Депутаты Госдумы из ЛДПР разработали законопроект, согласно которому производители водки должны будут указывать на этикетках способ получения спирта для напитка и сырье, из которого он изготовлен. Таким образом, они хотят сделать видимой разницу между водкой и спиртовым раствором, чтобы не вводить потребителя в заблуждение.
Законопроект «О техрегламентах на отдельные виды продовольственных товаров» уделяет самому известному в мире российскому напитку особое внимание.
Как пояснили «Известиям» в ЛДПР, исторически водку получали из натурального сырья, в основном из зерна. В советское время существовали ГОСТы и уникальные рецепты этого напитка, однако сегодня, как утверждают депутаты, этиловый спирт для водки, за исключением некоторых элитных марок, получают путем гидролиза. В итоге водка различных сортов отличается только степенью очистки от сивушных масел.
«Необходимо принять стандарт, четко определив в законодательстве, что такое водка, а что такое спиртовой раствор. Если производитель называет свой продукт «Водка», то он непременно должен быть получена путем спиртового брожения и перегонки. Если же его получили путем гидролиза, то и писать должны — раствор гидролизного спирта. Химическая формула у них одна, а воздействие на организм — разное», - пояснили в ЛДПР.
В партии признали, что предложили очень жесткую меру, которая может ударить по российской промышленности, ведь «русская водка – это бренд», однако «потребитель должен понимать, что к водке такой раствор не имеет никакого отношения».
В ЛДПР также отметили, что производители сегодня добавляют в водку вкусовые добавки и различные усилители вкуса, так как «современная химия это позволяет». Таким образом, получается водка «на клюкве», «на винограде» (все зависит от фантазии производителя), а «далекий от технологического процесса потребитель верит в то, что «водка может быть «очищена молоком» или «угольными фильтрами»».
После принятия нового стандарта депутаты предлагают причислять продукцию, не соответствующую ГОСТам, к контрафактной и применять к недобросовестным производителям меры, предусмотренные действующим законодательством за торговлю контрафактом, в том числе лишение лицензии, конфискацию продукции и штрафы в зависимости от ее стоимости.
Однако директор Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя Вадим Дробиз с законодателями не согласен. По его мнению, водка, изготовленная из гидролизного спирта, никак не может занимать большую часть рынка водочной продукции.
«При производстве водки в России гидролизный спирт в легальном производстве не применяется. Он используется только в нелегальном и суррогатном», - пояснил он.
Эксперт также считает, что ужесточение техрегламентов не поможет в борьбе с недобросовестными производителями.
По мнению Дробиза, при текущих минимальных зарплатах, особенно в сельской местности, люди никогда не будут покупать легальную водку.
«Для того чтобы рынок нелегального алкоголя, как на Западе, составлял примерно 15%, минимальная зарплата гражданина России должна быть равна стоимости как минимум 100–110 легальных бутылок водки. На сегодняшний день бутылка настоящей водки стоит около 240 рублей. Если минимальная зарплата в стране будет 24 тысяч рублей, наш нелегальный рынок алкогольной продукции будут минимизирован экономическим путем», — уверен эксперт.
Член Общественной палаты, руководитель федерального проекта «Трезвая Россия» Султан Хамзаев считает, что сегодня в сфере контроля за пищевой продукцией требуется не ужесточение, а соблюдение существующих стандартов, поскольку все чаще производители «перегибают палку».
«Никто им не разрешал, они сами позволили себе отклониться от общепризнанных стандартов качества», - отметил Хамзаев. По его словам, россияне сегодня «платят за продукты по самым высоким европейским ценникам», и при этом иногда им попадаются продукты низкого качества.
Хамзаев уверен, что в такой ситуации вопрос стандартов выходит на первый план. «Мы как потребители призываем производителей мяса, хлеба, молока и прочих продуктов находиться в тех рамках, которые перед ними обозначены — не более и не менее», — заявил Хамзаев.
Отметим, что депутаты из ЛДПР уже не первый раз выступают с инициативой, касающейся водки. В середине октября СМИ сообщили о том, что парламентарии готовят законопроект о размещении на алкогольной продукции устрашающих картинок, которые должны предупреждать покупателей о вреде чрезмерного употребления алкоголя.
«Всю алкогольную продукцию необходимо маркировать по примеру табачных изделий, например, чтобы 40% от объема тары занимала устрашающая картинка», - пояснил тогда депутат Андрей Свинцов.
Он утверждал, что устрашающие картинки уже привели к сокращению количества курильщиков в России, поэтому с пьянством можно бороться аналогичным способом.
При этом вице-спикер Госдумы, руководитель высшего совета ЛДПР Игорь Лебедев выразил сомнение в том, что предлагаемая его однопартийцами мера будет такой же эффективной, как в случае с табаком.
По его словам, это может сработать только с дешевой водкой и пивом, однако мало кто согласится со страшной картинкой или надписью на бутылке легкого сухого вина или элитного ликера.
Напомним, что с 1 сентября 2014 года в России прекратилась маркировка водки старой спецмаркой «Водка до 0,5 л». Теперь можно использовать только две спецмарки нового образца: «Водка 0,375 л» и «Водка 0,5 л» для маркировки алкогольной продукции, объем которой в потребительской таре составляет 0,375 литра и 0,5 литра.
Как сообщалось, данная мера направлена на усиление государственного регулирования в сфере оборота алкогольной продукции, а также на снижение нелегального производства и оборота крепкого алкоголя.
С начала 2014 года российские власти уже дважды повышали цены на водку. Первое подорожание произошло 11 марта, а с 1 августа цены выросли еще на 10,5%. Таким образом, минимальная цена на пол-литровую бутылку водки увеличилась со 199 рублей до 220 рублей.
Водка считается самым популярным в мире российским напитком, однако в конце августа немецкие СМИ сообщили о том, что в рамках новой волны санкций Евросоюз может запретить импорт российской водки.
Ранее появилась информация о том, что потребление российской водки стали постепенно сокращать американцы. Так, объемы импорта водки из России уже в 2013 году сократились на 70% по сравнению с предыдущим годом, при этом среди 10 самых продаваемых марок водки в США в прошлом году ни одна не была российской.