будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Май 17, 2025
Хозяйство
Гриценко Григорий

Восстановление и проблемы украинского роста

Государственный комитет по статистике Украины недавно опубликовал данные о состоянии экономики страны за первую половину 2006 года. Данные показали рост –правда, небольшой, около 4%, но и этого оказалось достаточно, чтобы вызвать сенсацию. Оказывается, после провальной зимы, когда производство на Украине снижалось в абсолютном выражении, промышленность и строительство снова набрали обороты и смогли выйти из кризисной ситуации. И это несмотря на трудности, связанные с повышением цен на российский газ, и политическим кризисом, вызванным формированием нового правительства. Причем некоторые комментаторы использовали политический кризис в качестве объяснения успехов экономики – мол, не было кому мешать частной инициативе, вот она и показала себя во всей красе. Забывая, однако, что правительства уходят и приходят, а государственный аппарат все равно остается и ревностно исполняет свои обязанности.

Надо отметить, что ухудшение и, одновременно, улучшение ситуации в большей мере связано со вполне объективными причинами, которыми для Украины последних месяцев стали резко возросшие цены на газ и ограничения по сбыту пищевой продукции на территории России. Именно эти факторы толкали ее экономику вниз, но, как выяснилось, их действие оказалось не таким сильным, чтобы опустить ее на самое дно. Каким-то образом хозяйственные субъекты приспособились к новым, более жестким условиям работы, после чего вышли на докризисный уровень производства. Таким образом, зимний кризис носил адаптационный характер, который всегда имеет место после изменения внешних условий функционирования экономики.

Такой же адаптационный спад, кстати, имел место и в России в последнем квартале 1998 года, после которого уже в 1999-2001 годах темпы экономического роста были вполне приличными. Тот эффект, который в российской экономике в 1998 году вызвала девальвация рубля, в украинской экономике в 2006 году вызвало повышение цен на газ. Стало ясно, что для того чтобы получать хотя бы прежнее количество газа, придется больше работать, больше производить и больше отправлять на экспорт. И это дало свои результаты.

При этом адаптационные возможности экономики, в том числе и украинской, достаточно велики. Они позволяют выдержать не только ухудшение внешних условий, но и глупость собственного начальства. К примеру, нефтеперерабатывающая промышленность Украины, которая полностью зависит от поставок российской нефти, в конце 2005 года – начале 2006 годов работала далеко не с полной нагрузкой. Происходило это потому, что бывший премьер Тимошенко в свое время ввела импортную таможенную пошлину на сырую нефть. То есть российская нефтяная компания, поставляющая сырье на свой собственный НПЗ на Украине, должна была уплатить эту пошлину (в размере 25% от стоимости нефти), что, естественно, не могло не привести к росту розничных цен на нефтепродукты. А увеличивать розничные цены нефтекомпаниям было запрещено. Посчитав такую ситуацию для себя не очень выгодной, российские нефтяники просто переориентировали поставки сырья на других потребителей, благо спрос на нефть во всем мире был и остается очень высоким. После это украинские НПЗ существенно сократили свою трудовую активность.

Сейчас трудно сказать, чем была вызвана подобная инициатива бывшего украинского премьера – желанием отобрать заводы у старых владельцев, пополнить государственный бюджет или сделать как можно хуже экономике собственной страны, но на деятельность заводов она оказало только косвенное воздействие. Столкнувшись с нехваткой сырья для переработки, нефтеперерабатывающие заводы были вынуждены пойти на некоторый структурный маневр – они сократили выпуск топливного мазута и дизельного топлива и поэтому смогли поддержать почти на прежнем уровне производство автомобильного бензина, который является более востребованным топливом.

Видимо, аналогичные адаптационные возможности проявили и другие украинские предприятия, поэтому итоги первого полугодия 2006 года не сильно отличаются (в годовом исчислении) от итогов прошлого, 2005 года. Поскольку кроме нефтепереработки на Украине сильная металлургия, то ее показатели отражают динамику общего промышленного производства ничуть не хуже, чем производство бензина. Так вот, если судить по такому показателю, как выплавка чугуна, то здесь нет никаких сильных провалов и, может быть, итоги нынешнего года будут даже лучше, чем прошлого.

То же самое происходит и с добычей угля – основного топлива и для промышленности, и для бытового сектора Украины. Его добыча находится в районе 60 млн тонн в год и ниже этого уровня опускаться не собирается.

Если производство угля, бензина и чугуна является показателем работы промышленности, то производство цемента одновременно показывает работу и промышленности, и строительства. Судя по этому показателю, со строительством на Украине тоже все в порядке, так как сильного падения объемов производства цемента что-то не заметно.

Таким образом, можно сказать, что экономика Украины смогла приспособиться к новым условиям хозяйственной деятельности, а если новое правительство сможет ликвидировать одиозные решения первого «оранжевого» премьера, то ее дела и вовсе пойдут в гору. Однако на пути этого роста, как, впрочем, и на пути роста российской экономики, могут оказаться более серьезные барьеры, чем просто глупость начальства: устаревшие технологии, изношенное оборудование, слабые рынки сбыта, нехватка средств для инвестирования – в общем, полный набор трудностей, не понаслышке известный каждому менеджеру более или менее крупного постсоветского предприятия. Как руководители украинской промышленности будут с ними справляться – отдельный вопрос, так как загрузить простаивающие мощности – это одна задача, а реконструировать старые или создать новые – совсем другая.

 См. также:

  • Гриценко. Украина: новый шок
  • Карасев. Экономическое оживление на Украине обеспечено средствами из партийных касс
  • Гриценко. Украинская экономика в нефтегазовых клещах
  • Бучач. Данецкий бизнес и Украина после выборов
  • Гриценко. Экономика Украины: из ниоткуда в никуда
  • Гриценко Григорий
    читайте также
    Хозяйство
    Мировая экономика через призму макроэкономических индикаторов и сбытовой политики
    Декабрь 6, 2012
    Григорьев Леонид Гавриленков Евгений Берлин Антон
    Хозяйство
    Экономические итоги года
    Декабрь 29, 2006
    ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

    Бутовский полигон

    Смотреть все
    Начальник жандармов
    Май 6, 2024

    Человек дня

    Смотреть все
    Человек дня: Александр Белявский
    Май 6, 2024
    Публичные лекции

    Лев Рубинштейн в «Клубе»

    Pro Science

    Мальчики поют для девочек

    Колонки

    «Год рождения»: обыкновенное чудо

    Публичные лекции

    Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

    Pro Science

    Инфракрасные полярные сияния на Уране

    Страна

    «Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

    Страна

    Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

    Pro Science

    Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

    О проекте Авторы Биографии
    Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

    © Полит.ру, 1998–2024.

    Политика конфиденциальности
    Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

    В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

    ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

    Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

    Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

    ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).