Несмотря на растущие мировые цены на нефть, государственная компания «Транснефть» в III квартале столкнулась с тем, что нефтяники не заполняют ее экспортные нефтепроводы. Руководство «Транснефти» считает, что нефтяные компании просто не смогли наращивать добычу так же быстро, как «Транснефть» построила нефтепроводы.
Последние несколько лет нефтяники жаловались, что увеличение добычи сдерживает недостаток экспортных мощностей. Эта проблема стала особенно актуальной после отказа России по политическим причинам от использования латвийского Вентспилса.«Транснефть» между тем строила трубопроводы ускоренными темпами, увеличив мощность экспортных нефтепроводов почти на 30 млн т, в основном за счет направлений «Дружба» и Балтийской трубопроводной системы (БТС).
Но экспортные трубопроводы оказались недозагруженными. Как рассказал газете «Ведомости» вице-президент «Транснефти» Сергей Григорьев, в III квартале у компании появились свободные экспортные мощности в размере 270 000 баррелей в сутки. По его словам, не был полностью загружен нефтепровод «Дружба» и ряд других трубопроводов. Аналитик Brunswick UBS Максим Мошков оценивает упущенную выгоду «Транснефти» от недозагрузки экспортных направлений примерно в $10 млн за квартал.
Сергей Григорьев говорит, что «Транснефть» до сих пор никогда не сталкивалась с таким избытком экспортных мощностей. По его словам, глава монополии Семен Вайншток уже доложил об этой проблеме президенту Владимиру Путину в начале октября.
По версии «Транснефти», виновниками сложившейся ситуации являются нефтяные компании, которые наращивают добычу более низкими темпами, чем компания строит свои трубы.
Минэкономразвития отмечает, что нефтяники действительно снижают темпы роста добычи. По прогнозу министерства, в этом году производство нефти в России увеличится на 7,5-8% по сравнению с 11% в 2003 г. Многие эксперты отмечают также плохое взаимодействие «Транснефти» и нефтяников при формировании экспортных графиков. Аналитик «Тройки Диалог» Валерий Нестеров напоминает, что летом «Транснефть» уже сталкивалась с недозагрузкой БТС после ее расширения, говорит Нестеров — Тогда новые объемы заранее не были внесены в экспортный график, а потом нефтяники отказывались от дополнительных квот в этом направлении.
Нефтяники уверяют, что избыток экспортных мощностей, на который жалуется «Транснефть», скоро исчезнет. «Нефти хватает, просто чтобы перестроиться на новый маршрут, нужно время, — говорит представитель «ЛУКОЙЛа» Геннадий Красовский. В то же время Красовский напоминает, что нефтяные компании больше всего нуждаются в новых экспортных маршрутах, которые позволят им выйти на рынки азиатских стран и в США, о которых чиновники пока не могут принять окончательного решения. Так, Минпромэнерго предложило направить часть средств стабилизационного фонда на строительство Восточного нефтепровода мощностью 80 млн т, по которому нефть предполагается поставлять из Тайшета в тихоокеанскую бухту Перевозная, а далее — в Японию и Корею и по ответвлению в Сковородино — в Китай. Предполагаемая стоимость проекта — от $15,4 млрд до $16,4 млрд.
Еще один проект, который активно лоббирует «ЛУКойл» нефтепровод Западная Сибирь — Баренцево море мощностью 50 млн т в год, откуда нефть можно будет экспортировать в США.