будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Май 20, 2025
Хозяйство

Время кошмарить бизнес

Время кошмарить бизнес
30
Иллюстрация: Сергей Елкин

Нормализация отношений в схеме «власть-бизнес» невозможна, несмотря на всю энергичную риторику власти. Власть на разных уровнях хочет «доить» бизнес, бизнес принимает эти правила игры и закладывает риски в свои планы. А встроить общественный контроль искусственно в эти отношения не получится.

Усилия российских властей по развитию в России всяческого духа свободной конкуренции и прочего «нормального» капитализма каждый раз натыкаются на одно маленькое препятствие — выстроенная в стране бюрократическая машина не может реализовать прекраснодушные планы правительства, а своеобразная политическая и деловая культура никак не стимулирует ее этому способствовать. Фокус в том, что прочная спайка бизнеса и власти просто не предполагает между ними никакого «общества» или иного, пусть и искусственного контролирующего эти отношения института. Да и у бизнеса особого стимула к изменению ситуации нет.

Вот пришло очередное подтверждение: полиция и прочие силовики никак не хотят брать бизнес-омбудсменов на обыски предпринимателей. По крайней мере собеседники «Известий» однозначно идею главного защитника бизнеса Бориса Титова забраковали. Отговаривались представители силовых ведомств тем, что законодательно такая норма не существует, да и материалы дела тогда будут утекать на сторону и расследования станут куда как более затруднительными. Сам Титов, правда немногим ранее, утверждал, что уже договорился на тему общественного контроля с самим главой МВД Владимиром Колокольцевым.

Договорился или нет — не поймешь, чужая душа - потемки. Понятна и логика силовиков: ты предпринимателя подозреваешь в нарушении каких-то законов, а тут тебе на шею садится этот «омбудсмен», наверняка имеющий в местном бизнес-сообществе много завязок. И он-то точно сорвет всю прекрасную операцию силовых органов. Правосудие посрамлено, преступник остается на свободе и вообще выходит сухим из воды.

Надо сказать, что подобная логика свойственна силовикам любой страны, да и вообще выглядит здраво. Расследования должны вестись так, чтобы ничто не могло им помешать. В противном случае, всяческие недобросовестные налогоплательщики и даже откровенные мошенники легко смогут принять превентивные меры и развалить дело еще до его подачи в суд.

Против этого рассуждения есть один простой довод — в нашей практике правоохранительные органы тоже часто занимаются вполне конкретным бизнесом.

А именно: рейдерской деятельностью. Ну или «закошмариванием бизнеса», если угодно. И никакая служба собственной безопасности с этим справиться не может.

Самый известный кейс - «дело Чичваркина» и отъем «Евросети», но это случай, наглядно демонстрирующий повсеместную практику. У силовиков масса полномочий проверить бизнес и создать конкретной компании массу проблем, слабо совместимых с ведением предпринимательской деятельности. Ведь проверка — это де-факто остановка деятельности предприятия на какое-то время. А любые выявленные или надуманные нарушения и вовсе грозят если не посадкой владельца, то закрытием компании. Чем силовики разных мастей и прочие надзорные органы и зарабатывают (не всегда, но часто) себе на жизнь: «покошмарил» и получил если не бизнес под свой контроль, так солидные отступные.

Если бы только отдельные силовики и прочие уполномоченные товарищи были заинтересованы в таком положении дел, то, вероятно, усилия верховных властей по исправлению ситуации были бы не бессмысленны.

Только вот и сама верховная власть часто использует бизнес — в основном госкомпаниями, но не только — в качестве персонального кошелька или дойной коровы.

Дыра в бюджете? Бизнес. Надо восстановить церковь? Бизнес. Не хватает денег на футбольную команду? Ну кто же еще. «Капитаны отечественного бизнеса» нагружены массой «социальных обязательств», прямо или косвенно навязанных крупными чиновниками. Та же схема с «закошмариванием» получается, только вместо проверки или выемки документов — разговор в тихом кабинете или уютном ресторане.

А ирония заключается в том, что и сам бизнес вовсе не белый и пушистый и такая схема предпринимателей в целом устраивает. Правила игры постоянно меняются, но это просто добавляет в продукцию еще одну «премию за риск». И «порешать вопросы» квазизаконным способом становится гораздо легче, если, конечно, знаком с нужными людьми. Вот бывший логист ТНК-ВР обвиняет гендиректора и совладельца компании Германа Хана в перечислении крупным госчиновникам «сотен миллионов долларов». Бог его знает, что у него там с начальством произошло, но сомнений, что какие-то подобные методы решения вопросов в крупном бизнесе существуют — никаких. Это же очень удобно: договорился с чиновником N, дал ему крупную сумму и, если тебя не обманут, выиграл конкурс на месторождение или вписался в крупный госпроект.

В эту схему отношений бизнеса и власти никак не встраиваются ни официальные омбудсмены, ни расследовательская деятельность журналистов или политактивистов типа Алексея Навального.

То есть встраиваются, но в виде все того же корпоративного шантажа, уже не силового и не чиновного, а «общественного». Проблемы бы, может, и не было, если бы нормальная транспарентная и конкурентная среда выстраивалась без участия общества и создания иной схемы отношений в системе «бизнес-власть». А существующая схема, именно в этом ее особенность, технически не способна работать без закошмаривания бизнеса силовиками, заносов в высокие кабинеты и многомиллиардных распилах на госзаказе. И никакой омбудсмен при проверке от этого не спасет, ведь власть с бизнесом буквально слились в экстазе.

читайте также
Хозяйство
Мировая экономика через призму макроэкономических индикаторов и сбытовой политики
Декабрь 6, 2012
Григорьев Леонид Гавриленков Евгений Берлин Антон
Хозяйство
Экономические итоги года
Декабрь 29, 2006
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).