В федеральном правительстве озаботились неэффективностью компаний и структур, которые помогают россиянам решить жилищные проблемы. Профильные ведомства, по данным "Коммерсанта", получили задание проработать вопрос слияния Агентства по ипотечному жилищному кредитованию (АИЖК), Фонда содействия развитию жилищного строительства (Фонд РЖС) и Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (Фонд ЖКХ). Пока что деятельность всех эти трех организаций и правда нельзя назвать сверхуспешной.
АИЖК было создано правительством в 1997 году для того, чтобы развивать в стране рынок ипотечного кредитования. Реально агентство начало работать в начале 2000-х годов - после финансового кризиса 1998 года думать о развитие жилищного кредитования было несколько странно.
Концепция работы АИЖК достаточно проста: агентство размещает на рынке облигации и другие долговые бумаги и на эти средства выкупает у банков ипотечные кредиты, в первую очередь те, что были выданы по заранее согласованным программам, которые позволяли приобрести квартиру ученым, учителям, военным, молодым семьям и т.д. Таким образом АИЖК рефинансирует примерно каждый 16 выданный в России ипотечный кредит.
Фонд ЖКХ был основан в 2007 году и существует в статусе госкорпорации. Президент Владимир Путин признал, что 240 млрд рублей, которые федеральное правительство вложило в качестве имущественного взноса в декабре 2007 года, появились в бюджете благодаря выставлению налоговых претензий компании ЮКОС и, в том числе, распродаже ее имущества после запуска процедуры банкротства. Первоначально предполагалось, что Фонд ЖКХ прекратит свою деятельность 1 января 2013 года, но сейчас срок его жизни продлен до 1 января 2018 года.
Фонд ЖКХ работает с регионами - те разрабатывают программы по расселению ветхого и аварийного жилья или по проведению капитального ремонта в таких домах. Эксперты Фонда анализируют заявки и выносят решение о выделении средств.
Фонд РЖС был основан в 2008 году, он занимается распределением земельных участков, которые ему в собственность передало государство. Также Фонд РЖС помогает регионам и муниципалитетам осуществлять градостроительное планирование, решает с естественными монополиями вопрос развития инфраструктуры и т.д.
В целом стройная система из трех организаций, однако, так и не создала в России рынок доступного жилья. ФЦП "Жилище!", которая рассчитана на 2011-2015 годы, фактически провалилась, а ответственное за ее исполнение Министерство регионального развития было упразднено.
В рамках новой госпрограммы "Жилье для российской семьи" правительство пообещало к 2017 году построить 25 млн кв.м. жилья, которое будет продаваться по цене на 20% ниже рыночной, но не выше, чем по 30 тысяч рублей за квадратный метр. Курирует новую программу Минстрой.
Изначально считалось, что Фонд РЖС будет обеспечивать застройщика землей, Фонд ЖКХ - управлять инженерными сетями, а АИЖК профинансирует социальные ипотечные кредиты. Однако столь амбициозный проект, по мнению чиновников, потребует настолько тесного взаимодействия всех трех организаций, что их будет проще объединить.
Первым с инициативой объединения трех структур, по данным "Коммерсанта", выступил вице-премьер Игорь Шувалов. Он поручил всем заинтересованным ведомствам, в том числе Минстрою, Минфину и Минэкономразвитию, сформировать собственные позиции по этому вопросу. Впрочем, на данный момент ведомства не готовы представить официальную позицию - пока идут консультации со специалистами.
Идея объединения не только в том, что будет сокращен управленческий аппарат, что немаловажно в текущих финансово-экономических условиях, но и в повышении управляемости отрасли, считается, что одной сруктурой проще командовать, чем тремя. Тем более, сейчас к существующим компаниям есть целый ряд претензий.
Например, в сентябре Счетная палата опубликовала отчет, в котором раскритиковала деятельность АИЖК. По мнению аудиторов, АИЖК "не вносит существенного вклада в реализацию Стратегии развития ипотечного жилищного кредитования в России до 2030 года".
Счетная палата сочла, что деятельность АИЖК по развитию первичного рынка ипотечного кредитования неэффективна, вторичного рынка - недостаточно эффективна, а меры, принимаемые агентством для развития рынка строительства жилья экономкласса и арендного жилья, недостаточны.
Кто будет контролировать новую структуру, в случае ее появления, пока непонятно, но логично предположить, что она окажется под присмотром профильного Минстроя.
Очевидно, новая структура будет достаточно крупной. По подсчетам "Коммерсанта", только в 2014 году и только Фонд ЖКХ потратит более 48 млрд рублей - деньги пойдут на расселение или капитальный ремонт аварийного и ветхого жилья. Фонду РЖС правительство передало 19 тысяч га земли, сейчас в стадии проектирования и строительства 23 млн кв.м. жилья. АИЖК имеет открытую кредитную линию в ВЭБе на 40 млрд рублей.
У вероятного объединения, конечно, можно найти и негативные стороны. Например, даже сейчас управляемость корпораций не всегда удовлетворительна. Например, известны случаи, когда Фонд ЖКХ сначала оплачивал капитальный ремонт дома, а затем - расселение жителей. Вдобавок ко всему реорганизация таких больших структур неизбежно приведет к тому, что в течение некоторого времени, по крайней мере нескольких месяцев, они будут неработоспособны.
Впрочем, учитывая, что и сегодня работоспособность и эффективность трех правительственных "жилищных" корпораций сомнительна, объединение может им и не повредить.
Быть может, какие-то изменения внесут в жизнь управляющих компаний следующая новость: в июле 2014 года Совет Федерации подтвердил законопроект № 448902-6 о лицензировании управляющих компаний в сфере ЖКХ. Закон учитывает непременное получение лицензии ЖКХ на деятельность по управлению многоквартирными зданиями и деятельность по содержанию и ремонтным работам совокупного имущества в многоквартирном доме, прохождение руководителями управляющих организаций квалификационных экзаменов и устанавливает штрафы за работу в отсутствии подходящей лицензии.