мировые товарные рынки в приподнятом состоянии. Поэтому страны-экспортеры базисных сырьевых товаров получают прибыль или даже сверхприбыль от роста мировых цен, и улучшают свои валютные позиции.

Но поскольку к восстановлению мировой экономики и к росту реального спроса высокие текущие цены никакого отношения не имеют, то после прекращения боевых действий рынки могут обрушиться также легко, как они выросли после их начала.

Ситуация неопределенности, которой всегда характеризуются военные операции, распространяется и на «мирное» хозяйство.

Поэтому не стоит сильно радоваться и делать выводы о начавшемся восстановлении российского хозяйства, даже если показатели платежного баланса несколько месяцев подряд являются активными. Все в любой момент может перемениться, и активное сальдо может очень быстро превратиться в нулевое.

Однако наличие сильной неопределенности пока не распространяется не только на товарные, но и на фондовые рынки. Видимо, ослепленные миражом высоких нефтяных цен, иностранные инвесторы стали возобновлять финансирование российских хозяйственных агентов, и поэтому их внешние обязательства стали расти очень высокими темпами. Если за весь прошлый год обязательства российских резидентов перед нерезидентами выросли на $45 млрд., то за первое полугодие 2011 года рост обязательств уже составил $40 млрд.

И если предположить, что во втором полугодии обязательства будут увеличиваться аналогичным образом, то за год они могут составить не менее $80 млрд. Для сравнения напомним, что в 2009 году обязательства выросли только на $6.4 млрд. (хотя этот ничтожный рост объясняется кризисом), в 2008 году – на $100 млрд., а в 2007 году – на $208 млрд.

Таким образом, хотя до докризисных показателей нам еще далеко, но динамика носит позитивный характер, и очень хорошо опровергает устоявшееся мнение, что из российской экономики продолжает утекать капитал. Да, действительно, во время кризиса капитал уходил, но сейчас, как это можно видеть, он возвращается, и во многом способствует восстановлению российской экономики.

При этом желательно, конечно, чтобы российские резиденты не повторили ошибок недавнего прошлого, и не стали сильно увлекаться внешними заимствованиями, считая при этом, что приток капитала с внешних рынков будет вечным, и поэтому им никогда не придется погашать иностранные заимствования, сокращая тем самым вложения в бизнес, а вместо погашения будет достаточно всего лишь время от времени рефинансировать старый долг. Таких чудес не бывает, и кризис 2008 года это очень хорошо показал.

Рост внешних обязательств наряду с ростом доходов от торговых и неторговых операций позволил нарастить внешние валютные активы как частному сектору, так и государственному.

За полгода валютные резервы российских компаний и банков возросли на $28 млрд., а валютные резервы органов монетарного управления – на $23 млрд. Безусловно, было бы гораздо лучше, чтобы эти средства не оседали в качестве резервов на счетах в иностранных банках, а использовались для инвестирования в российское хозяйство; однако, как мы отмечали выше, мировая конъюнктура характеризуется сильной неопределенностью, поэтому имеет смысл накапливать валютные резервы на случай если в ближайшем будущем произойдет падение валютной выручки из-за падения цен, а платежи по обслуживанию валютных долгов останутся прежними.

Наличие валютных резервов для подстраховки платежей по внешним долгам компаний и банков становится еще более актуальным, так как увеличение обязательств перед нерезидентами приводит к росту частного валютного долга. Если в 2009-10 годах российские резиденты старались по возможности сокращать внешние долги и поэтому те колебались в пределах $416 млрд. (на 01.04.09) – $410 млрд. (01.07.10), то на 01.07.11 внешний долг составил уже $461 млрд. До уровня октября 2008 года, когда задолженность составляла $504 млрд., еще, конечно, далеко, но то, что вслед за ростом мировых цен на энергоносители постепенно восстанавливается задолженность российских хозяйственных агентов, которая сможет дойти и до докризисного уровня – сомневаться не приходиться.

Поэтому было бы очень хорошо, чтобы пользуясь высокой конъюнктурой (пока она еще есть), российские компании и банки не только восстановили прежний, докризисный объем привлеченного иностранного капитала, но и создали валютные резервы, достаточные для его обслуживания в кризисные времена. Ведь

кризис может повториться, и тогда компании с близкими сроками погашения долгов могут оказаться в преддефолтной ситуации.

А этого было бы желательно избежать, потому что в мировой экономике сейчас и так слишком много дефолтов.

В 2008-09 годах, как мы помним, массовых дефолтов по корпоративным долгам удалось избежать благодаря вмешательству органов монетарного управления, которые предоставили необходимые суммы всем пострадавшим компаниям из валютного резерва, принадлежащего государству. Но теперь ситуация, кажется, меняется кардинальным образом. Если крупные компании-заемщики смогут создать собственные резервы, то при следующем кризисе государству уже не придется расходовать свои резервы на поддержку частных компаний. И это будет еще один шаг в сторону разделения бизнеса и государства.

Гриценко Григорий
читайте также
Хозяйство
Мировая экономика через призму макроэкономических индикаторов и сбытовой политики
Декабрь 6, 2012
Григорьев Леонид Гавриленков Евгений Берлин Антон
Хозяйство
Экономические итоги года
Декабрь 29, 2006
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).