Поскольку в четверг в Москву (в очередной раз) прибывает делегация Евросоюза во главе с комиссаром по торговле Паскалем Лами для «завершения работы над протоколом о вступлении России в ВТО», то я не могу молчать по поводу этих странных переговоров.
Они длятся уже много лет и, несмотря на все оптимистические высказывания официальных лиц, похоже, так же далеки от завершения, как и в самом начале этого процесса. Они далеки от завершения потому, что требования, которые предъявляются к России, практически не выполнимы и противоречат интересам огромного количества российских производителей и потребителей.
Поскольку у нас решения принимаются путем административной торговли и согласований, то совокупная лоббистская сила потенциальных страдальцев от требований ВТО будет больше. Общего же понимания того, зачем нам ВТО, все равно нет.
Для лучшего уяснения проблемы из списка дискуссионных вопросов сразу можно выделить позицию, которая затрагивает всех граждан России – это повышение цен на энергоносители, то есть. При этом речь идет не об увеличении их на десять-пятнадцать процентов, что у нас и так ежегодно происходит, а об одномоментном подъеме в три-четыре раза - до мирового уровня. Этого наши отсталая промышленность, эксплуатирующая энергоемкое оборудование, и бедное население, считающее каждую копейку, выдержать не смогут.
Трудно даже себе представить, что начнется в стране, если это требование будет выполнено, а, значит, отопление, горячая вода и освещение так подскочат в цене. Тяжелые фантазии на эту тему приходят в голову и российскому правительству.
С Киотским протоколом дела обстоят не так очевидно, но по последствиям для развития российской промышленности он приблизительно сопоставим. Сейчас, из-за промышленного спада (по сравнению с 1991 годом, конечно), выбросы вредных веществ в атмосферу у России меньше, чем 13 лет назад. То есть свою квоту по загрязнению окружающей среды мы полностью не выбираем. И, соответственно, на нашу долю точат зубы более благополучные экономики, которые готовы развиваться и портить экологию за наш счет.
Единственное, что их пока сдерживает – Россия остается и хочет оставаться индустриальной страной, и потому придерживает за собой право самой отравлять воздух во все возрастающих размерах. И не давать делать это конкурентам. Поэтому, если мы хотим удвоить или даже утроить ВВП, то никакие нормы Киотского протокола нам признавать никак нельзя. Иначе не видать нам удвоения, как своих ушей.
С остальными позициями проблем меньше, но от этого они не становятся легко решаемыми. Защита интеллектуальной собственности подразумевает усиленную борьбу с пиратскими копиями разного рода развлекательной продукции. А здесь, как нам кажется, одними полицейскими мерами ничего не добьешься.
Пираты у нас процветают потому, что бедное российское население никак не может себе позволить покупать изделия «родных» фирм - для подавляющего числа потребителей они слишком дороги. Иностранные владельцы авторских прав зря надеются, что, усилив защиту интеллектуальной собственности, они смогут получать из России гораздо больший поток лицензионных платежей. Не получат они ни шиша, так как, даже если наша милиция и прокуратура усилят надзор и контроль и объем продаж контрафактной продукции сократится, освободившееся место продукция сертифицированных производителей просто занять не сможет. На нее у среднего российского потребителя просто не хватит денег..
И эту проблему не решить, скажем, простым переносом производства из Европы в Россию, так как основную долю в расходах на такое производство занимают гонорары «звезд», а они вряд ли пойдут на сокращение ради сомнительной идеи расширения сбыта на бескрайних просторах холодной и далекой России.
Дальше еще проще. Понятно, что требование о снижении пошлин на ввоз новых автомобилей осталось в списке по инерции, так как часть автоконцернов все-таки приняли решение о переносе сборки на нашу территорию. Так что их эти пошлины уже вообще не волнуют.
То же самое можно будет сказать про авиапромышленность и банковскую систему. Понятно, что авиация - отрасль стратегическая, и государство изо всех сил будет ее поддерживать. И не только заградительными пошлинами, но и прямым запретом руководству государственных или полугосударственных авиакомпаний приобретать (или брать в лизинг) иностранную авиатехнику для использования на внутренних авиалиниях. А эти авиакомпании («Аэрофлот», «Россия», «Пулково») у нас самые большие по объему перевозок, поэтому административный запрет этот будет вполне эффективен.
Такие крупные банки, как Сбербанк и Внешторгбанк, тоже государственные, и государство, как я понимаю, очень боится своими руками создавать дополнительные трудности для функционирования своей собственности. А эти трудности обязательно появятся, если у нас откроют филиалы крупнейшие иностранные банки.
Что же касается отмены помощи сельскому хозяйству (особенно квотирования мяса), то здесь я лично уж точно бы пошел на поводу у ВТО, так как объем продовольствия, поступающего на наши рынки, явно недостаточен для их полного насыщения. И относительно дешевый импорт тут бы нам помог. Но, представляя себе реакцию аграрного лобби, эту мысль я отбрасываю сразу же.
Разобрав все основные позиции в «перечне разногласий» между Россией и ВТО, мы увидели, что пока они неразрешимы. Поэтому Россия в ВТО ни сейчас, ни через год, ни через пять лет не вступит. Переговоры, конечно, идти будут, правда, толку от них будет ноль.
Но не стоит отчаиваться. Может быть, лет через двадцать-тридцать, когда у нас кончится дешевый газ с себестоимостью добычи в 2 доллара за тысячу кубометров и нам придется добывать дорогой газ с себестоимостью в 30-40 долларов, его внутренняя цена автоматически подтянется до европейского уровня, и мы (так же автоматически) попадем в эту самую Всемирную торговую организацию. Если она, конечно, к тому времени еще будет существовать.