По данным Росстата, цены на бензин в конце августа, по сравнению с декабрем 2004 года, выросли на 6,7% и достигли в среднем 15,04 руб. за литр. Правительство рассматривает несколько вариантов обуздания стремительного роста цен на нефтепродукты. Во-первых, повышение экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты, что должно стимулировать компании продавать больше бензина внутри России. Во-вторых, усиление борьбы с монополизмом на местных рынках нефтепродуктов. В-третьих, организация биржевой торговли бензином и создание собственного российского рынка фьючерсов, а, возможно, и изменение налогообложения - поднятие пошлин, т.е платы за вывоз нефти и нефтепродуктов и уменьшение НДПИ - т.е платы со всех добывающих компаний.
Вчера Госдума приняла постановление о необходимых мерах в связи с резким повышением цен на ГСМ в период подготовки к зиме и завершения уборочных работ в 2005 году. Депутаты предложили изменить механизмы формирования ставок налога на добычу полезных ископаемых и таможенных пошлин на нефть и потребовали от правительства в течение месяца внести в Госдуму соответствующие поправки в законодательство.
В то время как российское правительство собирается регулировать цены на бензин с помощью экспортных пошлин и биржевой торговли, французские чиновники обещают воздействовать на своих предпринимателей куда менее рыночными методами. Министр финансов Франции Тьерри Бретон призвал бизнесменов снизить цены добровольно, в противном случае чиновник пообещал ввести чрезвычайный налог на нефтепродукты.
Глава минфина Франции Тьерри Бретон решил, что лучшая защита от безудержного удорожания бензина - это нападение на тех, кто его провоцирует. Компании, которые пользуются ростом мировых цен на нефть и продолжают повышать цены на нефтепродукты, занимают "негражданскую позицию", заявил министр. Метод воздействия чиновников на бизнес до крайности прост: если предприниматели не изменят свое поведение, то правительство пообещало вынести на обсуждение парламента вопрос о введении чрезвычайного налога на нефтяной бизнес. По словам министра, если бизнес добровольно не согласится заморозить цены на нефтепродукты, жестких мер ему не удастся избежать.
В Англии, где еще живы воспоминания об остановке нефтеперерабатывающих заводов из-за стихийных демонстраций 2000 года, полиция пообещала "при необходимости действовать жестко" по отношению к автовладельцам, собирающимся пикетировать трассы. В то же время правительство собирается предпринять жесткие меры по недопущению повышения цен. Польские власти, напротив, пошли на уступки бизнесу и временно снизили акцизы на бензин. Так же намерено дейстовать правительство Венгрии, заявив о готовности уменьшить НДС на топливо. Правительство Бельгии планирует частично компенсировать транспортным компаниям - т.е потребителям топлива - НДС при его покупке. Несколько раньше атаку на нефтяные компании предприняло правительство Австрии, договорившись в конце концов о поддержании приемлемых цен на нефтепродукты.
Таким образом, краткий перечнь мер, по мнению профессора ВШЭ Андрея Яковлева, таков: 1) уменьшение специфических налогов на отрасль и товар - т.е снижение акцизов, составляющих значительную долю от цены, 2) регулирование внутреннего рынка путем повышения тарифов на вывоз нефти и нефтепродуктов за пределы страны (повышение пошлин), 3) дотация потребителю (или, как вариант, производителю) 4) недопущение картельного сговора потребителей путем проведения жесткой антимонопольной политики 5) некоторая комбинация нескольких из этих методов. Правда, постсоветское пространство знает и призывы к установлению "справедливых цен" (кабинета Юлии Тимошенко) - с обещанием в случае непослушания отобрать у непокорных заводы, - и принятие мер, которые, напротив, угнетают производство, однако это все-таки совсем уж крайние меры государственного вмешательства в экономику. Общая логика этих рассуждений такова: все чиновники в случае кризисов (а рост цен на бензин после урагана "Катрина", нарушений работы НПЗ привели к острейшему кризису на мировом нефтяном рынке) действуют одинаково. Разница заключается в результатах их деятельности - в одном случае, приводящем в краткосрочной перспективе к снижению цен, в другом - к обрушению рынка. И еще одно замечание на полях - мировой нефтяной кризис напрямую связан с пузырем вторичных инструментов по работе с ним - рынку нефтяных фьючерсных контрактов, которые собирается ввести министр экономики Греф в России. Почему-то в эти острейшие моменты не происходит атак на нефтепроводы в Ираке и нефтяные скважины в Саудовской Аравии. А они могут в одночасье разрушить этот рынок. Может быть, эти объекты стали действительно так хорошо охраняться?