«Я не могу молчать!». С этих слов начиналась речь Министра Обороны на пленарном заседании военно-промышленной конференции, где Сергей Шойгу жестко и эмоционально попросил освободить его ведомство от вопросов ценообразования и ремонта вооружений, предложив сосредоточиться на том, чтобы в войска поставлялись качественная военная техника.
«Освободите нас от не свойственных нам функций — через заключение контрактов жизненного цикла, через взятие на себя ремонта всей техники, которая стоит на вооружении. Заберите все 300 заводов, 37 тыс. слесарей и токарей, заберите вместе с ремонтом и вместе с деньгами!" – в момент выступления Шойгу в зале было настолько тихо, словно министр заявил о начале «конца света».
Фактически это бой с теми функциями, которые армии несвойственны в принципе, и обременение которыми неизбежно приведет к снижению ее боеспособности. Чтобы победить коррупцию в армии, министр решил «рубить с плеча» - просто лишив министерство экономических функций. Иными словами, лучше вообще не иметь бумажник, чем иметь, но отдать его на хранение вору. Интересно, что всем специалистам ВПК на этом совещании было очевидно, что вопросы ценообразования, которыми с явным удовольствием занималась команда бывшего министра обороны, неизбежно ведут к разрастанию коррупции в армии, от которой в таких условиях просто невозможно требовать эффективности.
Можно предположить, что «крик души» министра обороны был отчасти спровоцирован последним по времени, но вряд ли последним по факту, медийным скандалом, связанным с планируемой закупкой министерства навигаторов ГРОТ-М в количестве 2818 штук. Напомним, дата проведения аукциона намечена на 8 апреля. Эта история, появившаяся в СМИ с подачи лидера «Яблока» Сергея Митрохина, симптоматична для Министерства Обороны. Ведь, согласно сложившейся традиции, эксперты и политики спешат обвинить в коррупции именно офис министерства на Знаменке, хотя само МО к этой истории вообще не имеет отношения. И вот почему.
Генштаб МО, согласно действующему законодательству, каждый год формирует заказ на покупку военной техники и оборудования, исходя из нужд войск и запросов с мест дислокации воинских частей, но закупку для министерства производит специально созданная для этих нужд структура – «Рособоронпоставка» (Федеральное агентство по поставкам вооружения, военной, специальной техники и материальных средств). Именно на сайте госзакупок сегодня можно найти уведомление Агентства о готовящемся аукционе, в ходе которого будет потрачено 478 485 804,32 рублей из бюджета Минобороны.
Вопросы о том, как формируется эта цена, и что за навигаторы приобретает МО, вполне логичны. Но ответы на них следует искать, исходя из реального понимания сути происходящего, а не из политических настроений.
Навигатор, который соответствует техническим условиям данного заказа МО, сегодня разрабатывает и производит только одно предприятие в стране - НИИ Космического Приборостроения. Оно и формирует цену на свой ГРОТ-М. В 2011 году один навигатор ГРОТ-М с маркировкой 14Ц822, согласно данным НИИ КП, стоил 142.033,5 рублей (без НДС). Так как производитель был всего один, Министерство обороны, которое не имеет права вмешиваться в формирование цены на покупаемый для нужд армии продукт, отправило предложение НИИ КП в Федеральную службу по тарифам (ФСТ), которая и должна была утвердить цену. В официальном письме ФСТ от 31.10.2011 за подписью начальника Управления по регулированию цен на продукцию оборонного комплекса и социально значимые товары и услуги Бодягина И.В. цена на один навигатор была утверждена ровно такой, как и просил производитель. В 2013-ом году согласно ФЗ-94 («о госзакупках») будет проведен аукцион, на который могут выйти все производители навигаторов, соответствующих техническим требованиям армии. В условиях конкурса оценка ФСТ формально не нужна – это рынок. Но как тогда определить стартовую цену аукциона?
Очень просто. Все тот же производитель, который остается единственным в стране, сообщает Министерству Обороны свою цену на ГРОТ-М - 143.895,120 рублей (без НДС), то есть за два года из-за инфляции цена выросла всего на 1.000 с лишним рублей, на «смешную сумму». Эту цену министерство и заявляет, только уже, естественно, с учетом НДС. Получается 169.796,24 рублей. Причем эта цена – «начальная максимальная», то есть в ходе торгов она не может вырасти, а может быть только ниже: аукцион проводится по т.н. «голландской системе» и рассчитан на то, что его организаторы рассчитывают сэкономить бюджетные средства, а не «разбазарить» их. Мы, конечно, понимаем, что на аукцион придет единственный игрок – производитель навигаторов ГРОТ-М – НИИ КП, так как больше никто в стране навигаторов для нужд армии не производит. Вероятно, он и получит контракт по заявленной им же цене. Ну, и причем же здесь Минобороны?
Отдельно стоит сказать о самом навигаторе ГРОТ-М 14Ц822. Он действительно выпускается с 2003-го года. Но, вопреки предположениям Сергея Митрохина, его не снимали с производства в 2010-ом году, а, наоборот, модернизировали, добавляли многие новые технические функции, в частности, - карты местности, в отсутствии которых блогер Митрохин обвиняет невесть кого. Если внимательно изучить тот же сайт госзакупок, в реестре представленных документов можно увидеть даже «Лист регистрационных изменений», из которого следует, что последнее изменение технических условий было сделано в 2011-ом году. Это уже исключает версию С.Митрохина о закупке «старых, снятых с производства» приборов.
Увы, журналисты и блогеры, подхватившие тезисы Митрохина, и сравнивая ГРОТ-М с «туристическими приборами спутникового позиционирования» стоимостью 10–15 тысяч рублей, совершенно не понимают, что ГРОТ-М служит совсем не для того, чтобы объехать пробки в районе Болотной площади по дороге в кафе «Твербуль». А для определения своего местоположения, технического расчета удара по цели, для наведения орудия на объект боевых действий. Армейский навигатор отличается от «туристического» еще и тем, что он оснащен системой ВТ-сигнала (высокоточный сигнал), который единственный будет работать во время военных действий, когда отключится американская GPS и российская ГЛОНАСС. Так было во время российско-грузинского конфликта в 2008 году, но Сергей Митрохин этого просто не знает, так на войне не был, а был за рубежом, где его туристический навигатор GPS работал исправно.
ГРОТ-М создан только для нужд армии, со специально защищенной системой защиты и кодирования сигнала. Именно поэтому он стоит дороже «туристического». Это, в частности, понимают специалисты из Алжира, Венесуэлы, Индии и других стран, которые покупают у России именно этот ГРОТ-М, только дороже, чем Минобороны (так как у Рособоронэкспорта свой экспортный тариф), и даже без ВТ-сигнала, потому что эта разработка защищена грифом «совершенно секретно». И ничего, им нравится. Тем более, что выглядит он вовсе не так, как думает блогер Митрохин, а вот так:
Конечно, всем бы нам хотелось, чтобы отечественные армейские навигаторы имели более совершенный вид и технические характеристики. И вот тут возникает главный вопрос – развития научно-технического потенциала страны, применения новейших военных технологий, модернизации производства и многие другие. Но даже суперсовременный навигатор для Генштаба, вопреки слезливым пожеланиям критиков, не уместится ни в сумку Louis Vuitton, ни в бардачок Bentley. Потому что Армия – не гламурный сигарный клуб, где лайк в Facebook приравнен к подвигу. Конечно, господин Митрохин с коллегами по соцсетям хотели бы закупить для российской армии навигаторы, сделанные за рубежом, но, отвечая его же словами – «квасной либерализм» в столь абсурдном варианте – прямой путь к поражению в любой войне.
Кстати, о войне. Решив выйти из окопа (или из «грота» - как угодно), министр на том же заседании заявил:
«Дайте нам оружие, на котором мы будем воевать,— заявил Сергей Шойгу на заседании комиссии по ВПК, - оружие, на котором мы будем учить наших молодых офицеров воевать в будущем». Эти слова, так же как и требования забрать у армии экономические функции, - настоятельная рекомендация, а не просьба с неясными перспективами.
В сегодняшних условиях Министерство Обороны вынуждено получать только то оборудование и оружие, которое ему может предложить отечественный монополист в лице ВПК, и по тем ценам, которые назначает либо ФСТ, как в случае с навигаторами два года назад, либо сам производитель-монополист. А расплачиваться за это МО вынуждено через специально созданные структуры типа «Рособоронпоставки». У этого агентства, созданного Указом президента РФ Д.Медведева 14 мая 2010 года, были две основные задачи – «приобретать хорошую технику, экономить деньги». Эта цитата Дмитрия Медведева украшает сайт Агентства, а под ней – фото, на котором рядом с ним по-прежнему заседают бывший министр Анатолий Сердюков, и нынешний руководитель Рособоронпоставки – выходец из клана «питерских налоговиков» - Надежда Синикова. Время на фото остановилось.
Интересно, там вообще слышали о кадровых переменах?
Но чего еще ждать от агентства-посредника, в которое пришли работать ранее уволенные из «торгового блока» силовых ведомств целых 1100 человек - из Вооружённых Сил (871), МВД (96 человек), ФСБ России (50) и многие другие? Под четким руководством бывшего министра обороны в Агентстве выросла мощная коммерческая структура, выполняющая посреднические функции госзакупок, предположительно - на коррупционной основе, и ни за что при этом не отвечающая. Зато именно она проводит аукционы, определяет участников тендеров, и формирует финальную цену всего поставляемого в армию (и не только) оружия.
В итоге Министерство обороны вынуждено, как говорит Шойгу, «намертво бодаться» с неуступчивыми и не вполне чистоплотными посредниками, сотрудничество с которыми ему навязано, в том числе, и прежним военным руководством.
Понятно, почему министр обороны больше не может молчать. И почему он идет в атаку.
Начав свою первую войну на этом посту, он и его команда первым делом постарается лишить главного врага Министерства – коррупцию – поля боя. Иными словами – финансовой базы. У армии в руках должен быть автомат, а не калькулятор.
Сергей Шойгу не хочет доверять кошелек вору.
Но готов отдать его. В честные руки.
Автор статьи: Директор Центра политической информации Алексей Мухин