Наконец-то кто-то позаботился о гостях столицы. Не о тех, что должны томиться в специальных «городках» перед отправкой вон из Москвы на историческую родину, скажем, в Узбекистан, а о реальных туристах. Хостелы будут построены на всех вокзалах Москвы, сообщил агентству «Прайм» начальник дирекции железнодорожных вокзалов РЖД Сергей Абрамов.
Как уточнил менеджер госкомпании, небольшой хостел уже построен возле Рижского вокзала. Инвестиции составили около 150 миллионов рублей. Ведется строительство хостела около Ленинградского вокзала с вложениями 0,5 миллиарда рублей. Хостел также построен на вокзале Адлера. А в планах еще и хостелы у вокзалов в Ростове, Питере и Нижнем Новгороде.
Комнаты в «Хостеле на Рижском» вмещают 2, 4, 8 и 10 человек, провести ночь стоит от 700 до 3800 рублей. Это в принципе почти рыночная цена, но есть два «но». Первое: почему так поздно хоть кто-то во властной системе озаботился. И второе: из государственных инициатив (а РЖД хоть и акционерное общество, но по сути все то же министерство путей сообщения — там трудится примерно миллион сотрудников) нечасто вырастает что-то живое и нужное. Как говорил герой одного из голливудских сериалов в ответ на вопрос, почему непробиваемый купол над городом не может быть гадостью от собственного правительства: «Потому что эта штука работает».
Заработает ли «штука» в данном случае — большой вопрос. Хостел ведь — это целая идеология, куда с бюрократическими подходами сложно сунуться. Первый хостел в Европе появился еще в начале 20-го века. Немецкий учитель Ричард Ширманн после загородных экскурсий со своими небогатыми учениками пришел к мысли, что необходимы места для ночлега учащихся, и стал предлагать молодежи переночевать в школе, где он работал. На ночь из классов выносили парты и стулья, а на пол клали мешки с соломой. Гости утром помогали поставить школьную мебель на место и убрать остатки соломы.
Теперь, конечно, хостелы — это аналог дешевой гостиницы. Но не совсем: хостелы — по преимуществу частное, почти семейное мероприятие. В оптимальном случае там постоянно работают владельцы, и отсутствие какого-то вычурного сервиса компенсируется душевным отношением и свободными нравами. Недаром по этой части впереди всей России был интеллигентный Петербург — там явление развилось раньше и до сих пор «северная столица» даст сто очков вперед столице «южной». Стоимость проживания в таких апартаментах почти во всех странах примерно одна — 20-30 долларов в сутки, что делает их крайне привлекательными для студентов.
Инициатива РЖД чревата рядом не совсем приятных последствий. Во-первых, как свойственно любой структуре с госучастием, РЖД может впасть в грех законотворчества. Сейчас законодательно никакого особого статуса у хостелов нет — есть только гостиницы «одна звезда». Ежели такой статус появится, то за ним последуют проверки. Бюрократизация, дополнительные бумаги. Что может охладить пыл энтузиастов, пытающихся заняться этим специфическим бизнесом.
Второе: история построения чего-то дешевого на основе западного опыта показывает, что получается совсем не дешево и отнюдь не по-западному. Лоукостеры (дешевые авиаперевозчики) в России не выживают: только вышел на рынок Sky Express, как на него ополчились конкуренты. Компания подвергалась такому давлению, что быстро перестала быть в прямом смысле слова низкобюджетной, а в 2011 году была и вовсе закрыта Росавиацией. Теперь «Аэрофлот» заявляет о намерении создать малобюджетную «дочку», но что выйдет из этой затеи, пока никто толком сказать не может. Вполне вероятно, что у них с хостелами от РЖ будет примерно одна судьба.
Впрочем, РЖД следует похвалить за четкий анализ ситуации. Стоимость гостиниц в России ужасна. Номер с тараканами в глубоко древнем строении и душем на этаже и безо всякого наименования «хостел» может стоить сто (а то и больше) долларов. Жить в Москве за адекватные деньги просто негде. И это при том, что Москва и некоторые другие российские города собираются принимать пафосные международные спортивные мероприятия — чемпионат по футболу, Олимпиаду в Сочи и так далее.
Вроде бы все эти мероприятия призваны как раз увеличить туристический поток, но с нынешней инфраструктурой это будет просто невероятным. Сочи уже по ценам перегнал Москву и непонятно, что будет в дни Олимпиады. А турист — что западный, что наш — за жадность местного и федерального бизнеса и за аппетиты проверяющих все это бюрократов платить на регулярной основе точно не захочет. В общем, стоит пожелать РЖД удачи. И добавить: «больше хостелов, хороших и разных».