будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
ЖКХ Минэнерго
Июль 13, 2025
Хозяйство
Жаворонков Симон

Вас обогреет ЕТО

Вас обогреет ЕТО
1
Отопление. Источник: Simon James

Правительство, кажется, наконец закончило согласование реформы теплоснабжения, которая принесет на этот рынок свободу ценообразования. Правда, любой губернатор, судя по всему, сможет заблокировать проведение реформы у себя в регионе.

В свое время, когда Анатолий Чубайс проводил реформу электроэнергетики, сферу генерации тепла было решено не трогать и оставить регулируемой, хотя это достаточно близкие друг к другу отрасли. Дело в том, что плата за тепло в большинстве регионов России по понятным причинам составляет значимую, а то и большую часть коммунальных расходов населения, так что государство в 2000-е годы побоялось либерализовывать этот рынок.

Финская государственная компания Fortum стала единственной, вложивший деньги в российский рынок тепла в расчете на будущие реформы — и то сейчас она стала объектом критики со стороны руководства Челябинской и Тюменской областей.

 
Челябинская ТЭЦ-3, управляемая компанией FORTUM. Фото: VeselinaKA / wikimedia.commons

В 2013 году, когда обсуждение реформы только начиналось, сторонники перемен говорили о том, что Россия производит 44% мирового тепла, обладает самой разветвленной сетью центрального теплоснабжения, в платежке среднего жителя тепло занимает более 50%, но своим производителям оно приносит убытки, аварийность растет, а почти 30% жителей многоквартирных домов жалуются на недостаток тепла.

 
Окно старой котельной. Фото: Anton Novojilov

Обсуждение и согласование реформы заняло несколько лет и, наконец, в понедельник, по данным «Коммерсанта», правительственная комиссия по законопроектной деятельности одобрила реформу, теперь поправки можно передавать в Госдуму, которая, при хорошем стечении обстоятельств, успеет их одобрить еще до выборов, то есть в весеннюю сессию.

Цель реформы — либерализация рынка тепла, которая в итоге должна привлечь инвестиции в устаревающие генерирующие мощности. Согласно законопроекту, страна будет разделена на ценовые зоны теплоснабжения, в каждой из которых будет выбрана единая теплоснабжающая организация (ЕТО, крупный поставщик тепла). Именно ЕТО будет закупать тепло у производителя и отвечает за надежность теплоснабжения.

Регулятор же теперь будет утверждать не тарифы на тепло, а только верхнюю планку тарифа, которая будет обосновываться на вычислении так называемой цены «альтернативной котельной». Для вычисления этого показателя будут учитываться вид топлива, который преобладает в указанной системе теплоснабжения, среднестатистическое количество этажей жилых и многоквартирных домов, температурное и сейсмическое влияние на территории, к которой относится поселение, расстояние, на которое транспортируется тепловая энергия, стоимость строительства котельной с подключением к газо- и электрораспределительным сетям. Также в тариф будет заложена норма доходности инвестированного капитала при строительстве котельной и теплосетей.

Смысл концепции в том, чтобы тариф на тепловую энергию имел потолок в виде стоимости новой эффективной котельной, которую потребитель может построить себе сам. В некоторых регионах или городах тепло уже стоит больше, и цены на него будут заморожены, пока не сравняются с «тарифом альткотельной». Однако во многих крупных городах, тепло для которых вырабатывают эффективные ТЭС, тарифы, как правило, ниже уровня «альткотельной».

 
Современная ТЭЦ. Фото: Fortum press

Именно этот момент и стал источником проблем. Судя по информации «Коммерсанта», регионы не сдали свои позиции, и за ними оставят право фактически блокировать реформу у себя на территории. «Альткотельная» вводится не повсеместно, решение о начале реформы принимают власти регионов по согласованию с руководством муниципалитетов. Пока переход на «альткотельную» запланирован с 2017 года только в нескольких городах, в том числе в Екатеринбурге и Норильске.

Также известно, что против принципа формирования тарифа на основе «альткотельной» выступала антимонопольная служба: правительство тормозит общие темпы роста платежей за ЖКХ, и если допустить резкий подъем тарифа на тепло, то придется ущемить интересы поставщиков других коммунальных ресурсов.

Жаворонков Симон
читайте также
Хозяйство
Мировая экономика через призму макроэкономических индикаторов и сбытовой политики
Декабрь 6, 2012
Григорьев Леонид Гавриленков Евгений Берлин Антон
Хозяйство
Экономические итоги года
Декабрь 29, 2006
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).