будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Литва Украина транспорт
Май 21, 2025
Хозяйство
Жаворонков Симон

Великий шелковый Викинг

Великий шелковый Викинг
1_HqJWbv5
Отправление первого демонстрационного рейса Украина-Грузия-Азербайджан-Казахстан-Китай из порта Ильичевск. . Источник: Министерство инфраструктуры Украины. http://mtu.gov.ua

Правительство Украины подписало с Литвой меморандум о намерении объединить проекты «Шелковый путь» и «Викинг», в результате чего уже в ближайшее время грузы из Китая и Восточной Азии смогут доставляться к портам Балтийского моря в обход Транссибирской железной дороги и Суэцкого канала.

В отличие от «Шелкового пути», перспективы которого по многим причинам весьма туманны, «Викинг», запущенный в 2003 году, уже сейчас считается одним из самых успешных логистических проектов на постсоветском пространстве.

«Викинг» — это, фактически, регулярно курсирующий между Ильичевском (порт недалеко от Одессы) и Клайпедой (главный порт Литвы) грузовой состав. Его путь лежит через территорию Украины, Белоруссии и Литвы, проходя, в том числе, через Киев и Минск. Периодичность — от трех раз в неделю до двух раз в день.

Это только на первый взгляд легко запустить регулярный грузовой состав. Транспортная наука утверждает, что именно такой вид сообщения наиболее удобный и для перевозчиков, и для клиентов, но, например, в России до сих пор все грузовые поезда формируются и отправляются по факту — то есть нет никаких гарантий, что из одной точки страны в другую в определенный момент времени отправится грузовой вагон. Создатели «Викинга» смогли переломить советскую традицию. Причем 1734 км состав преодолевает за 52 часа — скорость, недостижимая для грузоперевозок на российских железных дорогах.

Есть у этого поезда одна особенность - его маршрут выглядит довольно странно и постоянно делает зигзаги. Это не удивительно — основная сетка железных дорог в этом регионе была создана еще до Первой мировой войны, когда никому в голову не могло прийти, что нужно будет связывать Одессу и Литву. Главные пути из портов Балтийского и Черного морей направлены в центр России, а также к Донбассу и российскому черноземью, век назад именно в этих регионах были сконцентрированы основные экспортные отрасли экономики Российской империи.

В год поезд «Викинг» перевозит 50-60 тысяч TEU (стандартные грузовые контейнеры), это всего в 2-3 раза меньше, чем международный транзит по Транссибирской магистрали и примерно в 50 раз больше, чем планируется в ближайшее время перевозить по «Шелковому пути».

Возможная синергия от объединения двух проектов может заключаться в том, что товары из Китая смогут сразу оказываться в экономическом пространстве Европейского союза, преодолевая без проблем таможенную территорию Казахстана, Азербайджана, Грузии, Украины и Белоруссии.

 
Станция Алашанькоу, расположенная с китайской стороны Джунгарских ворот у границы с Казахстаном. Фото: Yaohua2000,  Creative Commons Attribution-Share Alike 3.0 Unported

Впрочем, не стоит забывать и о минусах проекта — достаточно длительный срок доставки грузов из Восточной Азии в Европу, необходимость сравнительно частой перевалки с железнодорожных платформ на паромы, необходимость преодоления Каспийского и Черного морей никто не отменял и, наконец, геополитическая нестабильность в регионе.

Впрочем, о будущем проекта можно будет судить уже достаточно скоро: наладить максимально быстрый транзит грузов не так уж и сложно. Вопрос только в том, найдется ли достаточно количество пользователей этого маршрута.

Жаворонков Симон
читайте также
Хозяйство
Мировая экономика через призму макроэкономических индикаторов и сбытовой политики
Декабрь 6, 2012
Григорьев Леонид Гавриленков Евгений Берлин Антон
Хозяйство
Экономические итоги года
Декабрь 29, 2006
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).