Необходимость ускоренного развития Дальнего Востока, о которой некоторое время назад стали говорить российские власти, вызвана, как можно предположить, двумя обстоятельствами. Первое обстоятельство – отток местных жителей в другие регионы страны, второе – быстрый экономический рост соседнего Китая.
В принципе, про это и так было хорошо известно, однако общая ситуация меняется достаточно серьезно, поэтому от простой констатации фактов необходимо как можно быстрее переходить к реализации определенной программы: приостановить отток населения. То есть необходимо развивать экономику региона, чтобы на его территории появилось большое количество рабочих мест с высоким уровнем оплаты труда и содержательными видами деятельности. Для этого федеральный центр готов выделить значительные средства при участии, разумеется, заинтересованных частных инвесторов.
До сих пор ничего особо значимого жителям Дальнего Востока центральные власти предложить не могли. Да, происходил отток населения и, что еще хуже, происходил приток трудовых мигрантов из Китая. Но ведь запретить российским гражданам переезжать из одного места в другое все равно невозможно, а ограничить приток иностранных мигрантов – значит, ухудшить экономическое состояние предприятий региона, которое во многом базировалось на очень дешевых услугах китайской рабочей силы.
Правда, когда в российской экономике появились кое-какие дополнительные ресурсы, оказалось, что некоторые трудности можно преодолеть. Например, после освоения газовых месторождений Сахалина был построен газопровод до Владивостока, что позволило перевести энергохозяйство региона с угля и мазута на газ. Этот перевод во многом решил вопрос с местным энергообеспечением, так как и уголь, и мазут были достаточно дорогими видами топлива, и потребители не могли оплачивать тепло и электричество, произведенное с их использованием.
При этом надо отметить, что проекты Сахалина ориентированы на экспорт, и поставки их продукции на внутренний рынок носят побочный характер. Однако благодаря этим побочным поставкам одну из важнейших задач развития дальневосточного региона решить удалось. И, если применять этот метод дальше, наверняка удастся решить и остальные задачи.
Этот метод, как легко понять, связан с развитием производств, ориентированных на наших дальневосточных соседей – Китай, Монголию, Корею и Японию. Их экономики представляют собой очень хорошие рынки сбыта для российских товаров, и грех было бы не воспользоваться этими рынками для стимулирования собственного развития.
Разумеется, основным рынком сбыта является Китай. Но это стало возможным только благодаря тому, что в самом Китае уровень производства стал таким значительным, что собственных ресурсов для дальнейшего развития ему уже не хватает, поэтому китайские компании вынуждены искать эти ресурсы по всему миру.
Таким образом, как это и ни парадоксально звучит, развитие российского Дальнего Востока (да и во многом – Сибири) будет зависеть от заграничных (правда, соседних, но все равно заграничных) рынков сбыта. От собственного же внутрироссийского рынка Дальний Восток зависит очень слабо, поэтому послужить стимулятором развития внутренний рынок не сможет.
Слабость этой зависимости вызвана двумя обстоятельствами. Первое – низкая численность населения Дальневосточного региона. На начало 2014 года там проживало 6.2 млн. человек, что для такой территории очень и очень мало. То есть, местный рынок очень узкий, поэтому организация массовых производств только для удовлетворения локального спроса смысла не имеет.
Второе обстоятельство – производители Дальнего Востока отрезаны от всего остального российского рынка (прежде всего, от Европейской части) высокими транспортными издержками. Хотя перевозка грузов из Владивостока до Центра России или хотя бы Поволжья по Транссибу технически возможна и очень часто на практике осуществляется, стоимость транспортировки делает цены на товары, перевозимые из Дальнего Востока и Восточной Сибири, совершенно неприемлемыми для потребителей в европейской части России; а на товары, производимые в Европейской части, – неприемлемыми для потребителей на Дальнем Востоке.
Поэтому, например, для обеспечения более или менее полной загрузки угольных предприятий Кузбасса применяется льготный тариф на перевозку угля для теплоэлектростанций и бытовых потребителей в Европейской части России. А с недавних пор стал использоваться льготный тариф на перевозку легковых автомобилей с автозаводов, расположенных в Поволжье и Центральном районе России, на Дальний Восток. Однако понятно, что всю товарную массу, которую потенциально способен произвести Дальневосточный и Восточно-Сибирский регионы, перевезти по льготному тарифу не получится - разорятся железные дороги.
Таким образом, предприятия Дальнего Востока находятся в своего рода ловушке. Локальный рынок для сбыта массовой продукции местного производства слишком маленький, а вести эту продукцию на более емкие отечественные рынки сбыта не позволяют высокие транспортные издержки. Поэтому товары, производимые предприятиями, расположенными в этом регионе, могут быть реализованы только на рынках с более коротким транспортным плечом, то есть на рынках стран, расположенных вдоль восточной границы России.
Естественно, что основной вид товаров, которые российская экономика может предложить иностранным покупателям – это сырье и продукты его первичной обработки. Но, кроме того, возможно строительство высоковольтных линий электропередач для экспорта электроэнергии, продукция целлюлозно-бумажного производства и пищевой продукции. Последнее особенно важно, так как из-за очень большой численности населения Китая его собственных продовольственных ресурсов совершенно недостаточно для покрытия потребностей населения (к тому же, постоянно растущих), поэтому без продовольственного импорта Китаю будет очень тяжело – так же, как и без импорта топлива.
При этом надо отметить, что инвестиции для этих проектов будут предоставлять иностранные инвесторы, то есть затрачивать собственные ресурсы российской стороне практически не придется. А это особенно важно и в связи с напряженным состоянием на мировом рынке ссудных капиталов, и в связи с напряженным положением российских государственных и корпоративных финансов.
Таким образом, как это и ни парадоксально звучит, развитие Дальневосточного региона в большей степени зависит от экономического развития Китая и Кореи, чем от развития российской экономики или от усилий центральных органов государственного управления. Естественно, что почти полная зависимость от иностранных рынков – вещь достаточно тяжелая и неприятная. Но что делать? – Такова специфика региона.