Семен Вайншток посетовал вчера, что «Транснефть» вовлечена в большое количество крупных инфраструктурных проектов, таких как строительство БТС, подготовка сооружения трубопроводов на Дальнем Востоке и в мурманском направлении.
Поэтому монополия не имеет возможности браться за какие-то иные проекты. Но и препятствовать некоторым из проектов нефтяников Вайншток не собирается. Он упомянул, что «Роснефть» планирует построить новый нефтеэкспортный нефтепровод с Ванкорского месторождения в порт Диксон на Таймыре, а также морской терминал. «Плохо, что это делается без нас, но мы не намерены препятствовать», — отметил глава «Транснефти». Более того, он добавил, что монополия окажет посильную техническую помощь «Роснефти», о чем уже есть предварительная договоренность с ее президентом Сергеем Богданчиковым.
Ванкорское и Северо-Ванкорское месторождения, это те самые месторождения, которые были куплены госкомпанией у «Северной нефти» за $600 млн. По мнению главы ЮКОСа «Роснефть» при этом сильно переплатила. В 2008 г. «Роснефть» планирует довести добычу до 6 млн. т в год.
Нефтепровод и терминал планируются пропускной способностью около 18 млн т нефти в год. Это достаточно крупный проект, сопоставимый , напрмер с таким российско-американско-казахским проектом, как КТК (22 млн.т). Его стоимость в «Роснефти» оценивают в $1,2-1,5 млрд.
Вице-президент «Транснефти» Сергей Григорьев благосклонное отношение монополии к начинанию «Роснефти» объясняет тем, что это госкомпания и монополия государства на трубопроводный транспорт не нарушается. Григорьев также напоминает, что у «Роснефти» есть опыт эксплуатации магистральных нефтепроводов на Сахалине, где «Транснефть» вообще не работает.
Между тем «ЛУКойл» построивший в 2000 году морской терминал Варандей на побережье Ненецкого округа, подвергся в свое время критике Вайнштока — глава «Транснефти» предлагал даже передать терминал под управление госкомпании.
Трубопроводная самостоятельность «Роснефти» может иметь ряд причин — во первых, нигде не удается списать столько денег как при северном строительстве. Во вторых, и это более важно для многоопытного Вайнштока, некторые эксперты не исключают создание единого государственного нефтегазового холдинга, который вел бы добычу и перекачу нефти и газа. .
На вчерашней пресс-конференции Семен Вайншток заявил, что считает нецелесообразным вхождение «Транснефти» в некий единый госхолдинг, занимающийся добычей и транспортировкой нефти и газа. По словам Вайнштока, подобное присоединение «претит принципу равнодоступности» к магистральным трубопроводам.
В то же время, по словам главы компании, если правительство РФ примет решение о включении «Транснефти» в подобный гигантский холдинг, то компания, «несомненно, выполнит это решение». «Мы государственная компания, — заявил Вайншток. — Мы не настолько самостоятельны в хозяйственных вопросах, как может казаться».
Может быть этой нервозностью главы «Транснефти» и была вызвана вчерашняя пресс-конференция по необязательному в общем то поводу — свое отношение к новым маршрутам транзита нефти Вайншток высказал уже давно.