будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Май 12, 2025
Хозяйство
Гриценко Григорий

Вечная тема обсуждения (ВТО)

Вечная тема обсуждения (ВТО)
98_04

Поскольку в четверг в Москву (в очередной раз) прибывает делегация Евросоюза во главе с комиссаром по торговле Паскалем Лами для «завершения работы над протоколом о вступлении России в ВТО», то я не могу молчать по поводу этих странных переговоров.

Они длятся уже много лет и, несмотря на все оптимистические высказывания официальных лиц, похоже, так же далеки от завершения, как и в самом начале этого процесса. Они далеки от завершения потому, что требования, которые предъявляются к России, практически не выполнимы и противоречат интересам огромного количества российских производителей и потребителей.

Поскольку у нас решения принимаются путем административной торговли и согласований, то совокупная лоббистская сила потенциальных страдальцев от требований ВТО будет больше. Общего же понимания того, зачем нам ВТО, все равно нет.

Для лучшего уяснения проблемы из списка дискуссионных вопросов сразу можно выделить позицию, которая затрагивает всех граждан России – это повышение цен на энергоносители, то есть. При этом речь идет не об увеличении их на десять-пятнадцать процентов, что у нас и так ежегодно происходит, а об одномоментном подъеме в три-четыре раза - до мирового уровня. Этого наши отсталая промышленность, эксплуатирующая энергоемкое оборудование, и бедное население, считающее каждую копейку, выдержать не смогут.

Трудно даже себе представить, что начнется в стране, если это требование будет выполнено, а, значит, отопление, горячая вода и освещение так подскочат в цене. Тяжелые фантазии на эту тему приходят в голову и российскому правительству.

С Киотским протоколом дела обстоят не так очевидно, но по последствиям для развития российской промышленности он приблизительно сопоставим. Сейчас, из-за промышленного спада (по сравнению с 1991 годом, конечно), выбросы вредных веществ в атмосферу у России меньше, чем 13 лет назад. То есть свою квоту по загрязнению окружающей среды мы полностью не выбираем. И, соответственно, на нашу долю точат зубы более благополучные экономики, которые готовы развиваться и портить экологию за наш счет.

Единственное, что их пока сдерживает – Россия остается и хочет оставаться индустриальной страной, и потому придерживает за собой право самой отравлять воздух во все возрастающих размерах. И не давать делать это конкурентам. Поэтому, если мы хотим удвоить или даже утроить ВВП, то никакие нормы Киотского протокола нам признавать никак нельзя. Иначе не видать нам  удвоения, как своих ушей.

С остальными позициями проблем меньше, но от этого они не становятся легко решаемыми. Защита интеллектуальной собственности подразумевает усиленную борьбу с пиратскими копиями разного рода развлекательной продукции. А здесь, как нам кажется, одними полицейскими мерами ничего не добьешься.

Пираты у нас процветают потому, что бедное российское население никак не может себе позволить покупать изделия «родных» фирм - для подавляющего числа потребителей они слишком дороги. Иностранные владельцы авторских прав зря надеются, что, усилив защиту интеллектуальной собственности, они смогут получать из России гораздо больший поток лицензионных платежей. Не получат они ни шиша, так как, даже если наша милиция и прокуратура усилят надзор и контроль и объем продаж контрафактной продукции сократится, освободившееся место продукция сертифицированных производителей просто занять не сможет. На нее у среднего российского потребителя просто не хватит денег..

И эту проблему не решить, скажем, простым переносом производства из Европы в Россию, так как основную долю в расходах на такое производство занимают гонорары «звезд», а они вряд ли пойдут на сокращение ради сомнительной идеи расширения сбыта на бескрайних просторах холодной и далекой России.

Дальше еще проще. Понятно, что требование о снижении пошлин на ввоз новых автомобилей осталось в списке по инерции, так как часть автоконцернов все-таки приняли решение о переносе сборки на нашу территорию. Так что их эти пошлины уже вообще не волнуют.

То же самое можно будет сказать про авиапромышленность и банковскую систему. Понятно, что авиация - отрасль стратегическая, и государство изо всех сил будет ее поддерживать. И не только заградительными пошлинами, но и прямым запретом руководству государственных или полугосударственных авиакомпаний приобретать (или брать в лизинг) иностранную авиатехнику для использования на внутренних авиалиниях. А эти авиакомпании («Аэрофлот», «Россия», «Пулково») у нас самые большие по объему перевозок, поэтому административный запрет этот будет вполне эффективен.

Такие крупные банки, как Сбербанк и Внешторгбанк, тоже государственные, и государство, как я понимаю, очень боится своими руками создавать дополнительные трудности для функционирования своей собственности. А эти трудности обязательно появятся, если у нас откроют филиалы крупнейшие иностранные банки.

Что же касается отмены помощи сельскому хозяйству (особенно квотирования мяса), то здесь я лично уж точно бы пошел на поводу у ВТО, так как объем продовольствия, поступающего на наши рынки, явно недостаточен для их полного насыщения. И относительно дешевый импорт тут бы нам помог. Но, представляя себе реакцию аграрного лобби, эту мысль я отбрасываю сразу же.

Разобрав все основные позиции в «перечне разногласий» между Россией и ВТО, мы увидели, что пока они неразрешимы. Поэтому Россия в ВТО ни сейчас, ни через год, ни через пять лет не вступит. Переговоры, конечно, идти будут, правда, толку от них будет ноль.

Но не стоит отчаиваться. Может быть, лет через двадцать-тридцать, когда у нас кончится дешевый газ с себестоимостью добычи в 2 доллара за тысячу кубометров и нам придется добывать дорогой газ с себестоимостью в 30-40 долларов, его внутренняя цена автоматически подтянется до европейского уровня, и мы (так же автоматически) попадем в эту самую Всемирную торговую организацию. Если она, конечно, к тому времени еще будет существовать.

Гриценко Григорий
читайте также
Хозяйство
Мировая экономика через призму макроэкономических индикаторов и сбытовой политики
Декабрь 6, 2012
Григорьев Леонид Гавриленков Евгений Берлин Антон
Хозяйство
Экономические итоги года
Декабрь 29, 2006
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).