Правительство, кажется, наконец закончило согласование реформы теплоснабжения, которая принесет на этот рынок свободу ценообразования. Правда, любой губернатор, судя по всему, сможет заблокировать проведение реформы у себя в регионе.
В свое время, когда Анатолий Чубайс проводил реформу электроэнергетики, сферу генерации тепла было решено не трогать и оставить регулируемой, хотя это достаточно близкие друг к другу отрасли. Дело в том, что плата за тепло в большинстве регионов России по понятным причинам составляет значимую, а то и большую часть коммунальных расходов населения, так что государство в 2000-е годы побоялось либерализовывать этот рынок.
Финская государственная компания Fortum стала единственной, вложивший деньги в российский рынок тепла в расчете на будущие реформы — и то сейчас она стала объектом критики со стороны руководства Челябинской и Тюменской областей.
В 2013 году, когда обсуждение реформы только начиналось, сторонники перемен говорили о том, что Россия производит 44% мирового тепла, обладает самой разветвленной сетью центрального теплоснабжения, в платежке среднего жителя тепло занимает более 50%, но своим производителям оно приносит убытки, аварийность растет, а почти 30% жителей многоквартирных домов жалуются на недостаток тепла.
Обсуждение и согласование реформы заняло несколько лет и, наконец, в понедельник, по данным «Коммерсанта», правительственная комиссия по законопроектной деятельности одобрила реформу, теперь поправки можно передавать в Госдуму, которая, при хорошем стечении обстоятельств, успеет их одобрить еще до выборов, то есть в весеннюю сессию.
Цель реформы — либерализация рынка тепла, которая в итоге должна привлечь инвестиции в устаревающие генерирующие мощности. Согласно законопроекту, страна будет разделена на ценовые зоны теплоснабжения, в каждой из которых будет выбрана единая теплоснабжающая организация (ЕТО, крупный поставщик тепла). Именно ЕТО будет закупать тепло у производителя и отвечает за надежность теплоснабжения.
Регулятор же теперь будет утверждать не тарифы на тепло, а только верхнюю планку тарифа, которая будет обосновываться на вычислении так называемой цены «альтернативной котельной». Для вычисления этого показателя будут учитываться вид топлива, который преобладает в указанной системе теплоснабжения, среднестатистическое количество этажей жилых и многоквартирных домов, температурное и сейсмическое влияние на территории, к которой относится поселение, расстояние, на которое транспортируется тепловая энергия, стоимость строительства котельной с подключением к газо- и электрораспределительным сетям. Также в тариф будет заложена норма доходности инвестированного капитала при строительстве котельной и теплосетей.
Смысл концепции в том, чтобы тариф на тепловую энергию имел потолок в виде стоимости новой эффективной котельной, которую потребитель может построить себе сам. В некоторых регионах или городах тепло уже стоит больше, и цены на него будут заморожены, пока не сравняются с «тарифом альткотельной». Однако во многих крупных городах, тепло для которых вырабатывают эффективные ТЭС, тарифы, как правило, ниже уровня «альткотельной».
Именно этот момент и стал источником проблем. Судя по информации «Коммерсанта», регионы не сдали свои позиции, и за ними оставят право фактически блокировать реформу у себя на территории. «Альткотельная» вводится не повсеместно, решение о начале реформы принимают власти регионов по согласованию с руководством муниципалитетов. Пока переход на «альткотельную» запланирован с 2017 года только в нескольких городах, в том числе в Екатеринбурге и Норильске.
Также известно, что против принципа формирования тарифа на основе «альткотельной» выступала антимонопольная служба: правительство тормозит общие темпы роста платежей за ЖКХ, и если допустить резкий подъем тарифа на тепло, то придется ущемить интересы поставщиков других коммунальных ресурсов.