Внешэкономбанк планирует решить свои проблемы с ликвидностью за счет распродажи активов, которые могут принести до 180 миллиардов рублей, сообщает «Коммерсантъ» со ссылкой на детали стратегии кредитной организации. Бизнес-модель ВЭБа предполагает устранение части дочерних структур и признание кредитов на 1,5 триллиона рублей «непризнанным убытком». Сейчас документ обсуждается в правительстве и профильных ведомствах. Разработка проекта стратегии находится в завершающей стадии и до конца июня он может быть вынесен на обсуждение наблюдательного совета.
Продажа активов и привлечение клиентских средств могут помочь справиться с проблемой ликвидности, считают в новой команде Внешэкономбанка во главе с Сергеем Горьковым. В апреле на пресс-конференции Горьков заявил, что старая бизнес-модель банка не является рабочей, но в целом институт развития, по его мнению, «скорее жив, чем мертв».
Реализация активов может принести до 180 миллиардов рублей, в основном за счет акций и ADR «Газпрома», акций ММВБ и возврата по проблемным активам. В рамках операции по спасению госкорпорации, которая кредитовала нерентабельные политические проекты, в этом году на капитализацию ВЭБа из бюджета будет выделено 150 миллиардов рублей.
Вместе с выплатами по текущему портфелю еще на 110 миллиардов рублей в общей сложности банк получит 440 миллиардов рублей. Невыплаты по обязательствам госкорпорации оцениваются в 560 миллиардов рублей. Оставшиеся 120 миллиардов в ВЭбе собираются покрыть самостоятельно, в том числе за счет привлечение клиентских средств.
В конце мая зампреды ВЭБа Николай Цехомский и Андрей Клепач заявили, что банку не понадобиться дополнительная государственная поддержка сверху. «Я думаю, что новых ресурсов нам не понадобится. Мы сможем изыскать свои внутренние возможности», — говорил Цехомский. Одним из выходов он назвал продажу ряда активов. На сегодняшний день ВЭБ уже получил из бюджета 74 миллиарда рублей из выделенных 150 миллиардов. Оставшуюся сумму в банке рассчитывают получить во втором и третьем кварталах.
В разрабатываемую бизнес-модель входят планы по расчистке баланса ВЭБа от «избыточных» дочерних структур. На «немедленный вывод из группы» претендуют РФПИ, МСП-банк, Фонд развития Дальнего Востока и Корпорация развития Северного Кавказа. ВЭБ намерен избавиться и от всех дочерних банков — «Глобэкс», «Связь», Проминвестбанк (Украина), БелВЭБ (Белоруссия) и «ВЭБ-Азией» (Гонконг) и «ВЭБ-Инновациями». Останется «ВЭБ-Лизинг», но он подвергнется реструктуризации с «возможностью оптимизации юридической структуры».
Среди дочерних структур ВЭБ сохранит Федеральный центр проектного финансирования, «ВЭБ-Капитал», Фонд развития моногородов, «ВЭБ-Инжиниринг» и РЭЦ, включая ЭСКАР и Роэксимбанк. Этому может помешать разрабатываемый законопроект «О поддержке экспорта в РФ», который предполагает выделение РЭЦ из состава ВЭБ.
Авторы стратегии квалифицируют 1,5 триллиона рублей как «непризнанный убыток», который госкорпорация должна покрыть. Речь идет главным образом о расходах на Олимпиаду-2014 и других специальных проектах. Отдельной проблемой является рефинансирование долга на 1,5 триллиона рублей, из которых 400 миллиардов по «ВЭБ-Лизингу». На это ВЭБу в 2017 году потребуется 440 миллиардов рублей, в 2018 — 465 миллиардов рублей. Государственные субсидии составят 1,1 триллиона рублей и будут выплачиваться до 2025 года.
Проект стратегии описывает два сценария развития «нового» института развития — ВЭБ 2.0. Базовый сценарий предполагает привлечение средств ФНБ в размере 60 миллиардов рублей в 2017 году, 80 миллиардов в 2018 году и 130 миллиардов в 2019-2021 годах, а также дополнительное размещение долговых бумаг на открытом рынке на 380 миллиардов рублей в рамках того же срока. Ожидается, что это позволит к 2021 году нарастить кредитный портфель до 650 миллиардов рублей.
По расширенному сценарию, ВЭБу потребуется докапитализация на 300 миллиардов рублей до 2021 года и похожие объемы привлечения средств из ФНБ за счет рыночного размещения. В этом случае объем нового портфеля к 2021 году должен составить 1,25 триллиона рублей. По оценкам ВЭБа, эффект от реструктуризации по первому сценарию обеспечит прирост ВВП на 0,6%, по второму — 0,9%.
В приоритетах у «нового» ВЭБа предполагается стимулирование инвестиций в промышленность, включая энергетическое машиностроение, авиа- и судостроение, военно-промышленный комплекс, космическую отрасль, а также в инфраструктурные проекты и поддержку экспорта. В общем, ежегодную потребность ВЭБа в финансировании новая команда оценивает в 580-655 миллиардов рублей. В 2017 году на поддержку российской экономики банк готов выделить 80 миллиардов рублей с учетом общего объема инвестиций в размере около 260 миллиардов рублей.