будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Июль 4, 2025
Хозяйство
Гриценко Григорий

Вот по дороге едет “ЗИЛ”, и я им буду задавим

Вот по дороге едет “ЗИЛ”, и я им буду задавим
98_04

Во вторник, 30 августа, состоится заседание правительства Москвы, посвященное реформированию производства на автозаводе им. Лихачева. Вопрос этот более чем своевременный, так как производство на ЗИЛе уже много лет стагнирует, и все ранее предпринимавшиеся попытки московских властей вытащить его из депрессивного состояния успехом не увенчались.

В советские времена на заводе выпускалось более 200 тысяч грузовиков в год и работало 150 тысяч человек. После начала экономических реформ выпуск автомобилей резко сократился и сейчас колеблется на уровне 12 тыс. штук, а численность занятых в производстве – на уровне 11 тысяч человек. Да и эти объемы выпуска удается удерживать только благодаря переводу производственной программы завода на пользующуюся популярностью модель “Бычок”. Причем, хотя переориентация на выпуск этого пятитонного грузовика с дизельным двигателем произошла еще несколько лет тому назад, завод-производитель так и не вышел на рентабельные объемы, которые, по оценкам, составляют 30 тыс. шт. в год. Поэтому финансовые показатели деятельности завода из года в год неизменно говорят об убытках. В 2003 году валовой убыток составил 891 млн руб., убыток от продаж – 944 млн руб. В 2004 году валовой убыток увеличился до 1220 млн руб., убыток от продаж – до 1255 млн руб.

В чем же причина длительного застойного существования завода, который когда-то считался флагманом советского машиностроения? Как правило, при ответе на этот вопрос заводские руководители и представители московского правительства во всем винят экономические реформы вообще и отдельных реформаторов в частности. Считается, что они это делают для того, чтобы переложить ответственность с себя на других людей, хотя люди эти никогда никакого отношения к заводу не имели и ничего плохого ему не делали.

Но, как нам кажется, упреки заводчан отчасти верны – если не по отношению к отдельным людям, то по отношению к реформам точно. Верны потому, что именно благодаря реформам объем государственного заказа для ЗИЛа резко сократился (а это был заказ на выпуск военных грузовиков), именно благодаря реформам резко упала покупательная способность сельскохозяйственных производителей (а они были основными покупателями грузовиков), во многом благодаря реформам резко сократилось промышленное и гражданское строительство, а вместе с этим упал спрос строительных организаций на самосвалы и другую строительную технику, выпускавшуюся на базе ЗИЛа. И именно благодаря реформам была отменена монополия внешней торговли, после чего на российский рынок в большом количестве хлынули грузовики иностранного производства, тут же вытеснившие отечественного производителя на обочину хозяйственной жизни. И поэтому во многом прав был один из руководителей ЗИЛа г-н Владиславлев, который как-то безапелляционно заявил, что раз государство в свое время построило завод мощностью 200 тыс. автомобилей в год, то оно и обязано ежегодно выдавать оплачиваемый заказ на эти 200 тысяч штук. Завод этот заказ выполнит и машины наштампует, а что с ними потом будет делать государство – его не волнует.

Болезненная реакция на реформы со стороны руководства завода и города хорошо понятна: за несколько лет потерять статус ведущего предприятия страны и стать убыточным заводом, которых тысячи, – такое вынести нелегко. Да и кроме морального ущерба есть еще конкретный материальный – десятки тысяч рабочих, оставшихся без средств к существованию и превратившихся в обузу для города, который не только перестал получать налоги, но, наоборот, стал выплачивать заводу субсидии, чтобы хоть как-то удержать его на плаву. При этом, естественно, одними субсидиями дело не ограничивалось: завод перешел с грузовиков с бензиновыми двигателями на грузовики с дизельными, что расширило внутренний спрос, но и этими мерами вытащить предприятие из тупика не удалось. Хотя программ реанимации разрабатывалось более чем достаточно.

И вот на заседании правительства Москвы будет предпринята очередная попытка решить застарелый вопрос - что делать с ЗИЛом. На этот раз решение должно быть обязательно найдено, потому что выбирать, по большому счету, уже не из чего - все возможные варианты были испробованы, а на невозможные денег все равно нет.

Возможных вариантов, судя по сложившейся ситуации, всего три. Первый вариант: закрыть всю эту лавочку, и на гигантской территории предприятия, снеся предварительно заводские корпуса, построить жилищные, офисные и торговые комплексы. Рентабельность их продаж, как мы знаем, превосходит все разумные пределы и поэтому ни в какое сравнение с бизнесом по производству грузовиков не идет. Второй состоит в том, чтобы продлить жизнь заводу, но постепенно выносить его производства подальше от Москвы, где гораздо дешевле и земля, и рабочая сила, а высвободившиеся заводские площади использовать как складские помещения (доход от них, кстати, может послужить источником дополнительного финансирования переноса производства за пределы столицы). Третий вариант основывается на том, что отдельные заготовительные производства ЗИЛа начинают использоваться в производстве деталей для соседнего “Автофрамоса”, который располагается на территории еще одного московского автозавода-банкрота - “Москвича”. Он начинает выпускать французский автомобиль “Рено”. Детали же для “Рено” и будут штамповаться на ЗИЛе – вместе, надо думать, с деталями для основной продукции завода.

Какой именно из этих вариантов будет принят, или же будет придумано еще какое-нибудь решение, сейчас не так важно. Ни одно из них все равно уже не приведет к восстановлению прежнего значения завода им. Лихачева (а до того – имени Сталина) для российской экономики.

См. также:

  • Гриценко. Локомотив для автомобиля
  • Гриценко. Автомобиль на шее
  • Гриценко. Выхлопные газы Тойоты
  • Гриценко. Автолюбители против заводов и фабрик
  • Гриценко. Российский автопром защитят... иностранцы
Гриценко Григорий
читайте также
Хозяйство
Мировая экономика через призму макроэкономических индикаторов и сбытовой политики
Декабрь 6, 2012
Григорьев Леонид Гавриленков Евгений Берлин Антон
Хозяйство
Экономические итоги года
Декабрь 29, 2006
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).