Правительство Украины подписало с Литвой меморандум о намерении объединить проекты «Шелковый путь» и «Викинг», в результате чего уже в ближайшее время грузы из Китая и Восточной Азии смогут доставляться к портам Балтийского моря в обход Транссибирской железной дороги и Суэцкого канала.
В отличие от «Шелкового пути», перспективы которого по многим причинам весьма туманны, «Викинг», запущенный в 2003 году, уже сейчас считается одним из самых успешных логистических проектов на постсоветском пространстве.
«Викинг» — это, фактически, регулярно курсирующий между Ильичевском (порт недалеко от Одессы) и Клайпедой (главный порт Литвы) грузовой состав. Его путь лежит через территорию Украины, Белоруссии и Литвы, проходя, в том числе, через Киев и Минск. Периодичность — от трех раз в неделю до двух раз в день.
Это только на первый взгляд легко запустить регулярный грузовой состав. Транспортная наука утверждает, что именно такой вид сообщения наиболее удобный и для перевозчиков, и для клиентов, но, например, в России до сих пор все грузовые поезда формируются и отправляются по факту — то есть нет никаких гарантий, что из одной точки страны в другую в определенный момент времени отправится грузовой вагон. Создатели «Викинга» смогли переломить советскую традицию. Причем 1734 км состав преодолевает за 52 часа — скорость, недостижимая для грузоперевозок на российских железных дорогах.
Есть у этого поезда одна особенность - его маршрут выглядит довольно странно и постоянно делает зигзаги. Это не удивительно — основная сетка железных дорог в этом регионе была создана еще до Первой мировой войны, когда никому в голову не могло прийти, что нужно будет связывать Одессу и Литву. Главные пути из портов Балтийского и Черного морей направлены в центр России, а также к Донбассу и российскому черноземью, век назад именно в этих регионах были сконцентрированы основные экспортные отрасли экономики Российской империи.
В год поезд «Викинг» перевозит 50-60 тысяч TEU (стандартные грузовые контейнеры), это всего в 2-3 раза меньше, чем международный транзит по Транссибирской магистрали и примерно в 50 раз больше, чем планируется в ближайшее время перевозить по «Шелковому пути».
Возможная синергия от объединения двух проектов может заключаться в том, что товары из Китая смогут сразу оказываться в экономическом пространстве Европейского союза, преодолевая без проблем таможенную территорию Казахстана, Азербайджана, Грузии, Украины и Белоруссии.
Впрочем, не стоит забывать и о минусах проекта — достаточно длительный срок доставки грузов из Восточной Азии в Европу, необходимость сравнительно частой перевалки с железнодорожных платформ на паромы, необходимость преодоления Каспийского и Черного морей никто не отменял и, наконец, геополитическая нестабильность в регионе.
Впрочем, о будущем проекта можно будет судить уже достаточно скоро: наладить максимально быстрый транзит грузов не так уж и сложно. Вопрос только в том, найдется ли достаточно количество пользователей этого маршрута.