Исполнитель - А.Никольский
СодержаниеВведениеГлавным итогом прошедших недель является продолжение либеральных экономических реформ. Более того, глава Минэкономразвития заявил о необходимости их ускорения. По словам Германа Грефа, "возможен более радикальный подход к проведению экономических, политических и социальных реформ", что позволит уже с 2004-2005 года значительно повысить темпы роста экономики. В качестве резерва для этого он назвал ускорение реформирования естественных монополий, внедрение новой модели жилищно-коммунального хозяйства, скорейшее принятие новых принципов стандартизации и сертификации, что позволит развивать инновационный бизнес и более успешно интегрироваться в мировую экономику. Также он отметил необходимость максимально быстрого принятия глав Налогового кодекса, касающихся снижения единого социального налога, ресурсных платежей, продолжения реформирования валютного регулирования (либерализация счетов не только текущих, но и капитальных операций). Кроме этого, среди основных задач Минэкономразвития на 2002 год Греф отметил "кардинальное совершенствование института банкротства", внедрение международных правил бухгалтерского учета, реформу государственной власти, реформирование местного самоуправления.
В то же время, наблюдатели отмечают, что позиция президента Владимира Путина более сдержанна, а премьер-министр Михаил Касьянов заявил, что "прорывов [в сфере реформирования] не будет".
Вступление России в ВТО продолжает содействовать ускорению либеральных реформ. После Таможенного кодекса и системы сертификации товаров реформированию может подвергнутся система валютного контроля. По крайней мере, этого требуют партнеры по ВТО. Замглавы Минэкономразвития Максим Медведков уже заявил, что требования валютного контроля будут смягчены, в частности, возврат валютной выручки экспортеров должен будет производиться в течение не 90 дней, а одного года.
Крупным событием стало принятие Думой в первом чтении закона о "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", внесенного правительством.
С 1 июня резко (более чем в два раза) повышена экспортная пошлина на нефть. Это связано с установлением высоких цен на нефть на мировом рынке. Экспортные пошлины на сталь, напротив, отменены в связи с ухудшением мировой конъюнктуры и антидемпинговыми расследованиями в ряде стран. Повышение импортных пошлин на иномарки в очередной раз отложено.
В сфере налогообложения малого бизнеса отмечается дальнейший прогресс: в процессе прохождения соответствующих законопроектов через Думу требования к малым предприятиям могут смягчиться.
В области естественных монополий продолжается активная борьба вокруг реформирования РАО ЕЭС. Кроме того, значимым событием стало то, что Федеральной энергетической комиссии передали функции регулирования на транспорте (ранее этими вопросами заведовало антимонопольное министерство).
Внешнеэкономическое и валютное регулированиеОбщее внешнеэкономическое регулированиеВТОПостатейное обсуждение доклада рабочей группы по присоединению России к ВТО начнется 17 июня в Женеве, сообщил заместитель главы Минэкономразвития Максим Медведков. Он подчеркнул, что вызывает оптимизм тот факт, что в представленном докладе предусматриваются стандартные условия присоединения России к ВТО без значительного количества дополнительных обязательств, как это было, например, у Китая, который взял на себя 200 дополнительных обязательств. В России пока обсуждаются только 40 таких обязательств, и они не выходят за стандартные рамки.
В то же время есть и ряд негативных моментов. В частности, это вопросы, связанные с валютным регулированием и валютным контролем. Законодательство, действующее сейчас в России, по мнению стран-членов ВТО, является препятствием для торговли. Вопросы валютного регулирования и валютного контроля в России станут одной из тем обсуждения доклада рабочей группы по присоединению РФ ко Всемирной торговой организации в середине июня, сообщил Медведков. Участники рабочей группы считают, что российская система валютного регулирования и валютного контроля создает препятствия для свободной торговли, сообщил он. В частности, имеются в виду "правило 90 дней" (в течение этого времени экспортер должен вернуть 50% валютной выручки государству), а также действующая система оформления паспорт-сделки при экспортных и импортных операциях.
В особенности отмечается, что сбор за оформление паспорта платится в процентах от суммы сделки, тогда как члены ВТО считают, что он должен зависеть от реальной стоимости предоставленной услуги по оформлению. "Мы не видим проблем в разрешении этой ситуации, наоборот, в проекте нового закона "О валютном регулировании и валютном контроле", разработанном Минэкономразвития, мы предлагаем ограничить срок возврата валютной выручки не полутора месяцами, а одним годом, за исключением сделок по нефти и газу, где средства обращаются гораздо быстрее", - заявил Медведков.
Страны-члены ВТО также выступают за отмену в России экспортных пошлин, считая, что это субсидии. Но российская сторона с этой позицией не согласна. Экспортные пошлины должны быть сохранены, заявил Медведков, так как они носят фискальную функцию, пополняя бюджет, и используются, в частности, для выплаты внешних долгов. В принципе, заметил он, "мы идем по пути отмены экспортных пошлин на мелкие группы товаров, но на основные товарные группы они будут сохранены".
Также в июне на заседании рабочей группы будут обсуждены вопросы инвестиционного режима в России, некоторые вопросы ценообразования, взаимодействия федеральных властей и субъектов Федерации, вопросы таможенного администрирования и ряд других. В частности, члены ВТО по-прежнему требуют от России информировать их о ходе обсуждения законопроектов о защите инвестиций, о туризме, поскольку в них внесены ограничения по доступу иностранцев на рынки РФ. "Наша позиция принципиальна - мы не будем обсуждать законопроекты в ходе переговоров с ВТО, но сами тексты размещены на нашем Интернет-сайте, и их можно посмотреть", - сообщил замминистра.
Также участники рабочей группы требуют от России открытия российского рынка производства алкоголя для иностранных инвестиций, с чем не согласны российские участники переговоров. "В сфере взаимодействия Федерации и субъектов предстоит большая работа по созданию системы для эффективного судебного разрешения проблем, связанных с возможным принятием регионами законов, противоречащих нормам ВТО", - сообщил Медведков. Он подчеркнул, что Россия не соглашается с требованиями США и ЕС принять обязательство об автоматической отмене таких решений регионов, поскольку "у нас конституционное федеративное государство".
За 9 лет переговорного процесса по вступлению в ВТО Россия прошла огромный путь и вплотную приблизилась к выполнению правил Всемирной торговой организации в вопросах внутреннего законодательства и правоприменительной практики, а также в том, что касается системы международных договоров, заявил Медведков, подводя основные итоги завершившегося 25 апреля в Женеве очередного раунда переговоров по присоединению России к ВТО. По его словам, участники первого чтения проекта итогового доклада Рабочей группы по вступлению России в ВТО (основной документ, необходимый для вступления в ВТО) оценили представленный документ как "хорошую основу для дальнейших переговоров". "На практике это означает, что начиная со следующего заседания Рабочей группы мы приступим к обсуждению доклада по конкретным параграфам, включая ту часть, которая касается обязательств России", - отметил Медведков. Он подчеркнул, что Россия присоединяется к ВТО на стандартных условиях, но не готова брать на себя обязательства, которые существенно выходят за рамки норм Всемирной торговой организации. В этом смысле принципиальная позиция России остается неизменной.
Параллельно с продолжением обсуждения проекта итогового доклада Рабочей группы, в рамках следующего раунда переговорного процесса, намеченного на 17-21 июня в Женеве, планируется проведение двух неформальных встреч по сельскому хозяйству, барьерам в торговле и фитосанитарным нормам.
Всего в проекте доклада рабочей группы изложено 40 обязательств, которые должна взять на себя Россия перед вступлением в ВТО. Все они, по оценке Медведкова, в основном не противоречат стандартным условиям ВТО. Тем не менее выполнить каждое из них в обозримом будущем будет невозможно. Прежде всего Москва не сможет привести к одному уровню внутренние и экспортные цены на энергоносители, т.к. это вызовет экономический коллапс. По словам Медведкова, иностранные партнеры утверждают, что разница энергетических цен - это не соответствующая правилам ВТО экспортная субсидия. Однако за счет низких внутренних цен на энергоносители субсидируется все российское народное хозяйство, а не только экспортеры. Это так называемое естественное преимущество. И здесь уступок со стороны России не будет, считает Медведков. Но и российские торговые партнеры от этого требования так просто не откажутся, что серьезно затянет переговорный процесс. Дело в том, что, по их мнению, правительство искусственно сдерживает рост внутренних цен на энергоносители, в том числе и за счет экспортных пошлин. Часть энергоресурсов дополнительно остается на внутреннем рынке, что опять же не способствует выравниванию цен.
Одним из условий вступления России во Всемирную торговую организацию и придания РФ статуса страны с рыночной экономикой должно стать доведение внутренних российских тарифов на энергоносители до уровня мировых, заявил глава Еврокомиссии Романо Проди. На встрече с журналистами он отметил, что "вопрос о ценах на энергоносители является главным" в процессе переговоров по вступлению РФ в ВТО и по вопросу о придании России статуса страны с рыночной экономикой. При этом, как подчеркнул Проди, Москва и ЕС "сейчас активно работают как раз в этом направлении, стремясь выработать согласованную позицию".
Руководитель департамента тарифного регулирования и мер защиты внутреннего рынка Минэкономразвития Андрей Кушниренко сообщил, что "ни одна пошлина не будет снижена сразу после присоединения России к ВТО". Он пояснил, что предусмотрен переходный период по снижению импортных пошлин. В частности, для некоторых товаров в особо чувствительных секторах пошлины могут быть даже повышены непосредственно после присоединения России к ВТО с последующим снижением. Он отметил, что переходный период может составить от 3 до 7 лет. В настоящее время Россия ведет переговоры о присоединении к Всемирной торговой организации с 65-ю странами, сообщил Кушниренко. Он отметил, что последними странами, присоединившимися к рабочей группе по вступлению России в ВТО, стали Китай и Тайвань. "Требования Китая очень жесткие", - отметил Кушниренко.
Россия может реально вступить в ВТО не ранее конца 2003 - начала 2004 года, заявил первый заместитель министра экономического развития и торговли Михаил Дмитриев. Он подчеркнул, что правительство не ставит перед собой цель по конкретным срокам вступления, а говорит на данном этапе о подходящих условиях для вступления в эту организацию. "Переговоры открыты для всех членов ВТО и государств, которые находятся в процессе присоединения, и Россия в данном случае не исключение, однако решение о результатах переговоров могут приниматься только членами ВТО", - напомнил первый замминистра. Дмитриев отметил, что активизация переговорного процесса вовсе не означает, что Россия готова присоединиться к ВТО "на любых условиях".
Заместитель председателя российского правительства, министр финансов Алексей Кудрин заявил о необходимости форсировать вступление России во Всемирную торговую организацию. Основные договоренности по вступлению страны в ВТО, сказал он, будут достигнуты к концу 2002 года, а само вступление должно состояться в ближайшие полтора - два года. Во время дискуссии с предпринимателями, сообщил он, стало ясно, что большинство из них поддерживает вступление России в ВТО и переходит к конструктивному диалогу с правительством по данному вопросу. Кудрин подчеркнул, что без участия в международном разделении труда невозможно поднять экономику России. А вне рамок ВТО, по его словам, такое участие проблематично.
Россия может вступить в ВТО к следующему, пятому министерскому форуму организации, который состоится в сентябре 2003 г. Такую уверенность выразил генеральный директор ВТО Майк Мур. Он также подчеркнул, что Россия "уверенно стоит" в первой десятке стран, вступление которых в ВТО до сентября 2003 г "более чем вероятно".
29 мая на саммите Россия-ЕС была достигнута договоренность о получении Россией статуса страны с рыночной экономикой в течение ближайших месяцев. Признание России страной с рыночным статусом будет способствовать снижению активности антидемпинговых расследований против России, однако не означает автоматического прекращения этих процедур.
Обязательная регистрация внешнеторговых сделокДума на пленарном заседании 22 мая отклонила во втором чтении проект закона "О внесении дополнений в статью 35 федерального закона "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности". Законопроект, внесенный в Думу правительством и принятый в первом чтении, предусматривал обязательную государственную регистрацию внешнеторговых сделок, связанных с экспортом (импортом) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, передачи результатов интеллектуальной деятельности, российским лицом иностранному лицу (иностранным лицом российскому лицу). При этом такая регистрация осуществляется в случаях и в порядке, определяемых правительством.
Впоследствии правительство приняло решение о нецелесообразности дальнейшего рассмотрения этого законопроекта и предложила вернуть его к процедуре первого чтения и отклонить. Однако, комитет Думы по экономической политике и предпринимательству не согласился с правительством и подготовил его ко второму чтению. Редакция, подготовленная ко второму чтению предусматривала, что правительством в целях обеспечения контроля за соблюдением количественных ограничений экспорта и импорта товаров, введенных по основаниям, определенным в части второй статьи 15 закона "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности", обеспечивается регистрация подпадающих под действие этих количественных ограничений сделок по экспорту и импорту товаров. Регистрация таких сделок должна осуществляться непосредственно федеральным органом исполнительной власти, определенным в части четвертой статьи 12 закона, в порядке, определенном правительством.
Несмотря на то, что на пленарном заседании таблицы поправок, рекомендованные комитетом по экономической политике и предпринимательству, к отклонению были одобрены, при голосовании в целом во втором чтении законопроект не набрал необходимого количества голосов. В дальнейшем Думе, видимо, будет все-таки предложено рассмотреть возможность возврата его к процедуре первого чтения с последующим отклонением.
Внешнеторговый оборотВнешнеторговый оборот России в первом квартале 2002 года составил $30,6 млрд., снизившись по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 8,1%, сообщили в Государственном таможенном комитете (ГТК). В ГТК отметили, что объем экспорта в первом квартале 2002 года составил $21,3 млрд., что на 13,5% меньше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Импорт в Россию вырос на 7,1% и составил $9,3 млрд. В первом квартале этого года сложилось положительное сальдо торгового баланса России в размере $12 млрд., что по сравнению с аналогичным периодом прошлого года меньше на $3,9 млрд., сообщили в ГТК.
Товарооборот России со странами дальнего зарубежья в январе-марте 2002 года составил $25,3 млрд. и по сравнению с первым кварталом прошлого года уменьшился на 7%. При этом экспорт снизился на 14,8% и составил $18,1 млрд., а импорт вырос на 21,4% и составил $7,2 млрд.
Валютный контрольВице-премьер, министр финансов Алексей Кудрин уверен, что к середине года удастся достичь договоренности о постепенной либерализации валютного режима. Он заявил, что в дальнейшем удастся либерализовать текущие и капитальные операции с валютой. Сейчас продолжается спор о том, готова ли экономика к отмене прежних регуляторов валютной системы, или же необходимо сохранить такую схему защиты от внешних неблагоприятных факторов. Как надеется вице-премьер, в ближайшее время этот спор удастся завершить и выйти на соответствующую договоренность.
Банк России занимает четкую позицию по вопросам валютного регулирования, основанную на поэтапной либерализации валютного контроля, заявил председатель Центробанка Сергей Игнатьев. Он высказал мнение, что проводить либерализацию валютного регулирования необходимо только при проведении других мер, в том числе направленных на обеспечение макроэкономической стабильности, увеличения капитализации российских банков, их перехода на МСФО. Новая редакция закона о валютном регулировании и валютном контроле, которая в настоящее время разрабатывается в правительстве, должна "четко зафиксировать полномочия всех органов валютного регулирования и Банка России", считает Игнатьев. Действующий закон председатель ЦБ назвал "устаревшим и не соответствующим современной реальности".
Председатель комитета Думы по бюджету и налогам Александр Жуков считает, что правительству необходимо в ближайшее время подготовить и внести в Думу новую редакцию закона "О валютном регулировании и валютном контроле". "Хорошо бы было, если бы новая редакция, направленная на либерализацию валютного законодательства, вступила в силу с 1 января 2003г.", - сказал он, подчеркнув, что "валютное регулирование и валютная либерализация должны напрямую способствовать экономическому росту".
Депутат отметил возможность подведения итогов дискуссии о снижении норматива обязательной продажи валютной выручки. По его словам, в настоящее время видно, что валютные резервы продолжают расти и составили уже порядка $38,5 млрд. Жуков полагает, что при сохранении существующих в настоящее время цен на нефть резервы к середине 2002г. могут увеличиться до $40 млрд.
Вопросы валютного регулирования и валютного контроля в России станут одной из тем обсуждения доклада рабочей группы по присоединению РФ к ВТО в середине июня, сообщил замглавы Минэкономразвития Максим Медведков. Участники рабочей группы считают, что российская система валютного регулирования и валютного контроля создает препятствия для свободной торговли, сообщил он. В частности, имеются в виду "правило 90 дней" - в течение этого времени экспортер должен вернуть 50% валютной выручки государству, а также действующая система оформления паспорт-сделки при экспортных и импортных операциях. В особенности отмечается, что сбор за оформление паспорта платится в процентах от суммы сделки, тогда как члены ВТО считают, что он должен зависеть от реальной стоимости предоставленной услуги по оформлению. "Мы не видим проблем в разрешении этой ситуации, наоборот, в проекте нового закона "О валютном регулировании и валютном контроле", разработанном Минэкономразвития, мы предлагаем ограничить срок возврата валютной выручки не полутора месяцами, а одним годом, за исключением сделок по нефти и газу, где средства обращаются гораздо быстрее", - заявил Медведков.
23 мая Дума приняла в первом чтении поправку в закон "О валютном регулировании и валютном контроле", разрешающую экспортерам, которые имеют обязательства перед западными кредиторами, оставлять часть валютной выручки для погашения кредитов в западных банках. Речь в проекте идет не о всех предприятиях-должниках, а только о тех, которые имеют обязательства перед банками-агентами правительств США, Японии, Канады, Великобритании, Франции, Германии и Италии. Оставлять свою выручку за рубежом они могут только с разрешения ЦБ. Правительство выступило против принятия законопроекта. В его официальном отзыве говорится, что механизм зачисления выручки от экспорта товаров на счета в западные банки в законе и так есть, так что никаких дополнительных норм не требуется.
Центробанк подал кассационную жалобу в Верховный суд (ВС) по поводу решения суда, признавшего несоответствующей одну из инструкций Центрального банка действующему закону о валютном регулировании валютном контроле. В соответствии с нынешней инструкцией ЦБ уполномоченные банки имеют право продавать валютную выручку экспортеров лишь на валютных биржах или самому ЦБ. Действующая инструкция фактически запрещает продавать валютную выручку экспортеров уполномоченными банками на межбанковском рынке. Верховный суд 1 апреля удовлетворил иск Московской фондовой биржи к ЦБ об отмене ряда ограничений при обязательной продаже экспортной валютной выручки уполномоченными банками. В частности, было признано противоречащим закону "О валютном регулировании и валютном контроле" ограничение по обязательной продаже выручки через уполномоченные банки непосредственно другим банкам, минуя уполномоченные биржи.
Кассационная коллегия Верховного суда РФ на заседании 30 мая не удовлетворила жалобу Банка России и тем самым оставила в силе решение гражданской коллегии Верховного суда от 1 апреля 2002г.
Таможенные пошлиныВторое чтение проекта Таможенного кодекса РФ (в первом чтении был принят в декабре 1999 года) переносится, по словам первого вице-спикера Думы Любови Слиски, на осень.
Пошлины на нефть, нефтепродукты и газПремьер-министр Михаил Касьянов подписал 16 мая постановление, которым устанавливается новая экспортная пошлина на нефть. С 1 июня 2002 года экспортная таможенная пошлина на нефть, вывозимую с территории России за пределы государств-участников соглашений о таможенном союзе устанавливается в размере $20,7 за тонну. Ранее действовала пошлина в размере $9,2 за тонну. Данное решение было принято по итогам мониторинга, проведенного в марте-апреле текущего года, когда цена на нефть составила $22,96 за один баррель или $167,6 за одну тонну. Исходя из существующей формулы, экспортная пошлина на нефть была определена в размере $20,4 за одну тонну.
19 апреля Дума во втором чтении одобрила поправку в закон "О таможенном тарифе", лишающую правительство возможности самостоятельно устанавливать ставки экспортных пошлин на нефтепродукты, и предложила привязать ставки таких пошлин к мировым ценам на нефть. Несмотря на возражения Минфина, депутаты постановили, что ставки экспортных пошлин не должны превышать 90% от экспортных пошлин на нефть. Так как с сентября 2001 года, согласно закону "О таможенном тарифе", ставки экспортных нефтепошлин жестко привязаны к мировым ценам на нефть (правительство ведет постоянный мониторинг этих цен и раз в два месяца ставки пошлин пересматриваются), то пошлины на нефтепродукты будут также от них зависеть. А значит, правительство утратит право самостоятельно решать, когда и в каком размере облагать пошлинами бензин, мазут и другие нефтепродукты.
Правительственная комиссия 29 апреля приняла решение снизить экспортную пошлину на сжиженный газ с 40 до 20 евро за тонну топлива. Об этом по окончании заседания комиссии сообщил ее секретарь, руководитель департамента тарифного регулирования министерства экономического развития и торговли Андрей Кушниренко.
Экспортные пошлины на металлыПредседатель правительства Михаил Касьянов подписал постановление N355 от 28 мая об отмене экспортной пошлины на изделия из черных металлов. Данное решение вступит в силу через месяц со дня опубликования постановления. Правительственная комиссия по защитным мерам во внешней торговле и таможенно-тарифной политике приняла 29 апреля решение об отмене экспортных пошлин на изделия из черных металлов по всем группам. Ранее пошлины составляли по различным группам 3% или 5%. По оценкам представителей российской черной металлургии, потери годовые бюджета от отмены пошлины оценивается примерно в $120 млн., а с учетом ранее принятых решений по снижению пошлин на некоторые группы изделий в целом этот показатель составит $200-250 млн.
Министерство экономического развития не считает целесообразным снижать пошлины на экспорт цветных металлов, заявил руководитель департамента тарифного регулирования и мер защиты внутреннего рынка Минэкономразвития Андрей Кушнеренко. По его словам, в министерство поступили заявки от производителей этого вида продукции, однако "оснований для снижения экспортных пошлин на цветные металлы сейчас нет". Возможность снижения вывозных пошлин на лом цветных металлов в настоящее время также не рассматривается, отметил руководитель департамента.
Касаясь возможности снижения вывозных пошлин на лом черных металлов Кушнеренко заметил, что "пока этот вопрос несколько заморожен". Вместе с тем он не исключил, что проблема экспортных пошлин на лом черных металлов будет затронута в ходе консультаций по торговле стальной продукцией, которые представители комиссии ЕС и Минэкономразвития с 20 по 22 мая проведут в Санкт-Петербурге.
В настоящее время пошлина на экспорт необработанного алюминия составляет 5%, отходы и лом - 50%, но не менее 380 евро, необработанный свинец - 6,5%, отходы и лом свинцовые - 30%, но не менее 105 евро, цинк и цинковые сплавы - 10%, цинковые отходы и лом - 30%, но не менее 180, необработанный титан, порошки - 6,5%, титановые отходы и лом - 30%, но не менее 225 евро, сурьма и изделия из нее, включая лом, - 6,5%, медь - 10%. Вывозная пошлина на никель в январе 2002 года была снижена с 10% до 5%. На лом и отходы черных металлов установлены ставки таможенной пошлины в размере 15% от таможенной стоимости (но не менее 15 евро за 1000 кг). ЕС ранее заявил о готовности в случае отмены Россией экспортных пошлин на лом черных металлов увеличить квоты на российский металл на 12%, либо пропорционально размеру снижения этих экспортных пошлин.
Пошлины на автомобилиПремьер-министр Михаил Касьянов направил на доработку Концепцию развития отечественной автомобильной промышленности. Как сообщил "Интерфаксу" осведомленный источник в правительстве, к концу июня Минпромнауки и Минэкономразвития должны представить главе правительства соответствующие доработанные предложения. По словам собеседника агентства, премьер-министр считает необходимым, чтобы отечественные автопроизводители представили более серьезные обязательства по выпуску современных машин. Что касается введения пошлин на новые иномарки, то данный вопрос будет решаться только после представления всех расчетов и уточненного варианта концепции развития автомобильной промышленности, подчеркнул источник "Интерфакса".
Таможенные пошлины на новые иномарки могут быть увеличены до 35%, сообщил представитель Минпромнауки. "В рамках переговоров о вступлении России в ВТО межведомственная комиссия сочла целесообразным пойти на увеличение ввозных таможенных пошлин на новые иномарки до уровня 35% и это предложение передано для включения в проект постановления правительства об изменении ставок таможенных пошлин на импортируемые автомобили", - пояснил он. Вместе с тем представитель министерства сообщил, что "это не окончательный и даже не единственный вариант предложений, переданных на рассмотрение правительства России и пока преждевременно говорить о том, будут ли повышены пошлины на новые иномарки". В настоящее время таможенные пошлины на ввозимые новые иномарки для юридических и физических лиц составляют 25% от их стоимости, но не менее определенной ставки в евро в расчете на кубический сантиметр рабочего объема двигателя.
По словам главы Минэкономразвития Германа Грефа, через три года российские власти собираются "несколько поднять пошлины на ввоз в Россию автомобилей с учетом того, что к этому времени начнется производство российских автомобилей на тех заводах, которые были здесь созданы за это время". "Потребитель этого не почувствует, а инвесторы смогут окупить свои инвестиции", - добавил министр. По его словам, развитие автомобильного рынка является одним из приоритетов экономической политики России наряду с развитием производства другой продукции с высокой добавленной стоимостью - компьютеров, космической техники и др. При этом, по его словам, автомобильное производство входит в число отраслей национальной экономики, которые Россия намерена продолжать защищать при вступлении во Всемирную торговую организацию при помощи импортных пошлин. "По легковым автомобилям мы хотим оставить максимальный уровень пошлин на уровне 25% - том (уровне), какой есть сейчас", - отметил Греф.
Таможенные пошлины на телевизоры и электроникуОдним из основных вопросов заседания правительственной комиссии по тарифному регулированию и защите внутреннего рынка 29 апреля были таможенные пошлины на ввоз телевизоров. ГТК предлагал снизить их с 20 до 15%. Инициативу таможни поддерживали даже российские производители телевизоров. Но пошлины все равно не снизили, посчитав такой шаг нецелесообразным в преддверии вступления России в ВТО. Результат обсуждения вопроса о пошлинах на телевизоры предопределил аргумент Германа Грефа. Глава Минэкономразвития сказал, что при вступлении России в ВТО снижать пошлины на готовые телевизоры все равно придется. И чем выше они будут на момент начала переговоров, тем легче будет России отстоять свои экономические интересы. Аргумент убедил председателя комиссии по тарифному регулированию и защите внутреннего рынка Алексея Кудрина, и он даже не поставил вопрос о пошлинах на телевизоры на голосование.
Ранее руководство ГТК предлагало снизить пошлины на ввоз самых популярных бытовых приборов - телевизоров - в начале 2002 года. Такой шаг, по расчетам таможенников, увеличит таможенные поступления от импортеров ТВ-техники в бюджет минимум на 30%. В ГТК стремились развить положительный опыт прошлогоднего снижения таможенных ставок на ввоз телевизоров с 30 до 20%, в результате которого легальный импорт телевизионных приемников вырос в четыре раза, а бюджетные поступления удвоились. По данным ГТК, в прошлом году в Россию было ввезено 600 тыс. телевизоров. А продано, по данным мониторингов розничных продаж, около 4 млн. То есть с учетом того, что около 1 млн. телевизоров - российского и белорусского производства, около 2,5 млн. импортных телевизоров было ввезено в страну нелегально.
Министерство по связи и информатизации намерено добиваться отмены таможенных пошлин на ввоз импортных комплектующих для производства персональных компьютеров (ПК) в Россию. Как сообщил министр по связи и информатизации Леонид Рейман, в настоящее время пошлины на импорт комплектующих для ПК, не производимых в России, снижены до 5%. В ближайшее время, по его словам, "они будут снижены до 0%". Рейман отметил, что в настоящее время Минсвязи ставит перед собой задачу создания условий для развития отечественного производства компьютеров, предназначенных на экспорт. Он считает, что сегодня в России не существует каких-либо таможенных ограничений, препятствующих экспорту собранных в России персональных компьютеров.
Прочие пошлиныПравительство утвердило новые ставки ввозных таможенных пошлин на ряд товаров. Соответствующее постановление 30 мая подписал премьер Михаил Касьянов. Новые ставки ввозных таможенных пошлин для отдельных товаров вводятся как на постоянной основе, так и сроком на 9 месяцев. В частности, на постоянной основе вводятся новые ставки ввозных пошлин для следующих товаров: ряда овощных культур, некоторых видов цветов, мясных субпродуктов, ряда видов косметики, взрывчатых и химических веществ, изделий из натуральной кожи, драгкамней и др. Сроком на 9 месяцев вводятся новые ввозные пошлины на следующие товары: форель, личинки осетровых видов рыб, кирпич строительный, коммутаторы для телефонной или телеграфной связи и др.
Правительственная комиссия по защитным мерам во внешней торговле и таможенно-тарифной политике 29 апреля утвердила квоты на ввоз в Россию сахара-сырца. Общая квота на 2003 год составит 3,93 млн. тонн, а внутри квоты будет действовать ставка пошлины в размере 95 евро за одну тонну. Базовая же пошлина составит 200 евро за одну тонну сахара-сырца. Эти ставки будут действовать до 30 сентября текущего года.
Дума на пленарном заседании 15 мая приняла обращение к председателю правительства Михаилу Касьянову о мерах по ограничению экспорта кожевенного сырья. Депутаты предлагают премьер-министру сохранить до 2005 г. существующую экспортную пошлину на кожевенное сырье в размере 500 евро за одну тонну, а случае ухудшения ситуации эту пошлину увеличить.
Таможенное оформлениеС 15 мая таможенное оформление всех новых автомобилей марки "Мерседес-Бенц", ввозимых на территорию России юридическими лицами, будет осуществляться только на таможенном посту "Автомобильный". Решение изменить порядок ввоза автомобилей марки "Мерседес-Бенц" Государственный таможенный комитет (ГТК) принял в апреле в ответ на обращение компании "Даймлер Крайслер", которая официально объявила о реорганизации системы сбыта легковых автомобилей марки "Мерседес-Бенц" в России.
15 апреля глава ГТК Михаил Ванин и руководитель Гохрана Валерий Рудаков торжественно открыли первый в России специализированный центр по оформлению драгоценных металлов и камней. На площадях московского гранильного завода "Кристалл" впервые будут объединены таможенники, государственные контролеры Гохрана и эксперты Пробирной палаты. До сих пор оформление ввозимых в Россию и вывозимых из нее драгоценных металлов и камней, а также валюты осуществлялось контролирующими органами порознь - помимо таможни за законностью пересечения границы драгоценностями следят Гохран и Пробирная палата. Многоступенчатые процедуры отнимали у банков и бизнесменов массу сил и времени. Теперь же, по заверениям таможенников, оформление валютных ценностей будет организовано по принципу "одного окна". "Все процедуры будут происходить в едином центре, оборудованном оптоволоконной связью и современными средствами безопасности и контроля", - заявил первый замглавы Гохрана Андрей Кутепов, курирующий проект со стороны Минфина.
Регулирование предпринимательской деятельностиМалый бизнесЧисло малых предприятий в России за 2001 год сократилось на 4% и достигло 843 тысяч, причем более 7% этих предприятий на конец года находилось в стадии ликвидации, а около 6% приостановили свою деятельность. Эти данные Госкомстата приводятся в газете "Труд". Как сообщил в интервью газете заместитель председателя Госкомстата Олег Рыбак, всего в малых фирмах трудится более 6 млн. россиян (каждый десятый, занятый на предприятиях страны). Кроме того, свыше 4 млн. занимаются предпринимательской деятельностью без образования юридического лица. Всего же, считает Рыбак, "малый бизнес кормит (с учетом членов семей) 30-40 млн. человек".
Бюджетный комитет Думы на заседании 30 мая поддержал правительственный вариант законопроекта, направленного на упрощение системы налогообложения малого бизнеса. Поправки во вторую часть Налогового кодекса и некоторые другие законодательные акты, предложенные правительством, предполагают две системы налогообложения малого бизнеса - упрощенную и вмененную. Упрощенная система налогообложения будет распространяться на организации и индивидуальных предпринимателей с годовым оборотом не более 10 млн. рублей. При этом не исключено, что ко второму чтению годовой оборот будет увеличен до 15 млн. рублей. Упрощенная система освобождает предприятия от налога на прибыль, НДС, налога с продаж, налога на имущество предприятий. Индивидуальные предприниматели будут освобождаться от налога на доходы физических лиц, налога с продаж, налога на имущество физических лиц. Упрощенная система налогообложения предусматривает освобождение налогоплательщиков от единого социального налога, однако сохраняет их обязанность уплачивать страховые взносы в пенсионные фонды. Упрощенная система предполагает два объекта налогообложения - доход от реализации товара и прибыль. При этом ставка налога на доход предложена в размере 8%, а ставка налога на прибыль - 20%. Ко второму чтению возможно снижение ставки налога на доход с 8% до 6% и на прибыль с 20% до 15%. Выбор объекта налогообложения определяет налогоплательщик.
Вмененная система налогообложения заменяет ряд действующих налогов одним налогом. В частности, она освобождает от уплаты налога на прибыль, НДС, налога с продаж, налога на имущество, налога на доходы физических лиц, ЕСН. При вмененной системе налогообложения также предусмотрено сохранить уплату страховых взносов в Пенсионный фонд.
Председатель налогового подкомитета бюджетного комитета Думы Владимир Дубов высказал мнение, что законопроект "не облегчает систему налогового администрирования". Вместе с тем, отметил он, "есть политическое решение принять этот законопроект до конца весенней сессии", в связи с чем нужно принять правительственный вариант законопроекта и предложить правительству подготовить к нему поправки. Председатель бюджетного комитета Думы Александр Жуков считает, что "ни один из законопроектов малому бизнесу не поможет", и ни один из законопроектов "не предлагает упрощения системы налогообложения малого бизнеса".
Президент России Владимир Путин и депутаты-центристы договорились о снижении налогов с предприятий малого и среднего бизнеса, сообщил 20 мая после встречи в Кремле министр экономического развития и торговли Герман Греф. По его словам, Путин, в частности, согласился и дал поручение правительству снизить ставку налога с оборота до 6% с возможностью зачтения дополнительно 3% в качестве выплаты в Пенсионный фонд. Кроме того, достигнута договоренность о снижении ставки налога на прибыль с 20 до 15%. Греф также сообщил, что поступило предложение увеличить число предприятий, подпадающих под категорию малого и среднего бизнеса. По его словам, получило одобрение предложение считать предприятиями малого и среднего бизнеса те из них, оборот которых не превышает 15 млн. руб.
Президент также поручил Минфину и Минэкономики подготовить на основе предложений депутатов законопроект об отмене с 1 января этого года единого социального налога для предприятий, работающих на основе единого вмененного налогообложения. С них будет взиматься только страховой взнос в Пенсионный фонд.
Правительство и Дума подготовят согласованный вариант законопроекта о налогообложении малого бизнеса, заявил вице-премьер, министр финансов Алексей Кудрин. По его словам, "правительство представило все расчеты, и это сейчас будет предметом доработки при подготовке совместного законопроекта". Кудрин уточнил, что, в частности, обсуждается возможность изменения объема оборота предприятия, при котором оно будет подпадать под правила налогообложения для малого бизнеса. Вице-премьер напомнил, что пока специальный налоговый режим касается лишь тех предприятий, годовой оборот которых составляет менее 10 млн.рублей. Однако "мы готовы подвинуться в большую сторону", сказал вице-премьер, добавив, что, в частности, высказывались предложения увеличить этот порог до 30 млн. рублей. "Мы рассматриваем эту возможность", - сказал Кудрин.
Бюджетный комитет Думы считает, что под упрощенную систему налогообложения малого бизнеса должны подпадать предприятия с годовым оборотом более 15 млн. рублей. Такое заявление сделал зампред комитета Михаил Задорнов. Задорнов также отметил, что предприятиям малого бизнеса предлагают два варианта уплаты налогов: по ставке 6% от выручки или 15% от прибыли. При этом предусматривается, что предельная численность работающих на предприятиях, подпадающих под упрощенную систему налогообложения, должна составлять от 30 до 100 человек в зависимости от специализации.
Думские фракции "Яблоко" и "Союз правых сил" (СПС) создали рабочую группу для подготовки законопроекта, направленного на изменение системы налогообложения малого бизнеса, сообщил заместитель руководителя фракции "Яблоко" Сергей Иваненко. По его словам, подготовленный рабочей группой проект закона в сентябре может быть внесен в Думу. Иваненко отметил, что основная идея законопроекта - приравнять принципы налогообложения малого бизнеса к принципам налогообложения физических лиц. Малый бизнес должен платить налоги один раз в год и все остальное время "жить спокойно", добавил он. Депутат считает, что законопроекты, которые в настоящее время рассматриваются в Думе, ведут "по тупиковому пути", поскольку в рамках действующего законодательства изменить систему налогообложения малого бизнеса невозможно. "Распутывать узел налогообложения малого бизнеса бесполезно, его надо рубить", - сказал он. Иваненко убежден, что необходимо создавать принципиально новую систему налогообложения малого бизнеса.
Единый социальный налог (ЕСН) для индивидуальных предпринимателей, введенный с 1 января 2002г., может быть отменен, заявил начальник управления налогообложения малого бизнеса Министерства по налогам и сборам Анатолий Мельниченко. При этом он не исключил, что этот налог может быть отменен "задним числом".
В настоящее время Минфин, Минэкономразвития и МНС работают над изменением порядка уплаты НДС индивидуальными предпринимателями во внебюджетные фонды в связи с поручением правительства от 4 апреля, так как в связи с переводом индивидуальных предпринимателей с 1 января 2002г. на уплату ЕСН в общеустановленном порядке преимущества применения налогоплательщиками упрощенной налоговой системы резко сократились в связи с увеличением фактической налоговой нагрузки, необходимостью заполнения сложных форм отчетности по этому налогу.
Министерство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (МАП) возбудило в 2001 году 990 дел по пресечению нарушений, связанных с ущемлением прав и законных интересов малых предприятий и индивидуальных предпринимателей со стороны федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.
Малый бизнес должен занять в России такое же место как в промышленно развитых странах, заявил, выступая на расширенном заседании коллегии Минэкономразвития, премьер-министр Михаил Касьянов. По его словам, несмотря на преобразования в России не наблюдается серьезного роста малого и среднего бизнеса. Здесь, по словам премьер-министра, речь идет не только о реформировании системы налогообложения малого бизнеса, проблема заключается также в том, что "условия ведения бизнеса в России остаются не очень благоприятными". В этой связи основной целью для государства является создание "такого режима хозяйствования, где вмешательство чиновников в повседневную жизнь законопослушного бизнеса полностью было бы снято". Касаясь вопроса о снятии избыточных административных барьеров, Касьянов отметил, что государство уже приняло ряд решений в этой сфере. Однако, по его словам, в ряде отраслей "можно было бы добиться значимых результатов, устранив некоторые несуразицы государственного регулирования".
Регистрация юридических лицСвидетельства о госрегистрации юридических лиц, выданные до 1 июля этого года, прекращают свое действие с 1 января 2003 года, сообщил замминистра по налогам и сборам Михаил Мишустин. Юридические лица, зарегистрированные до 1 июля этого года, должны будут подать сведения в регистрирующий орган, которым с 1 июля станет МНС, для выдачи им свидетельств о записи в едином государственном реестре. В отношении тех организаций, которые не подали такие сведения до 1 января 2003 года и не были внесены в единый госреестр, налоговые органы будут направлять документы в суды для принятия решений о их ликвидации. По мнению Мишустина, такие меры позволят очистить рынок от компаний, которые являются фирмами-однодневками и уклоняются от уплаты налогов.
Министерство по налогам и сборам внесло 30 мая в правительство пакет документов, необходимых для ввода в действие с 1 июля закона о государственной регистрации юридических лиц, сообщил Мишустин. В частности, в числе этих пяти проектов постановлений правительства - правила ведения госреестра юрлиц, порядок и срок передачи дел от ранее регистрирующих организаций МНС, урегулирование отношений с Минюстом о регистрации общественных политических движений и религиозных объединений, торгово-промышленных палат, форма документа, по которой будет осуществляться регистрация, а также положение о взаимодействии с Банком России по регистрации кредитных учреждений. Мишустин сообщил, что для удобства государственной регистрации заявители будут иметь право предоставлять документы как на бумажном носителе, так и в электронном виде.
По его словам, закон существенно упростил процедуру госрегистрации юрлиц и содержит только две причины отказа в государственной регистрации: непредоставление определенных законом необходимых для госрегистрации документов и представление документов в ненадлежащий регистрирующий орган. Решение о регистрации должно быть принято в течение 6 дней после подачи документов. Вместе с тем, закон существенно усилил ответственность регистрирующего органа за нарушение порядка госрегистрации, а также ответственность заявителя и юрлица за неправомерные действия. Мишустин заявил, что существовавшая ранее система регистрации была крайне неурегулированной. Всего на муниципальном уровне было 4,5 тыс. регистрирующих лиц, плата же за регистрацию взималась в диапазоне от 1 до 200 МРОТ. Сейчас же установлена единая государственная пошлина в размере 2 тыс.руб., которая зачисляется в федеральный бюджет.
Кроме того, по словам Мишустина, прорабатывается вопрос о совмещении государственной регистрации юридических лиц с постановкой их на налоговый учет. Пока это предложение встречает поддержку в правительственных кругах.
Министерство по налогам и сборам предлагает передать ему функции регистрации индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица, сообщил Мишустин. По его словам, в настоящее время готовится законопроект по этому вопросу. Этим же законопроектом предполагается упростить порядок регистрации этих индивидуальных предпринимателей.
БанкротствоНовая редакция закона "О несостоятельности (банкротстве)" может быть вынесена на рассмотрение Думы во втором чтении 19 июня, заявил на заседании "круглого стола" в Думе председатель комитета по собственности Виктор Плескачевский. Он отметил, что к законопроекту поступило более 3 тысяч поправок, и для их рассмотрения на пленарном заседании потребуется целый день. В связи с этим комитет намерен предложить Думе выделить специальный день для рассмотрения только этого законопроекта.
По его словам, что новая редакция законопроекта содержит четыре крупных новации. Так, впервые предусмотрено включение собственника в процесс банкротства, предусмотрен новый механизм регулирования и ответственности арбитражных управляющих, а также участие государства в процессе банкротства в качестве кредитора по налогам и обязательным платежам. Кроме того, по словам депутата, "почти везде, где могли, были прописаны открытые публичные процедуры и участие оценщиков".
Руководитель Федеральной службы по финансовому оздоровлению и банкротству Татьяна Трефилова обратила внимание на то, что законопроект предусматривает определенные требования к арбитражным управляющим. В частности, арбитражным управляющим может стать лишь лицо, имеющее высшее образование и опыт управления предприятием не менее двух лет. По словам Трефиловой, арбитражный управляющий должен обладать специальными знаниями, обучиться и сдать экзамены. Арбитражные управляющие будут объединяться в саморегулируемые организации (СРО). Структура СРО предполагает, что арбитражному управляющему будет невыгодно нарушать закон. Государство же, по словам Трефиловой, оставило себе лишь "незначительную роль" - контроль за деятельностью саморегулируемых организаций, оставляя им возможность самостоятельно разбираться с входящими в эту организацию арбитражными управляющими в случае необходимости.
Трефилова подчеркнула, что по предложению Российского союза промышленников и предпринимателей в законопроект включена норма, которая предусматривает возможность уплаты долгов. По ее словам, уплата долгов будет являться основанием для прекращения процедуры банкротства. В качестве положительного момента новой редакции закона о банкротстве Трефилова отметила появление новой процедуры - финансового оздоровления. "В законопроекте предпринята попытка установить цивилизованную процедуру банкротства", - сказала она.
По действующему законодательству при банкротстве предприятия свою долю прежде всего получает государство, но при этом оно может голосовать лишь на первом собрании кредиторов. В новом законопроекте государство приравнено ко всем остальным кредиторам. Законопроект вводит также новый механизм ответственности арбитражных управляющих. Во-первых, каждый управляющий обязан страховать гражданскую ответственность. На какую сумму, это его личное дело, но от размера страховки будет зависеть доступ к крупным банкротствам. Во-вторых, СРО, без членства в которых нельзя работать арбитражным управляющим, обязаны будут иметь коллективную страховку. Против этого, кстати, решительно возражает Российский союз промышленников и предпринимателей. По его предложению, надо значительно увеличить минимальную сумму страховки личной ответственности, но СРО не должны отвечать за своих членов.
Российский союз промышленников и предпринимателей (работодателей) обратился в правительство и Думу с просьбой не форсировать принятие закона о несостоятельности и банкротстве, сообщил президент РСПП Аркадий Вольский. "В настоящий момент по новому проекту закона, который принят в первом чтении 6 марта Госдумой, можно обанкротить любое предприятие, и поэтому следует этот законопроект обсудить более тщательно", - подчеркнул Вольский. По его словам, значительная часть банкротств инициируют налоговые органы против так называемых отсутствующих должников, фиктивных фирм, но часто бывает, "когда дело возбуждается против крупных предприятий, на которых работают тысячи человек, причем предприятие это начинают банкротить, чтобы попросту его захватить", подчеркнул Вольский.
23 мая в Кремле прошла встреча президента Владимира Путина с представителями РСПП. Открывая встречу, Путин подчеркнул, что "наши встречи стали не только регулярными, но, что особенно важно, - приобрели практический, рабочий характер". "Мы постоянно обсуждаем ход судебной и налоговой реформ, вопросы вступления в ВТО, состояние отечественных предприятий и отраслей", - сказал президент. Путин напомнил, что на одной из встреч шел разговор о несовершенстве судебной системы, которая долгое время тормозила развитие бизнеса. "Сегодня судебная реформа идет полным ходом, она коснулась и деятельности арбитражных судов, к работе которых у вас были основные претензии", - отметил президент.
Путин также сказал, что на встрече обсуждаются проблемы банкротства и налогообложения. "Мне известно, что определенные сомнения вызывает внесенный правительством в Думу пакет налоговых законопроектов", - отметил он. Касаясь проблемы банкротства, Путин подчеркнул, что "в общественном мнение банкротство и передел собственности, к сожалению, практически одно и то же". Отметив, что смена неэффективного собственника - процедура естественная и необходимая, президент высказал мнение, что "мы умудрились настолько ее изуродовать, что к ней сегодня нет никакого доверия". "В этой связи надо срочно формировать ясную, устойчивую и по-настоящему эффективную политику в этой области", - заявил Путин.
Лицензионное регулированиеПравительство на заседании 16 мая одобрило проект федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ в связи с федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности". Законопроект устанавливает порядок лицензирования отдельных видов деятельности на территории России, в том числе в отношении тех видов деятельности, лицензирование которых регламентируется иными федеральными законами, а также единый перечень лицензируемых видов деятельности, который включает 120 наименований. Законопроект направлен на упорядочение системы лицензирования на территории России, исключение возможности применения множества правовых норм, регламентирующих процедуры лицензирования.
27 мая Правительство внесло в Думу проект закона "О внесении изменений в законодательные акты РФ в связи с федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности". Соответствующее распоряжение подписал премьер Михаил Касьянов, сообщил департамент правительственной информации.
Земельные отношения Дума на пленарном заседании 16 мая приняла в первом чтении проект закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", внесенный правительством. В одобренном постановлении о принятии законопроекта в первом чтении определяется, что поправки к документу направляются в профильный комитет по аграрным вопросам в течение 30 дней. Комитету рекомендуется, в частности, при доработке законопроекта уточнить порядок установления максимального размера земельного участка из состава земель сельхозназначения, находящегося в собственности одного лица, уточнить особенности ипотеки земельных участков, а также порядок их аренды.
Большинство депутатских объединений, голосовавших за законопроект в первом чтении, ставят многочисленные условия поддержки его во втором. Так, депутатская группа "Народный депутат" добивается запрета частной собственности на землю для иностранных граждан и лиц без гражданства, сокращения предельных размеров земельного участка для физических лиц 5% от общего количества сельхозугодий одного административного района.
Фракция ОВР, в свою очередь, требует ввести более жесткие ограничения для иностранцев. В частности, она предлагает предоставлять им право приобретения сельхозземель только после определенного срока успешной аренды. Депутаты ОВР тоже считают необходимым доработать вопрос о максимальном размере площади земель, находящихся в собственности одного лица.
Фракция СПС, напротив, будет добиваться отмены преимущественного права покупки земли государством в лице субъектов РФ. Фракция "Яблоко" также возражает против наделения субъектов РФ правом преимущественной покупки участков и настаивает на единых правилах оборота участков сельхозземель на всей территории России. Готовить законопроект ко второму чтению, утрясая все разногласия, придется трехсторонней рабочей группе по доработке закона в составе представителей правительства, Думы, и Совета Федерации.
Закон "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" может быть принят Думой в целом еще на весенней сессии, заявила первый вице-спикер нижней палаты Любовь Слиска. 18 мая с просьбой о продлении весенней сессии к руководству палаты обратился премьер Михаил Касьянов, который представил Думе уточненный перечень законопроектов, рекомендованных кабинетом министров к рассмотрению парламентариями.
В министерстве имущественных отношений опасаются, что в законопроект об обороте земель сельскохозяйственного назначения, принятый Думой в первом чтении, в ходе обсуждения может быть внесено много избыточных и неправомерных норм, и постараются не допустить этого. "Можно внести в законопроект такое количество норм, которые просто сделают его юридическим уродом и не позволят работать, потому что эти нормы не будут коррелировать с нормами других законов", - заявил первый замминистра имущественных отношений Дмитрий Аратский. По его словам, "если проект дублирует нормы более чем десяти отраслей законодательства, то есть вероятность, что он их не продублирует, а исказит". "Мы постараемся не допустить этого, каждый закон должен иметь свой предмет", - добавил он. Одним из спорных в этом отношении вопросов Аратский считает "вопрос о том, включать или не включать в закон положение об ипотеке, и если включать, то в каком объеме". "Вопросы ипотеки более чем урегулированы во всех видах законодательства, и если оборот сельхозземель потребует их изменения, то они должны быть внесены, прежде всего, в закон об ипотеке", - отметил он.
Аратский считает, что в ходе обсуждения законопроекта наиболее острой будет дискуссия вокруг предоставления иностранцам права на покупку сельхозземель и оборота земельных долей. Комментируя предложения о том, что иностранцы должны получать землю только на условиях аренды, первый замминистра отметил, что "стоимость права аренды значительно ниже стоимости земельного участка". "Это будет означать, что в обороте находится уменьшенный в стоимости актив, естественно, налоги с него, поступающие в местный бюджет, а значит и отчисления на социальное обустройство села будут ниже", - отметил Аратский. К тому же, добавил он, в аренде права инвестора менее защищены, чем в собственности.
Касаясь проблемы земельных долей, первый замминистра отметил, что права 12 млн. их владельцев будут реально защищены в том случае, если земельная доля будет признана долей в общем праве собственности, а "не неким земельным ваучером, который дает право требовать из находящегося в общей собственности участка выделить какую-то его долю в натуре". Последнее означает, что "все село встанет дыбом", отметил он.
Дума на пленарном заседании 24 мая создала согласительную комиссию для доработки закона "О внесении изменений и дополнения в федеральный закон "Об ипотеке (залоге недвижимости)". Закон был принят Думой 5 апреля и отклонен Советом Федерации 23 апреля 2002 г. с предложением создать согласительную комиссию. Закон исключает земли сельскохозяйственного назначения из перечня земель, не подлежащих ипотеке, и при этом предусматривает, что закон "Об ипотеке (залоге недвижимости)" не распространяется на ипотеку земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Президент России Владимир Путин на заседании Госсовета 22 апреля выступил за скорейшее составление земельного кадастра, подчеркнув, что это является задачей федерального уровня. "Мы по-прежнему не имеем не только механизма эффективного использования земли, но и полной картины об объемах площадей и их качестве", - отметил он.
Естественные монополииЕстественные монополии в целом, ЕТОПравительство на заседании 4 апреля одобрило проект постановления, определяющего полномочия и структуру Федеральной энергетической комиссии (ФЭК). Об этом сообщил департамент правительственной информации. Согласно вносимым дополнениям, ФЭК в рамках своих полномочий осуществляет регулирование деятельности (государственное регулирование цен и тарифов на продукцию и услуги) не только субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе, но и на транспорте.
Уточняется, что основными функциями ФЭК являются регулирование и контроль деятельности субъектов естественных монополий в сферах транспортировки нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам, транспортировки газа по трубопроводам, железнодорожных перевозок, услуг по передаче электрической и тепловой энергии, услуг транспортных терминалов, портов и аэропортов, включая ценовое регулирование, а также определение потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию, или установление минимального уровня их обеспечения в случае невозможности удовлетворения в полном объеме потребностей в товарах, работах и услугах, реализуемых субъектом естественной монополии.
Вносится уточнение, что в целях реализации возложенных на ФЭК задач и функций ФЭК формирует и ведет реестры субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе и на транспорте, в отношении которых осуществляются госрегулирование и контроль. Кроме того, ФЭК осуществляет методическое руководство деятельностью субъектов естественных монополий по вопросам реализации государственной политики в области регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию, железнодорожные перевозки, транспортировку нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам, транспортировку газа по трубопроводам, услуги транспортных терминалов, портов и аэропортов, а также анализ практики такого регулирования. ФЭК также дает в пределах своей компетенции разъяснения по вопросам госрегулирования тарифов.
Согласно вносимым изменениям в положение о Министерстве по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, исключаются функции и задачи, которые осуществлял МАП в отношении субъектов естественных монополий на транспорте.
Председатель ФЭК Георгий Кутовой считает, что тарифы естественных монополий повышать не следует. По его словам, ФЭК предлагает уже со следующего года перейти в ситуацию, когда хозяйствующие субъекты естественных монополий будут самостоятельно зарабатывать деньги. В электроэнергетике процесс выработки и поставки энергии будет происходить на конкурентных условиях: потребитель сам выберет поставщика. А стоимость тарифной услуги естественных монополий - только транспортная компонента - и на железной дороге, и в электроэнергетике, и в газопроводном транспорте должна регулироваться. К маю 2002 года ФЭК подготовит свои предложения о лимитах роста тарифов на 2003 год и представит их на рассмотрение Минэкономразвития.
Сегодня политический расклад в области регулирования монополий выглядит относительно ясно, считает газета "Ведомости". Когда ФЭК в сентябре 2001г. выиграла у Минэкономразвития войну за право стать тарифным суперминистерством, для Германа Грефа оказалось критически важно поставить деятельность ФЭК под свой контроль и обесценить победу Георгия Кутового. Ход для этого был придуман остроумный: при написании макроэкономического прогноза на год, положенного в основу бюджета, ведомство Грефа решило закладывать жесткие потолки роста тарифов трех основных монополий - "Газпрома", РАО ЕЭС и МПС. И роль ФЭК таким образом свелась к выпуску постановлений, оформляющих решения правительства.
Таким образом, нынешняя российская модель тарифного регулирования представляет собой гибрид двух несовместимых в мировой практике методик. Первая из них - традиционная для России и поддерживаемая ФЭК - заключается в полном возмещении монополисту всех понесенных им "обоснованных" затрат плюс обеспечение рентабельности. Сокращенно эта модель именуется "издержки плюс". В такой модели государство - ФЭК - имеет теоретическую возможность довольно подробно исследовать структуру затрат монополий. Зато монополии стремятся - и не безуспешно - максимально раздуть собственные расходы, чтобы выбивать для себя тарифы побольше.
Вторая базовая модель регулирования заключается в жестком ограничении на длительный период потолка тарифов. "Ограничив на 5 - 7 лет рост цен монополистов индексом инфляции или даже ниже, правительство фиксирует доход монополий, стимулируя их тем самым на снижение издержек, т. е. имитируя систему рыночных стимулов в отсутствие рынка, - говорит завсектором Высшей школы экономики Андрей Шаститко. - Этот метод был относительно удачно применен в последнее десятилетие в монополиях Англии". Проблема этой методики в том, что "правительство слишком мало знает о монополиях, чтобы аргументированно доказывать, что такого-то тарифа на ближайшие пять лет вам будет достаточно, а остальное вы получите за счет экономии", - полагает ученый.
Разумеется, все три монополии в этом споре поддерживают ФЭК. Зампред правления РАО ЕЭС Яков Уринсон, например, откровенно признает, что "при счете по советскому методу "издержки плюс" монополия всегда обманет правительство, потому что монополии у нас большие".
Проведенное "Ведомостями" исследование современной тарифной политики показывает, что модель ограничения тарифных потолков фактически уже реализуется в МПС. Однако она совершенно не годится для "Газпрома" - ведь внутренний рынок формирует мизерную часть доходов компании, поэтому жесткое ограничение внутрироссийских цен на газ не способно радикально стимулировать экспортно-ориентированный "Газпром" на экономию. А между тем главная проблема тарифной политики правительства заключается в самой структуре тарифов, целиком выстроенной на принципе перекрестного субсидирования.
РАО ЕЭСПакет законопроектов (законопроекты: "Об электроэнергетике", "О введении в действие федерального закона "Об электроэнергетике", а также законопроекты о внесении изменений и дополнений в законы "О естественных монополиях", "О конкуренции и ограничении монопольной деятельности на товарных рынках", "Об энергосбережении" и во вторую часть Гражданского кодекса) по реформированию электроэнергетики России поступил в Думу, сообщил председатель комитета Думы по энергетике, транспорту и связи Владимир Катренко. По его словам, "в Думе уже давно ждали поступления от правительства этих документов, и в ближайшее время Дума приступит к их рассмотрению". В конце апреля правительство распорядилось внести проекты федеральных законов по реформированию электроэнергетики в Думу и назначило своих представителей при рассмотрении этих документов.
Правительственная комиссия по реформированию электроэнергетики в июне рассмотрит проект постановления по принципам развития и функционирования оптового рынка электроэнергии, сообщил вице-премьер Виктор Христенко. Он отметил, что в настоящее время уровень согласованности этого документа составляет примерно 80%. Однако он подчеркнул, что это "самый детальный и самый сложный документ", обсуждаемый в процессе реформирования электроэнергетики, который "дает ответ на большинство вопросов". Именно с этим, подчеркнул вице-премьер, связана сложность его доработки и согласования.
Проект постановления правительства о формировании 10 генерирующих компаний оптового рынка электроэнергии будет внесен в правительство в двухнедельный срок, сообщил Христенко. По его словам, на заседании правительственной комиссии по реформированию электроэнергетики было принято решение о создании 10 генерирующих компаний. Компании создаются по принципу генерации и будет создано 6 тепловых генерирующих компаний, 3 - на основе гидрогенерации и 1 специальная на базе Загорской станции. Христенко отметил, что гидрогенерирующие компании формируются по каскадному принципу, будут сформированы 3 компании, включающие гидроэлектростанции Волжско-Камского бассейна, Сибири и Дальнего Востока и Северного Кавказа. Касаясь распределения тепловых электростанций и формирования 6 генерирующих компаний на их основе, Христенко отметил, что в состав генерирующих компаний будут включаться станции с соблюдением приблизительно равных стартовых условий для всех, в том числе по состоянию мощностей, то есть уровню их износа, мощности и ценовым параметрам генерации.
Комитет Думы по энергетике, транспорту и связи на заседании 16 мая принял решение о создании рабочей группы для работы над законопроектами по реформированию электроэнергетики, которые были утверждены правительством в конце апреля. Председателем рабочей группы назначен депутат Думы, член фракции "ОВР" Юрий Липатов.
Председатель правления РАО "ЕЭС России" Анатолий Чубайс подписал приказ, определяющий порядок и сроки создания единого системного оператора энергосистемы страны, который объединит в себе диспетчерские управления АО-энерго. Документ предусматривает создание ОАО "Системный оператор - Центральное диспетчерское управление ЕЭС" к июлю 2003 года и определяет методику реформирования диспетчерских управлений АО-энерго.
Решения о реорганизации 72-х АО-энерго будут приняты до 1 октября 2002г, сообщил Чубайс. При этом, по его словам, по ряду компаний соответствующие решения будут приняты до 1 сентября. Названия этих компаний Чубайс уточнять не стал, отметив, что в РАО уже подготовлен подробный график реорганизации. В настоящее время РАО "ЕЭС России" приступило к этапу массового преобразования АО-энерго на основании постановления правительства РФ N525. В ближайшие 3-4 месяца во всех региональных энергокомпаниях страны будут выделены в независимый бизнес сети, генерация, сбыт и диспетчерские подразделения. Для того чтобы при этом не пострадало управление компаниями, РАО "ЕЭС России" будет создавать управляющие компании в генерации, сбыте и сетях. Следующим этапом реорганизации энергосистемы будет межрегиональная интеграция и создание крупных межрегиональных энергокомплексов. Пятого апреля правление РАО издало приказ N200, регламентирующий сроки и этапы преобразования региональных энергокомпаний, сообщил Чубайс.
Экономическое управление администрации президента предъявило претензии к планам Чубайса по реформированию РАО ЕЭС, сообщает газета "Ведомости". В администрации считают слабо обоснованной одну из базовых идей реформаторов - создание оптовых генерирующих компаний (ОГК). Ключевыми игроками конкурентного оптового рынка электроэнергии станут по замыслу правительства 10 оптовых генерирующих компаний, в состав которых войдут крупнейшие электростанции РАО ЕЭС. Комиссия по реформированию электроэнергетики под председательством вице-премьера Виктора Христенко практически целиком одобрила предложения РАО, которые должны быть внедрены в жизнь постановлением правительства.
Это произошло несмотря на то, что за несколько часов до заседания в аппарат Христенко поступили принципиальные замечания президентской администрации. "Наше мнение заключается в том, что необходимо тщательно проанализировать последствия создания генкомпаний в той форме и в том составе, которые предлагаются, - заявил "Ведомостям" источник в экономическом управлении администрации. - На сегодняшний день таких расчетов нет. РАО говорит, что состав компаний подбирался по компьютерной модели. Эту модель членам комиссии не показали".
Член правления РАО Андрей Трапезников не видел новых возражений администрации, но говорит, что экономическое обоснование состава и количества создаваемых компаний в документах есть.
Министерство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами разработает проекты постановлений правительства, регламентирующих правила недискриминационного доступа потребителей и производителей электроэнергии к услугам естественных монополий в сфере электроэнергетики, сообщила пресс-служба министерства.
МПСПремьер-министр Михаил Касьянов подписал распоряжение о внесении в Думу пакета законопроектов по реформе железнодорожного транспорта, одобренных на заседании правительства 26 апреля. В пакет входят законопроекты "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта", изменения и дополнения в Транспортный устав железных дорог и в законы "О федеральном железнодорожном транспорте", "О естественных монополиях". Эти законопроекты Дума планирует рассмотреть 27 июня.
ОАО "Российские железные дороги" (РЖД) может быть создано в первом квартале или в начале второго квартала 2003 года, заявил министр путей сообщения Геннадий Фадеев. Он отметил, что в настоящее время идет работа по реализации первого этапа структурной реформы железнодорожной отрасли. По словам министра, "историческое значение имеет факт одобрения правительством четырех законопроектов, направленных на создание правовой базы разделения хозяйственных и государственных функций МПС". Принятие этих законов, подчеркнул министр, позволит создать РЖД без риска распродажи основных фондов железнодорожного транспорта.
Штаб МПС по реформированию отрасли определяет организационную структуру создаваемого ОАО "Российские железные дороги" (РЖД). Как сообщили в пресс-службе МПС, этот вопрос обсуждался 27 мая на заседании штаба по реформированию железнодорожного транспорта под председательством первого замминистра путей сообщения России Владимира Якунина. Были также рассмотрены вопросы об основных задачах и предложениях по персональному составу рабочих групп штаба, план-график работы.
В МПС, сказал Якунин, "рассчитывают, что Дума в течение весенней сессии сможет рассмотреть в первом чтении пакет законопроектов о железнодорожном транспорте, поскольку своевременное принятие соответствующих законов является залогом успешного хода реформы".