будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
ЖКХ
Май 15, 2025
Хозяйство
Карпюк Илья

Время собирать кирпичи

Время собирать кирпичи
gkh1
Реформа ЖКХ. Источник: Фото: tut.by

В федеральном правительстве озаботились неэффективностью компаний и структур, которые помогают россиянам решить жилищные проблемы. Профильные ведомства, по данным "Коммерсанта", получили задание проработать вопрос слияния Агентства по ипотечному жилищному кредитованию (АИЖК), Фонда содействия развитию жилищного строительства (Фонд РЖС) и Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (Фонд ЖКХ). Пока что деятельность всех эти трех организаций и правда нельзя назвать сверхуспешной.

АИЖК было создано правительством в 1997 году для того, чтобы развивать в стране рынок ипотечного кредитования. Реально агентство начало работать в начале 2000-х годов - после финансового кризиса 1998 года думать о развитие жилищного кредитования было несколько странно.

Концепция работы АИЖК достаточно проста: агентство размещает на рынке облигации и другие долговые бумаги и на эти средства выкупает у банков ипотечные кредиты, в первую очередь те, что были выданы по заранее согласованным программам, которые позволяли приобрести квартиру ученым, учителям, военным, молодым семьям и т.д. Таким образом АИЖК рефинансирует примерно каждый 16 выданный в России ипотечный кредит.

Фонд ЖКХ был основан в 2007 году и существует в статусе госкорпорации. Президент Владимир Путин признал, что 240 млрд рублей, которые федеральное правительство вложило в качестве имущественного взноса в декабре 2007 года, появились в бюджете благодаря выставлению налоговых претензий компании ЮКОС и, в том числе, распродаже ее имущества после запуска процедуры банкротства. Первоначально предполагалось, что Фонд ЖКХ прекратит свою деятельность 1 января 2013 года, но сейчас срок его жизни продлен до 1 января 2018 года.

Фонд ЖКХ работает с регионами - те разрабатывают программы по расселению ветхого и аварийного жилья или по проведению капитального ремонта в таких домах. Эксперты Фонда анализируют заявки и выносят решение о выделении средств.

Фонд РЖС был основан в 2008 году, он занимается распределением земельных участков, которые ему в собственность передало государство. Также Фонд РЖС помогает регионам и муниципалитетам осуществлять градостроительное планирование, решает с естественными монополиями вопрос развития инфраструктуры и т.д.

В целом стройная система из трех организаций, однако, так и не создала в России рынок доступного жилья. ФЦП "Жилище!", которая рассчитана на 2011-2015 годы, фактически провалилась, а ответственное за ее исполнение Министерство регионального развития было упразднено.

 
ЖКХ. Фото: zelnet.su

В рамках новой госпрограммы "Жилье для российской семьи" правительство пообещало к 2017 году построить 25 млн кв.м. жилья, которое будет продаваться по цене на 20% ниже рыночной, но не выше, чем по 30 тысяч рублей за квадратный метр. Курирует новую программу Минстрой.

Изначально считалось, что Фонд РЖС будет обеспечивать застройщика землей, Фонд ЖКХ - управлять инженерными сетями, а АИЖК профинансирует социальные ипотечные кредиты. Однако столь амбициозный проект, по мнению чиновников, потребует настолько тесного взаимодействия всех трех организаций, что их будет проще объединить.

 
Игорь Шувалов

Первым с инициативой объединения трех структур, по данным "Коммерсанта", выступил вице-премьер Игорь Шувалов. Он поручил всем заинтересованным ведомствам, в том числе Минстрою, Минфину и Минэкономразвитию, сформировать собственные позиции по этому вопросу. Впрочем, на данный момент ведомства не готовы представить официальную позицию - пока идут консультации со специалистами.

Идея объединения не только в том, что будет сокращен управленческий аппарат, что немаловажно в текущих финансово-экономических условиях, но и в повышении управляемости отрасли, считается, что одной сруктурой проще командовать, чем тремя. Тем более, сейчас к существующим компаниям есть целый ряд претензий.

Например, в сентябре Счетная палата опубликовала отчет, в котором раскритиковала деятельность АИЖК. По мнению аудиторов, АИЖК "не вносит существенного вклада в реализацию Стратегии развития ипотечного жилищного кредитования в России до 2030 года".

Счетная палата сочла, что деятельность АИЖК по развитию первичного рынка ипотечного кредитования неэффективна, вторичного рынка - недостаточно эффективна, а меры, принимаемые агентством для развития рынка строительства жилья экономкласса и арендного жилья, недостаточны.

Кто будет контролировать новую структуру, в случае ее появления, пока непонятно, но логично предположить, что она окажется под присмотром профильного Минстроя.

Очевидно, новая структура будет достаточно крупной. По подсчетам "Коммерсанта", только в 2014 году и только Фонд ЖКХ потратит более 48 млрд рублей - деньги пойдут на расселение или капитальный ремонт аварийного и ветхого жилья. Фонду РЖС правительство передало 19 тысяч га земли, сейчас в стадии проектирования и строительства 23 млн кв.м. жилья. АИЖК имеет открытую кредитную линию в ВЭБе на 40 млрд рублей.

У вероятного объединения, конечно, можно найти и негативные стороны. Например, даже сейчас управляемость корпораций не всегда удовлетворительна. Например, известны случаи, когда Фонд ЖКХ сначала оплачивал капитальный ремонт дома, а затем - расселение жителей. Вдобавок ко всему реорганизация таких больших структур неизбежно приведет к тому, что в течение некоторого времени, по крайней мере нескольких месяцев, они будут неработоспособны.

Впрочем, учитывая, что и сегодня работоспособность и эффективность трех правительственных "жилищных" корпораций сомнительна, объединение может им и не повредить.

Быть может, какие-то изменения внесут в жизнь управляющих компаний следующая новость: в июле 2014 года Совет Федерации подтвердил законопроект № 448902-6 о лицензировании управляющих компаний в сфере ЖКХ. Закон учитывает непременное получение лицензии ЖКХ на деятельность по управлению многоквартирными зданиями и деятельность по содержанию и ремонтным работам совокупного имущества в многоквартирном доме, прохождение руководителями управляющих организаций квалификационных экзаменов и устанавливает штрафы за работу в отсутствии подходящей лицензии.

Карпюк Илья
читайте также
Хозяйство
Мировая экономика через призму макроэкономических индикаторов и сбытовой политики
Декабрь 6, 2012
Григорьев Леонид Гавриленков Евгений Берлин Антон
Хозяйство
Экономические итоги года
Декабрь 29, 2006
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).