Параметры прогноза социально-экономического развития России до 2010 года, как и все государственные прогнозы, планы и программы, отличаются крайней расплывчатостью. Кроме самых общих данных о динамике основных макроэкономических показателей и темпов роста цен на базисные товары и услуги, из этих параметров мало что можно узнать и понять. Правда, кое-какие детализированные наметки все же есть, но они касаются скорее внешних, чем внутренних условий нашей жизни. А именно, к 2010 году импорт должен почти сравняться с экспортом, что вызовет к жизни ряд последствий.
Первое последствие заключается в том, что товарное покрытие денежной массы значительно увеличится, а это снизит инфляционный потенциал, накопленный в нашем денежном обращении, и заодно повысит реальные доходы населения. Второе следствие состоит в том, что благодаря стабильности экспорта и росту импорта избыточное предложение валюты на внутреннем валютном рынке будет снижаться, а это приведет к сокращению покупки валюты в резерв Центрального банка. Вслед за этим должно произойти сокращение денежной эмиссии, так как основной способ выпуска денег в обращение – это покупка валюты в резерв. Таким образом, одновременное действие этих двух факторов – увеличение товарного предложения из-за роста импорта и сокращение денежного предложения из-за уменьшения денежной эмиссии – должно привести к падению инфляции и росту реального потребления.
Но реализация этого сценария будет происходить не очень гладко, потому что есть мешающие обстоятельства. Первое такое обстоятельство состоит в том, что по мере роста номинального курса рубля будет расти количество физических и юридических лиц, желающих избавиться от своих долларовых накоплений и перевести их в рублевую форму. Продажа долларов на внутреннем валютном рынке должна будет привести к сильному давлению на курс валюты, а это вынудит Центральный банк, который в принципе следит за тем, чтобы курсы колебались не очень сильно, скупить дополнительное валютное предложение и, соответственно, увеличить рублевое денежное предложение, что повысит и инфляционный потенциал. Но это обстоятельство более или менее конечное, так как какими бы большими запасами валюты ни обладали российские компании и граждане, рано или поздно они закончатся, и тогда это обстоятельство потеряет свою значимость.
Но вот другое обстоятельство – свободный переток иностранных капиталов, ставший реальностью год назад, теперь будет постоянным фактором, существенно осложняющим жизнь российским регуляторам валютного и фондового рынка. С этим свободным перетоком наши регуляторы, кажется, малость поторопились, но делать уже нечего и предложение иностранной валюты теперь будет зависеть не только от размеров экспорта, но и от спекулятивного настроя иностранных инвесторов, справиться с которым наш Центробанк вряд ли сможет.
Этим, собственно, подробности прогноза исчерпываются, а об остальном приходится догадываться самим. Догадки в основном сводятся к двум основным макроэкономическим параметрам: спросу и предложению – то есть к тому, как этот спрос будет расти, и как его собираются удовлетворять.
Из сказанного выше можно сделать вывод, что динамика внешнего спроса, который последние несколько лет был основным генератором роста российской экономики, станет более спокойной. Экспорт нефти, нефтепродуктов и природного газа в физическом выражении расти не будет, а цены на эти товары, несмотря на краткосрочные колебания, связанные с появлением и исчезновением военных рисков, серьезно не увеличатся. Остальные товарные группы нашего экспорта не очень значительны, и поэтому их влияние на общий объем валютной выручки можно признать стабильным. Таким образом, со стороны роста внешнего спроса никаких неожиданностей нам ждать не стоит, и поэтому его роль в экономическом росте будет минимальной.
Плохо это или хорошо – сейчас сказать трудно, потому что внутренний спрос, который, по идее, должен приходить на замену иссякшему внешнему спросу, в российской экономике всегда был производным от внешнего спроса, и если внешний спрос утихнет, далеко не факт, что внутренний спрос сможет продолжать развиваться самостоятельно. Придумать какие-то внутренние генераторы спроса, кроме государственного спроса, нелегко, так как другие сектора экономики – домохозяйства и корпорации – никогда в качестве самостоятельных игроков у нас на внутреннем рынке не выступали.
Правда, у некоторых полугосударственных корпораций, таких как РАО «ЕЭС», «Газпром», «Транснефть», РАО «РЖД» есть сильные инвестиционные планы, реализация которых позволит серьезно увеличить внутренний спрос, без всяких оглядок на иностранных потребителей, но когда это произойдет, совершенно непонятно. С финансированием этих планов, кажется, проблем нет, но вот когда от компаний пойдут заказы на строительство объектов недвижимости и монтаж оборудования, неизвестно.
А «инвестиционные планы» домашних хозяйств в нашей стране – это вообще отдельная песня. Низкодоходные хозяйства, которых у нас подавляющее большинство, в своих тратах почти полностью зависят от государства, так как именно из государственных фондов они получают пенсии, пособия и субсидии, а также, если работают в бюджетных организациях, то и заработную плату. Поэтому, если они как-то и смогут увеличить свои расходы, то есть – внутренний спрос, то только за счет увеличения государственного финансирования. Ну, а государство у нас, как известно, любит сейчас создавать всякие фонды будущих поколений, куда меньше помня о поколении современном. Поэтому большого сдвига здесь ждать не следует, хотя на текущий бюджетный год намечены крупные повышения заработных плат работникам бюджетных организаций, но это только потому, что текущий год – предвыборный. А потом, когда выборы пройдут, наверняка снова начнется борьба за экономию государственных средств за счет собственного населения.
В свою очередь, средне- и высокодоходные домохозяйства ориентированы в большей степени на потребление импортных товаров и услуг, поэтому рост их расходов, если он будет происходить, вызовет только рост импорта, который и так, собственно, запланирован в прогнозе социально-экономического развития страны.
Рассмотрев ситуацию со спросом, можно перейти к предложению. Как нам кажется, ситуация здесь более определенная, так как два самых мощных сегмента конечного производства – жилье и автомобили – растут самым прекрасным образом. Автомобильная промышленность пока, правда, находиться в инвестиционной фазе, так как иностранные производители только ведут строительство спроектированных объектов, но через два года можно ждать резкого, раза в два, увеличения внутреннего предложения. А строительство жилья вообще ограничивают только административные барьеры, которые создают и разрушают местные власти, а не федеральное правительство. Таким образом, с предложением у нас полный порядок, хотя есть отдельные сегменты, где его явно не хватает, и импортом его там не заместишь. Надо будет делать капиталовложения, в том числе и из бюджета, а с этим, как уже говорилось выше, сейчас не очень хорошо.
Тем не менее, мы рассчитываем, что рост конечного производства сам по себе вызовет рост инвестиций в расширение смежных производств, например, увеличение автомобильного парка повысит спрос на бензин, а это приведет к росту переработки нефти и расширению мощностей нефтеперерабатывающих заводов. Произойдет это, естественно, не сразу, но зато эффект будет потрясающим. Мы, однако, этого пока не наблюдаем и, судя по всему, не будем наблюдать еще года два, до тех пор, пока производимые сейчас инвестиции не дадут соответствующего прироста продукции.