Министерство экономического развития предлагает частично разморозить накопительную часть пенсии с 2017 года, а Министерство финансов считает разумным вообще отказаться от накопительных пенсий. Кроме того, оно предлагает лишить пенсий работающих пенсионеров с доходом выше определенного уровня.
Идеи Минэкономразвития сводятся к тому, чтобы в 2017 году перечислять в накопительную часть пенсий 1% тарифа (вместо положенных по закону 6%), сообщил информационному агентству РБК источник ведомстве. Позже эту информацию подтвердил заместитель министра экономического развития Олег Фомичев. По словам замминистра, отчисления 6% тарифа могут быть восстановлены с 2018 или 2019 года.
Будет ли эта идея одобрена, пока сказать нельзя. Официально с этими предложениями Минэкономразвития в правительство еще не обращалось, а комментариев в Минфине и Пенсионном фонде изданию получить пока не удалось.
Напомним, накопительная часть пенсии была заморожена в 2014 году, что позволило сохранить средства в федеральном бюджете благодаря экономии на трансферте Пенсионному фонду. Заморозка была продлена на 2015 и 2016 годы.
Эффект оказался достаточно значительным для того, чтобы Минтруда предложило продлить режим заморозки еще на три года. Глава Минтруда Максим Топилин заявлял, что заморозка позволит сэкономить в следующем году 390 млрд рублей бюджетных средств.
В сентябре вице-премьер Ольга Голодец заявляла, что формирование пенсионных накоплений в 2017-2019 годах не предусмотрено. «Уже предельные лимиты доведены, в них нет трансферта Пенсионному фонду», — приводит информационное агентство «Интерфакс» ее словам.
В то же время 23 сентября в печати появилась информация, что государство намерено отказаться от накопительной части пенсий или же изменить принцип ее формирования. Как сообщил «Коммерсантъ-ФМ» президент Национальной ассоциации негосударственных пенсионных фондов Константин Угрюмов, ожидается, что предложение вообще упразднить этот компонент в системе обязательного пенсионного страхования будет сделано Минфином или Центробанком на Московском финансовом форуме.
По словам Угрюмова, представители финансовых институтов выступают за то, чтобы накопительная часть пенсий формировалась впредь лишь добровольно за счет средств граждан.
Разморозка накопительной части пенсии вполне вероятна, в отличие от отказа от накопительного компонента пенсии, заявил в беседе с «Полит.ру» доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой Российского экономического университета имени Плеханова Дмитрий Земляков.
«Манипуляции с накопительной частью пенсии – это вынужденная мера. Она связана с неисполнением бюджета, исчерпанием налоговых поступлений в него и с тем, что средства Резервного фонда и Фонда национального благосостояния исчерпываются. Отсюда и возникает необходимость такого шага.
Что касается временного использования свободных средств, то в этом ничего страшного нет. Надо, конечно, посмотреть, о каких объемах идет речь, но, по сути, эта вынужденная мера пополнения бюджета – как бы заимствование из будущих периодов – является нормальной. Ничего особого в этом нет, и если это происходит в пределах 3-4%, то для населения нет ничего страшного.
Использование накопительной части пенсии в небольшом объеме для латания бюджетных дыр нормально. Конечно, это делается не от хорошей жизни, но ничего экстраординарного в этом нет», – сказал Дмитрий Земляков.
В то же время он выразил сомнения в том, что государство захочет отказаться от накопительного компонента пенсий. «Думаю, государство от накопительных пенсий не откажется. Вероятность этого, на мой взгляд, ничтожна. Накопительная система, конечно, останется – никуда не денется. Вот принцип пополнения ее может измениться, это да», – полагает Дмитрий Земляков.
Обязательная накопительная система не оправдала возлагавшихся на нее надежд, однако нет уверенности в том, что если отчисления сделать добровольными, то они будут достаточно велики и что их будет делать значительное число россиян. Об этом в беседе с «Полит.ру» сказал Юрий Горлин, заместитель директора Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС.
«Обязательная накопительная система за уже более 11 лет своего существования, на мой взгляд, не оправдала тех надежд, которые на нее возлагались, когда она создавалась. Доходность пенсионных накоплений за этот период составила в среднем порядка 5%, что почти в два раза ниже, чем инфляция за тот же период. То есть в реальном выражении граждане, участвовавшие в ней, частично потеряли накопления.
Одновременно с этим нарастают риски: вот уже три года НПФы денег не получают. Пока что, правда, выплат в значимом объеме нет, так что риски остаются скрытыми. Но после 2027 года – ближе к 2030-м годам, когда начнутся массовые выплаты, тем более, если мораторий на новые отчисления будет продлен, эти риски кратно возрастут. И устойчивость НПФов – это, на самом деле, большой вопрос.
Думаю, стремление сделать так, чтобы какой-то денежный поток туда поступал, пусть даже в ограниченном размере – 1%, как писали СМИ, – связано с желанием поддержать финансовую устойчивость НПФов. Если в этой идее и есть целесообразность, то она только в том, чтобы поддержать их финансовую устойчивость.
Это что касается предложения об отчислении в НПФ 1%, что СМИ назвали «разморозкой». Тут я только хотел бы сказать, что термин «заморозка» не совсем правильный: он вызывает впечатление, будто все деньги «заморожены». Нет, все деньги, которые в НПФах и государственной управляющей компании уже есть, продолжают работать – с тем или иным успехом, в зависимости от качества управления. Речь идет о том, что новые отчисления, начиная с 2014 года, не производятся. И, с учетом того, что, как пишут СМИ, теперь и Минфин об этом говорит, из-за проблем с дефицитом бюджета, видимо, деньги и не будут отчисляться.
Теперь что касается предложения по изменению самого накопительного компонента пенсии. Детали в СМИ изложены не были, но в целом речь идет о том, чтобы переформатировать систему отчислений из обязательного в добровольный формат. Дискуссия на этот счет между социальным и финансово-экономическим блоком шла достаточно долго, и социальный блок вступал за то, чтобы эти отчисления были добровольными. И я считаю, что, с учетом опыта, делать их обязательными нецелесообразно, лучше им быть добровольными. Единственное, что у меня вызывает большие сомнения, так это вот какой вопрос: если они действительно будут добровольными, то обретут ли они массовый характер – как по численности, так и по объему средств, которые могут быть там аккумулированы?
Потому что есть недостаточно позитивный опыт, о котором я упоминал. И те многочисленные новации, которые происходят в пенсионной системе, – в частности, приостановка отчислений на накопительную часть пенсии, – не вызывают у населения дополнительной веры в пенсионную и финансовую систему. Ну, и, кроме того, в отношении накопительной пенсии был проведен эксперимент – его результаты надо учитывать.
С 2008 года действовала программа софинансирования, по которой человек мог внести до 12 тысяч рублей в год – а государство ему встречно давало еще 12 тысяч. Это была доходность в 100% годовых – таких прекрасных условий просто не бывает! И то в этой программе участвовало не очень значительное количество людей – насколько я помню, всего порядка 2,5 миллиона человек (причем до последнего года, когда было объявлено, что программа может быть закончена, участвовал всего миллион граждан). При этом средний счет накоплений составлял 18 тысяч рублей на человека, что эквивалентно 75 рублей к пенсии.
Это свидетельствует о том, что: а. у большей части людей нет возможности накапливать, потому что доходы невелики (они и были не очень большими, а сейчас, в условиях падения доходов, возможность накапливать еще уменьшилась); б. есть небольшая часть населения, у которой есть возможность что-то откладывать и сохранять, но у них есть и другие инструменты для этого – наверное, с их точки зрения, более привлекательные. У кого-то это депозиты, у более обеспеченных людей – недвижимость, валюта и так далее.
Поэтому я сильно сомневаюсь, что если отчисления будут добровольными, то большое количество людей согласится часть своей зарплаты перечислять в НПФ», – объяснил Юрий Горлин.
Между тем идеи относительно пенсий для россиян касаются не только накопительного компонента. Так, Минфин предложил не платить пенсии работающим пенсионерам с доходами выше 500 тысяч рублей, сообщила 23 сентября газета «Ведомости».
По ее данным, Минфин предлагает также отменить фиксированную выплату (то есть часть страховой пенсии в размере 4559 рублей) для граждан, доход которых выше 2,5 прожиточного минимума (сейчас это составляет примерно 22 тысячи рублей). По информации издания, эти предложения обсуждались в правительстве в числе предложений для придания сбалансированности федеральному бюджету в 2017-2019 годах.
Минфин уже выдвигал идею отменить пенсии работающим пенсионерам с доходами выше определенного уровня, он не отказался от нее и, скорее всего, продолжит сдвигать границу доходов вниз, до 300 тысяч рублей в год. Такое мнение высказал в беседе с «Полит.ру» доцент кафедры факультета экономических наук НИУ ВШЭ Антон Табах, комментируя сообщения о предложении Минфина .
«Ну, что можно сказать по предложению Минфина? "Нормальные герои всегда идут в обход"... В принципе, они давно хотят урезать выплаты пенсионерам с доходом выше среднего. В прошлом году от этой идеи отбились, но сделали лимит [доходов] в миллион. Работающих пенсионеров с такими доходами мало, но парочку знаю – элитная профессура. Видимо, в этом году "отрубание хвоста" продолжается», – отметил эксперт.
По его мнению, процесс может не остановиться и на границе в 500 тысяч рублей, а зайти еще достаточно далеко. «Думаю, остановятся на уровне 300 тысяч в год. Конечно, совсем отменять пенсии не будут», – пояснил Антон Табах.