Депутаты Госдумы на пленарном заседании приняли в первом чтении поправки в закон «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», которые направлены на совершенствование системы распределения квот на вылов водных биоресурсов.
Согласно проекту закона, срок закрепления квот на вылов рыбы увеличивается с нынешних 10 до 15 лет, при этом до 20% квот предлагается предоставлять на инвестиционные цели - для стимулирования строительства рыболовных судов на российских верфях. Также вводится норма, обязывающая пользователей осваивать не менее 70% объёма полученной квоты на собственных рыбопромысловых судах или на судах, приобретенных по договору лизинга.
«Повышение степени необходимого освоения выделенных квот с 50% до 70% при условии добычи не менее 70% из них на собственных судах приведет как к увеличению объемов вылова, так и к исключению так называемых квотных рантье – неэффективных пользователей, не имеющих собственного флота», – сообщил руководитель Росрыболовства Илья Шестаков, выступая на заседании Госдумы.
Авторы документа считают, что принятие законопроекта позволит рыбакам вести долгосрочное планирование хозяйственной деятельности, более полно осваивать квоты, будет способствовать росту инвестиций в строительство рыбопромысловых судов на российских верфях и объектов рыбопереработки.
Введение инвестиционных квот обсуждается не первый год. Вопрос дополнительного стимулирования обновления флота и строительства новых судов был впервые предложен в виде программы господдержки в 2012 году Минпромторгом. Пройдя обсуждения на всех уровнях, идея получила поддержку в Морской доктрине в виде поддержки судостроителей, согласована всеми заинтересованными министерствами и ведомствами, включая Минсельхоз и Минпромторг. Одобрил ее и президент Владимир Путин, поручив Правительству по итогам заседания президиума Госсовета обеспечить внесение в законодательство поправок, предусматривающих выделение 20% квот «на инвестиционные цели» – закупку новых судов рыбопромыслового флота с российских верфей, строительство объектов переработки водных биоресурсов.
Бизнес тоже не остался в стороне. Уже на этапе обсуждения рыбодобывающие компании поддержали идею инвестиционных квот, подписав с российскими верфями соглашения о строительстве нескольких сотен судов. По оценкам экспертов, это позитивный сигнал - размещение компаниями заказов на верфях сейчас, до принятия поправок, свидетельствует о востребованности данных изменений.
Одобрив законопроект в первом чтении, депутаты отметили необходимость его доработки с учетом замечаний ко второму чтению. Опираясь на комментарии профильных ведомств, необходимо взвешенно подойти к механизму распределения квот на вылов. А именно, в законе важно ограничить размерность судов для получения «инвестиционных квот» для того, чтобы стимулировать производство дорогостоящих современных крупнотоннажных траулеров.
Согласно экспертному отчету, в особой группе риска находится сегмент крупнотоннажных траулеров-заводов с переработкой на борту, который, составляя всего 13% численности флота, обеспечивает более трети морских уловов. Если в ближайшее время не начать вводить новострой, замещая выбывающие по возрасту суда, то к 2025 году их количество сократится более чем в 2 раза – со 104 до 44 судов. В результате добыча минтая, сельди и других массовых объектов лова может сократиться на 0,8 млн тонн.
По прогнозам экспертов, для полноценного замещения списанных судов и поддержания текущей мощности по промыслу минтая на уровне 1,4 млн тонн необходимо к 2025 году построить примерно 32 современных судна, из них 22 крупнотоннажных траулера. То есть, начиная с 2019-2020 гг. вводить по 5-6 новых судов в год.
Другой вопрос – где строить, ведь в России сейчас есть лишь три верфи, способные строить траулеры длиной более 80 м, но они загружены оборонным заказом и строительством судов среднего класса. Представители крупнейшей из них – Объединенной строительной корпорации (ОСК) на прошедшем в мае форуме "Морская индустрия России" выразили сомнение в том, что мощностей российских верфей в ближайшие три года хватит для строительства новых рыболовных судов — в первую очередь супертраулеров и больших траулеров.
Опять получается, не успели «поехать», то есть закон принять, а уже столкнулись с первым препятствием. Инвестиционные квоты есть, а верфи под киль – не готовы к реализации масштабных государственных задач. Для переоборудования верфей под строительство для больших проектов, налаживания работы и найма персонала нужно, по оценкам экспертов, не менее трех лет. Два года потребуется до спуска первого судна на воду. Итого, простая математика, - не ранее чем к 2021 году мы получим первый российский супертраулер. Только отрасль так долго ждать не может – в результате выбытия судов «по старости» будет ежегодно снижаться промысловая мощность, а значит, падать рыбодобыча.
До 2-го и 3-го чтений у депутатов еще есть время для размышления. А вот у рыбной отрасли, судя по состоянию флота, времени уже не осталось. А может, первую партию судов можно построить за границей, где нет дефицита строительных мощностей? А за это время нарастить мощности и обучить персонал. Строительство на западных верфях опытных образцов судов, с активным привлечением российских верфей и специалистов представители рыбопромышленных компаний считают одним из возможных путей экономии времени на строительство судов, отлаживания производственных процессов и получения верфями необходимого опыта. Это позволит за два-три года, пока российские верфи будут переориентироваться на строительство гражданских судов, получить на западных верфях и внедрить на отечественных предприятиях отлаженные производственные процессы, необходимый технический опыт и технологии, а также развить национальное производство необходимых частей и оборудования.