Руководство «АвтоВАЗа» опубликовало план по сокращению персонала. В ближайшие месяцы крупнейший автомобильный завод страны планирует, так или иначе, избавиться, по крайней мере, от 7,5 тысяч работников.
Часть людей будут отправлены на пенсию – в настоящее время на «АвтоВАЗе» работают 1,5 тысячи человек пенсионного возраста. Еще тысячу человек руководство завода собирается отправить на досрочную пенсию.
Также руководство «АвтоВАЗа» полностью закрывает прием новых сотрудников, что при сохранении текущих тенденций позволит сократить численность персонала еще на несколько сот человек – в прошлом году «естественная убыль» работников, то есть количество уволившихся по собственному желанию, вышедших на пенсию или перешедших на другую работу, составило 8 тысяч человек.
Кроме того, специальным приказом люди, которые работают на сокращаемых должностях, стимулируются к добровольному уходу с завода. Если рабочий уйдет до конца февраля 2014 года, то ему будет выплачены пять средних месячных заработков; если в марте – четыре заработка, в апреле – только три. По закону, напомним, работодатель обязан в случае увольнения сотрудника выплатить ему два месячных оклада.
Планы руководства предусматривают также сокращение значительного числа рабочих – уволить планируется до пяти тысяч человек.
Таким образом, «АвтоВАЗ» в ближайшие месяцы переживет одно из самых больших сокращений за всю свою историю. Уволен, отправлен на пенсию или сокращен будет каждый десятый сотрудник предприятия.
Нельзя сказать, что проблемы на автогиганте стали неожиданностью. Пик продаж «АвтоВАЗа» пришелся на момент действия правительственной программы утилизации старых автомобилей – тогда автовладельцы могли сдать свое старое авто и получить ваучер на 50 тысяч рублей, который мог быть потрачен на покупку произведенных в России автомобилей. Главным образом граждане покупали выпускаемые «АвтоВАЗом» дешевые модели.
Считалось, что в момент экономического кризиса правительство обязано поддерживать отечественный автопром, так как это сложное производство, которое, в свою очередь, сохраняет на плаву многие другие отрасли. Основная идея была в том, что если в России производится хоть что-то кроме нефти, газа, металлов и хлеба, то нужно всеми силами пытаться сохранить это производство.
Программа утилизации действовала два года – с 1 января 2010 по 31 декабря 2011. Федеральным правительством было выделено 10 миллиардов рублей для раздачи автовладельцам. После завершения программы отраслевые лоббисты пытались каким-то образом ее возродить, но пока правительство успешно сопротивляется.
После сворачивания программы продажи «АвтоВАЗа» стали снижаться. В 2011 году было продано 578 тысяч автомобилей, в 2012 – менее 538 тысяч, в 2013 продажи сократились уже до 438 тысяч автомобилей.
Иному предприятию правительство, наверное, и могло бы помочь в трудную минуту, но «АвтоВАЗ» тут исключение. Дело даже не в том, что завод и правда гигантский – он является градообразующим предприятием для полумиллионного города Тольятти и принципиальным налогоплательщиком в Самарской области. Получается, что «АвтоВАЗ» – что-то вроде пилотного проекта по снятию с государства ответственности за работу крупных, в том числе и градообразующих, предприятий.
Советская экономическая модель предполагала, что крупные предприятия несут ответственность не только за выпуск соответствующей продукции, но и за жизнь и благополучие своих работников. Поэтому на балансе заводов оказывались детские сады, птицефабрики, котельные, многоэтажные дома, дороги и множество другие объектов, которые в условиях рыночной экономики должны принадлежать либо частным компаниям, либо муниципалитетам.
Советская модель в целом нормально работала, когда предприятия не испытывали никаких проблем – тогда были и тепло, и воспитатели в детских садах, и мясо в магазинах. Но как только возникли проблемы со сбытом продукции, жизнь работников некоторых заводов и фабрик превратилась в настоящий ад – они оказались лишены элементарных благ цивилизации.
Даже после разделения собственности проблема моногородов сохранилась: в случае чего правительству оказывалось проще помочь предприятию, от которого зависит целый город, чем людям, зависящим от предприятия. В теории можно организовать бесплатное переобучение рабочих, их переезд, расселение оказавшегося ненужным города. Но проще дать лишний миллиард льготного кредита предприятию и забыть о проблеме еще на несколько лет.
В какой-то момент было принято решение отказаться от помощи «АвтоВАЗу». Вместо этого предприятие было решено продать – покупателем выступил франко-японский автомобильный альянс Renault-Nissan.
Сотрудничество между Renault-Nissan и «АвтоВАЗом» началось еще в 2008 году. Тогда иностранная компания приобрела блокирующий пакет акций автогиганта. Со временем структура собственности стала такой, что «АвтоВАЗ» теперь, фактически, принадлежит Renault-Nissan и госкорпорации Ростех на паритетных началах. В 2009 году была составлена программа развития «АвтоВАЗа» с учетом планов новых собственников. Договор между «АвтоВАЗом» и альянсом Renault-Nissan о производстве автомобилей на платформе Nissan B0 был заключен еще в 2010 году. В строительство новой линии было вложено 400 миллионов евро – четверть заплатил «АвтоВАЗ», оставшиеся 75 процентов внесли Renault и Nissan.
Новая линия рассчитана на производство автомобилей на базе платформы Nissan B0 – 70 тысяч Lada Largus, 70 тысяч автомобилей Nissan Almera и 140 тысяч машин марки Renault. В 2013 году у «АвтоВАЗа» росли только продажи Lada Largus, было выпущено 72 тысячи машин этой марки, то есть соответствующий конвейер работал непрерывно.
С новыми собственниками пришел и новый стиль руководства. Естественно, была обновлена линейка моделей – с производства, наконец, были сняты автомобили, на которых россияне ездили еще в 1980-е годы. «АвтоВАЗ», впервые в своей истории, стал отзывать автомобили с рынка из-за выявленных дефектов. Теперь проявились и другие признаки капитализма – сокращение рабочих мест в результате падения продаж.
Правительство Самарской области, в свою очередь, приняло на себя ответственность за граждан. Как сообщает пресс-служба автомобильного завода, региональные власти разработали план по трудоустройству и переобучению уволенных сотрудников «АвтоВАЗа». До конца января на предприятии будет организована работа консультационного пункта Центра занятости населения.
Если все пойдет по плану, то даже банкротство и закрытие «АвтоВАЗа» не будет трагедией ни для Самарской области, ни даже для Тольятти – проблемы будут только у франко-японского альянса да у принадлежащей правительству корпорации Ростех. Если опыт окажется успешным, то его повторение ждет десятки и сотни российских моногородов. В конце концов, если получилось у «АвтоВАЗа», почему не получится у всех остальных.