Борьба за наследие «Трансаэро» пока далека от завершения. Авиакомпания, у которой не осталось лицензии, не осталось права на совершение полетов по самым прибыльным направлениям и практически не осталось самолетов, все же интересует ее бывших конкурентов.
В пятницу, 30 октября, Дмитрий Сапрыкин, который был назначен на пост гендиректора «Трансаэро» 7 сентября, объявил, что все еще считает себя главой авиакомпании. В распоряжении «Интерфакса» оказался приказ за подписью Сопрыкина о том, что он приостанавливает действие всех документов, изданных Валерием Зайцевым.
Как бы в подтверждение этого «Аэрофлот» перечислил «Трансаэро» 500 миллионов рублей на выплату аванса сотрудникам авиакомпании за прошедший месяц. При этом, несмотря на сложную ситуацию, «Трансаэро» все еще не является банкротом. Опять же в именно пятницу впервые в истории был допущен технический дефолт по облигациям «Трансаэро», авиакомпания не выплатила почти 90 миллионов рублей в счет купона по облигациям.
Дмитрий Сапрыкин — представитель государственного «Аэрофлота». До своего перевода в «Трансаэро» он был заместителем гендиректора по правовым и имущественным вопросам «Аэрофлота и до сих пор входит в состав совета директоров аэропорта «Шереметьево». Его назначение на пост главы «Трансаэро» означало переход частной компании под оперативный контроль государственного «Аэрофлота». При том, что никаких судебных решений на этот счет принято не было — хотя два крупных банка-кредтора, Сбербанк и Альфа-банк, уже подали иск о банкротстве и, по российскому законодательству, именно они вправе претендовать на управление имуществом «Трансаэро».
Но уже почти совершенный акт поглощения «Трансаэро» «Аэрофлотом» натолкнулся на неожиданное препятствие. Владислав Филев, основной владелец группы авиакомпаний S7, заявил, что покупает контрольный пакет акций «Трансаэро». На прошедшей недавно пресс-конференции он подтвердил, что уже в начале ноября планирует закрыть сделку.
Сразу после объявления о предстоящей покупке Филев назначил в «Трансаэро» нового гендиректора, Валерия Зайцева. Решение об этом было принято на заочном собрании совета директоров 23 октября. Легитимность именно этого решения и оспаривает Сопрыкин.
Между тем команда Филева фактически обвиняет «Аэрофлот» в рейдерском захвате. Действительно, массово отменять рейсы «Трансаэро» начала только после прихода в руководство Сопрыкина, да и сама логика передачи оперативного управления достаточно странная.
Зато на стороне «Аэрофлота» играет федеральное правительство. Сразу после заявления Филева о покупке акций Росавиация объявила об аннулировании сертификата эксплуатанта «Трансаэро», без этой бумаги компания не может совершать коммерческие перевозки. Маршруты «Трансаэро» — а распределением маршрутов в России занимается государство — начали массово передавать «Аэрофлоту». В самом «Аэрофлоте» при этом жалуются, что тратят на помощь «Трансаэро» слишком много денег и полученными направлениями будут отбивать их несколько лет.
Филев же уверен, что компанию можно привести к операционной прибыли за полгода и все, что для этого нужно — гарантия невмешательства со стороны государства и желание кредиторов вернуть свои деньги, не уничтожая компанию.
При этом восстановить уже отозванный сертификат эксплуатанта невозможно, а получить новый может только вновь созданная компания, сообщил «Коммерсантъ FM» официальный представитель Росавиации Сергей Извольский. Но на рынке есть уверенность, что если у кого-то будет желание сохранить «Трансаэро», то жизнь авиакомпании будет продолжена.
Об инвестировании в «Трансаэро» уже задумался один из инвестиционных фондов Малайзии, который, по данным СМИ, создан с участием правительства Малайзии и «команды, имеющей опыт реструктуризации Malaysia Airlines и AirAsia». Привлечение инвесторов из Азии, вполне возможно, не помешает стратегическим планам Филева, чья авиакомпания базируется в Новосибирске и который в первую очередь смотрит на сибирский и дальневосточный рынки.
Президент Российского инвестиционного агентства Юрий Спиридонов в интервью Business FM сообщил, что малайцы готовы участвовать в истории с «Трансаэро» вплоть до создания новой авиакомпании, с подключением собственных самолетов.